§ 6. УСЛОВИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ГАБАРИТНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПОВРЕЖДЕННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
При ликвидации последствий схода и столкновений и освобождения перегонов от поврежденного подвижного состава, оборудования и материалов особое внимание должно быть уделено негабаритности таких грузов. Несоблюдение имеющихся по этим вопросам требований может привести к дополнительным затруднениям в эксплуатационной работе участка или отделения дороги.
В соответствии с существующими положениями негабаритными считаются грузы, которые, будучи погружены на подвижной состав, выступают за допускаемое очертание погрузки (рис. 53).
Различают негабаритность одностороннюю и двустороннюю (в том числе симметричную и несимметричную). Выход за очертания погрузки на высоте от уровня верха головки рельса должен находиться в следующих пределах (в мм):
Рис. . 53. Схема предельного очертания допускаемого габарита погрузки на подвижной состав
Нижняя .. до 1230
Боковая . от 1230 до 4000
Верхняя . от 4000 до 5300
Негабаритность подразделяется на пять степеней: нулевую I, II, III и IV (рис. 54). Грузы, которые при погрузке выходят за очертание негабаритности IV и III степеней на высоте более 3608 мм и за очертание погрузки в зоне нижней негабаритности, относятся к числу сверхнегабаритных.
При ликвидации последствий схода и столкновений подвижного состава в случае вывоза с перегона узлов и деталей поврежденного подвижного состава, рассыпавшегося материала, оборудования и пр. обязательно должны соблюдаться условия размещения этих грузов на открытом подвижном составе, обеспечивающем безопасность его следования до раздельного пункта.
Как правило, на открытом подвижном составе, даже в условиях ликвидации последствий схода и столкновений подвижного состава, грузы, вывозимые с перегонов, должны размещаться и крепиться в соответствии с действующими на этот счет техническими условиями.
Загрузка тележек и колесных пар при всех условиях должна быть равномерной. Центр тяжести груза относительно поперечной оси вагона (платформы) должен быть смещен не более чем на 1/8 длины базы, а относительно продольной оси — не более 100 мм. Разница в нагрузке на колесные пары двухосного вагона (платформы) не должна превышать 4 т, на тележки четырехосных вагонов —10 т, максимальная нагрузка на ось двухосного или тележку большегрузного вагона — не более половины грузоподъемности.
На платформе грузоподъемностью 60—62 т с базой 9720 и 9294 мм нагрузка 45 т может быть сосредоточена в средней части платформы на длине не менее 3 м, а 60 т — не менее 4,3 м.
Руководители восстановительных работ не должны забывать, что в соответствии с § 5 Правил технической эксплуатации железных дорог СССР «ни одна часть сооружений и устройств, расположенных у железнодорожного пути, не должна заходить внутрь установленного габарита приближения строений. Из этого указания ПТЭ следует, что и ни одна часть перевозимых на подвижном составе грузов не должна выступать за пределы линии очертания габарита.
Начальник восстановительного поезда должен хорошо знать все основные габаритные размеры, уметь правильно пользоваться существующими допусками негабаритности подвижного состава, строго руководствоваться ими в своей практической работе.
Погрузка и перевозка негабаритного поврежденного состава или груза с перегона на ближайшую станцию или с одной станции на другую средствами восстановительного поезда могут производиться только с разрешения руководства дороги в каждом отдельном случае с предварительным соответствующим комиссионным заключением после осмотра негабаритного груза.
При погрузке и перевозке поврежденных негабаритных вагонов и локомотивов, погруженных на открытый подвижной состав (платформа, транспортеры), или на своих осях начальник восстановительного поезда должен руководствоваться специальной инструкцией. В каждом отдельном случае он вместе с представителем вагонной службы обязан тщательно проверить исправность загружаемой платформы или транспортера, высоту негабаритного груза от уровня головки рельса, ширину от середины платформы и длину груза по отношению к ее длине.
Если на открытом подвижном составе (платформах, транспортерах) или на своих осях перевозятся поврежденные (при сходах и столкновениях) вагоны или локомотивы с нарушением их габаритности, то начальник восстановительного поезда должен установить на подвижном составе контрольную раму, согласно степени негабаритности. При этом необходимо строго придерживаться контура очертания фигуры негабаритности поврежденных вагонов или локомотивов, погруженных на подвижной состав или перевозимых на своих осях.