Содержание материала

Для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования в каждом восстановительном поезде установлен порядок приемки и сдачи его при смене бригад.

Передвижные краны.

При организации ухода за кранами и обеспечения их исправного содержания, исходя из опыта работы передовых бригад восстановительных поездов Донецкой, Южно- Уральской, Юго-Восточной, Московской дорог, приемку крана от сдающей бригады можно рекомендовать производить в следующей последовательности:
на паровых кранах — огневая коробка, -арматура котла, паропровод и вентили, паровая машина и далее в порядке, общем для всех типов кранов;
на кранах с двигателями внутреннего сгорания — главный и пусковой двигатели, система управления двигателем, механизм сцепления двигателя с главным валом крана и далее в порядке, общем для всех типов кранов.
Осмотр остальных узлов и деталей кранов (вне зависимости от их типов) также может производиться в следующей последовательности: механизм главного вала; механизмы подъема груза; механизм поворота; механизм передвижения; рычаги управления; траверсы и крыша крана; стрела; ходовая рама и тележки с колесными парами, буксы, сцепные и ударные приборы; крюк и чалочные приспособления.
Если в процессе приемки крана будут обнаружены какие- либо неисправности, недостаток инструмента или приспособлений, то об этом в книге приемки и сдачи дежурств машинистами кранов должна быть сделана соответствующая запись. Когда обнаруженные неисправности не могут быть устранены на месте силами крановых бригад (сдающей и принимающей), то об этом должен быть поставлен в известность начальник или заместитель начальника восстановительного поезда.

В соответствии с действующей Инструкцией для машинистов (крановщиков) стреловых передвижных кранов, № ЦТ/2518 от 1967 г., перед тем как приступить к работе, машинист крана должен убедиться, что не истек срок технического освидетельствования крана, о наличии на грузозахватывающих приспособлениях бирок-клейм. Осмотр крана должен производиться при неработающих механизмах. Во время плохой видимости необходимо пользоваться переносной лампой напряжением не свыше 12 в. Перед началом работы машинист обязан опробовать вхолостую действие всех механизмов, электромоторов, аппаратуры, приборов безопасности, тормозов, гидросистемы. При обнаружении неисправностей машинист должен принять меры к их исправлению.
Машинисту запрещается приступать к работе, если: имеются трещины в элементах металлоконструкции стрелы, у сварных швов в подвесках стрелы, серьгах, тягах и т. п. или погнуты пояса стрелы;
отсутствуют шплинты, а также зажимы в местах крепления стрелы или ослаблено крепление;
повреждены или отсутствуют дополнительные опоры и рельсовые захваты;
повреждены детали тормозов механизма подъема стрелы или груза, в тормозной ленте имеются трещины;
износ крюка в зеве превышает 10% первоначальной высоты сечения;
токоведущие части электрооборудования не закрыты, вращающиеся детали не ограждены;
отсутствуют или неисправны звуковые и световые сигнальные устройства, ограничители подъема стрелы и груза и другие приборы безопасности;
котел парового крана имеет течь труб, трещины, пропуск в сварных швах; отсутствуют или неисправны манометр, водоуказательные приборы (водомерные стекла и водопробные краны), предохранительные клапаны и легкоплавкие пробки, питательные приборы (насос, инжектор);
отсутствуют или неисправны приборы, показывающие наличие масла в картере двигателя, температуру воды в системе охлаждения и силу зарядного тока;
прядь у стрелового или грузового каната оборвана, имеется местное повреждение или износ, превышающий предельно допустимую норму.
Во время работы крана машинист и его помощник не должны отвлекаться от своих прямых обязанностей. Машинист и его помощник не имеют права отлучаться с крана даже на короткое время, не предупредив об этом друг друга. При кратковременной отлучке помощника машинист парового крана лично наблюдает за паровым котлом. Запрещается оставлять работающий паровой котел без надзора даже на короткое время. 

Если машинисту крана необходимо отлучиться, он обязан остановить двигатель, закрыть на замок рычаг регулятора (у паровых кранов), убрать ключ зажигания (у кранов с двигателями внутреннего сгорания). При отлучке машиниста его помощнику приводить в действие механизмы крана запрещается. Входить в кабину крана, выходить из нее во время работы механизмов не разрешается.
Машинист крана, прежде чем произвести какое-либо перемещение груза, обязан убедиться, что его помощник находится в безопасном месте. В случае порчи крана машинист должен опустить груз, а при невозможности сделать это — оградить место возможного падения груза. Перед началом передвижения крана или перед поворотом его стрелы машинист должен дать предупредительный звуковой сигнал. При движении по весовым путям, на стрелках, крестовинах, при подходе к составу или отдельным вагонам скорость не должна превышать 3 км/ч. В остальных случаях кран может передвигаться с номинальной (паспортной) скоростью, если этому не препятствует состояние пути. Машинист обязан следить за тем, чтобы не задеть встречающиеся на пути предметы.
Для выхода крана к месту работы на электрифицированных участках необходимо иметь разрешение поездного и энергодиспетчера, которое может быть выдано только после снятия напряжения с контактной сети и ее заземления.
Передвижение с кранами разрешается при стреле, установленной вдоль пути, опущенной до уровня крыши будки крапа. Поднимать или разворачивать стрелу крана и подниматься людям в будки машинистов, а также начинать работу на опорах или без опор разрешается только по указанию руководителя работ и после получения письменного разрешения от бригадира и электромонтера дистанции контактной сети, ответственного за снятие напряжения и заземления контактной сети.
Работу кранов на путях, соседних с электрифицированными, а также под гибкими поперечинами на станциях можно допустить только при условии, чтобы ни одна часть крана (стрела, трос) или груз не приближались менее чем на 2 м к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети. В этом случае машинист может приступить к работе только при наличии определяющего безопасные условия работы наряда- допуска, выданного лицом, ответственным за безопасность производства работ.
Перед выездом крана на станционные пути или перегон машинист должен получить от лица, ответственного за безопасное производство работ, инструктивное указание о предстоящей работе и в его присутствии проверить исправность тормозов механизмов крана и наличие тормозных башмаков.
Перемещать кран разрешается только по сигналу стропольщика, руководствуясь при этом указаниями, изложенными в табл. 25.

Таблица 25
Сигнализация, применяемая при перемещении грузов кранами

Операции

Подаваемый сигнал

Повторение сигнала машинистом крана (крановщиком)

Двинуться краном самоходом вперед по направлению стрелы или вправо от стрелы при ее расположении перпендикулярно или под углом к оси пути

Махание над головой днем развернутым желтым флагом, ночью — фонарем с желтым или белым огнем. Один длинный звук свистка или духового рожка

Один длинный

Двинуться самоходом в сторону, обратную направлению стрелы, или влево от стрелы при ее расположении перпендикулярно или под углом к оси пути

Махание у ног днем развернутым желтым флагом, ночью — фонарем с желтым или белым огнем. Два длинных звука свистка или духового рожка

Два длинных

"Тише!" — при передвижении крана

Медленное качание вверх и вниз днем развернутым желтым флагом, ночью ручным фонарем с желтым или белым огнем. Два коротких звука свистка или духового рожка

Два коротких

"Стой!" — при передвижении крана и других операций крана

Махание по кругу днем развернутым красным или желтым флагом, ночью — фонарем с любым огнем. Три коротких звука свистка или духового рожка

Три коротких

Поднять крюк

Поднятие полусогнутой в локтеруки от пояса вверх. Один короткий звук свистка или духового рожка

Один короткий

Опустить крюк

Опускание полусогнутой в локте руки от пояса вниз. Один короткий и один длинный звук свистка или духового рожка

Один короткий и один длинный

Остановить          подъем
крюка

Резкие движения рукой вправо и влево на уровне пояса: ладонь обращена вниз. Один короткий и два длинных звука свистка или духового рожка

Один короткий и два длинных

 

Операция

Подаваемый сигнал

Повторение сигнала машинистом крана (крановщиком)

Повернуть стрелу вправо или влево

Днем — движение ладонью вытянутой руки вправо или влево по направлению требуемого вращения стрелы, ночью — такое же движение ручным фонарем с желтым или белым огнем. Для поворота вправо — четыре коротких, влево — четыре длинных звука свистка или духового рожка

Поворот вправо — четыре коротких, а влево —  четыре длинных

Поднять стрелу

Поднятие двух полусогнутых в локтях рук от пояса вверх. Три длинных и два коротких звука свистка или духового рожка

Три длинных и два коротких

Опустить стрелу

Опускание двух полусогнутых в локтях рук от пояса вниз. Два коротких, один длинный, два коротких звука свистка или рожка

Два коротких, один длинный и два коротких

Незначительное перемещение

Прерывистое короткое движение руки от пояса вверх ладонью — "Подъем чуть- чуть вверх"; вниз ладонью —  "Подать чуть-чуть вправо"; вправо ладонью — "Подать чуть-чуть влево". Сигнал дополняется двумя короткими звуками свистка или духового рожка

Два коротких

Примечания. 1. Днем и ночью при хорошей видимости машинист может не повторять сигналы (кроме "Стой" и "Двинуться вперед и назад"), подаваемые стропальщиком.

  1. Звуковые и ночные (световые) сигналы подаются только при плохой видимости; в начале и в конце работы машинист обязательно повторяет их.
  2. Сигналы "Стой" и "Двинуться вперед и назад" подаются каждый раз при передвижении и остановке крана.

Запрещается:
обвязывать или зацеплять груз работникам, не имеющим право стропальщика, а также применять немаркированные грузозахватные приспособления;
поднимать или кантовать груз, вес которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета стрелы;

опускать стрелу с грузом;
резко тормозить при развороте стрелы с грузом;
подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам, а также подтягивать железнодорожные вагоны и платформы крюком крана;
отрывать крюком или грейфером грузы, засыпанные землей, заложенные другими грузами или примерзшие к земле;
освобождать краном защемленные грузом палочные канаты или цепи;
поднимать груз, неправильно обвязанный, подвешенный за один рог двурогого крюка;   
поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также выравниваемый или поддерживаемый руками;
передавать управление посторонним лицам;
выгружать и грузить грузы на автомашины, если водитель находится в кабине; 
поднимать контейнеры, застропленные менее чем на четыре кольца или рыма, и железобетонные изделия с поврежденными петлями;
изменять вылет стрелы крана во время обвязки (зацепки) груза и при его освобождении.
Машинист обязан опустить груз и прекратить работу крана:
при выходе из строя всех питательных приборов котла парового крана и невозможности их исправить;
при скорости ветра, превышающей указанную в паспорте крана;
при недостаточном освещении места работы крана, а также в других случаях, когда машинист плохо различает и слышит звуко-световые сигналы стропольщике или плохо видит груз.
По окончании работы крана машинист обязан:
не оставлять груз подвешенным хотя бы на небольшой высоте;
поставить кран в предназначенное для стоянки место и под колеса подложить тормозные башмаки;
установить стрелу и крюк в положение согласно инструкции завода-изготовителя;
остановить двигатель;
не оставлять кран на участке пути, имеющем уклон;
не оставлять паровой кран при наличии давления пара в котле и огня в топке без надзора помощника машиниста.
При работе крана в несколько смен машинист должен сообщить своему сменщику о всех неполадках, наблюдавшихся за истекшую смену.

Тягачи типа Т-34.

При организации ухода за тягачами и обеспечения их исправного содержания рекомендуется проведение операций, указанных в табл. 26.

Таблица 26
Перечень операций по уходу за тягачами


Во время запуска и при работе двигателя необходимо следить за показаниями контрольных приборов.
Давление масла у прогретого двигателя должно быть не менее 2 кГ/см2 при 500—600 об/мин коленчатого вала. Во время работы тягача и работы двигателя на эксплуатационных числах оборотов давление масла в системе должно быть 6—9 кГ/см2, температура масла и охлаждающей жидкости 70—90° С (кратковременно 105°С).
При высокой температуре окружающего воздуха повышается нагрев агрегатов тягача, расход воды из системы охлаждения двигателя и электролита из аккумуляторных батарей, ухудшаются условия работы экипажа. Резина особенно при сухом воздухе теряет эластичность, трескается и выходит из строя.
Пыль, попадая внутрь машины и оседая на агрегатах, ухудшает условия их охлаждения и увеличивает усилия на педалях и рычагах приводов управления. Проникая к дискам трения главного и бортовых фрикционов, она спекается, образует твердую пленку, которая увеличивает толщину пакета дисков и вызывает нарушение нормальной работы этих агрегатов.
При заправке тягача нельзя допускать попадания пыли в заправляемое горючее и масло. Пробки заправочных горловин и смазочных отверстий перед вывертыванием нужно тщательно очищать от пыли. Все емкости, в которых хранятся горючие и смазочные материалы, должны быть закрыты. После снятия фильтров и воздухоочистителей открытые места систем необходимо закрыть. Очистку фильтров и воздухоочистителя следует проводить в закрытом помещении. При сильном возрастании усилий на педалях и рычагах приводов управления шарнирные соединения нужно очистить и промыть дизельным топливом.
Через 5—6 дней необходимо проверять уровень электролита в аккумуляторных батареях, удалять с батарей пыль и грязь, прочищать отверстия в пробках, доливать дистиллированную воду.
Для обеспечения надежной работы тягача при высокой температуре и сильной запыленности воздуха необходимо:

  1. во время работы внимательно следить за показаниями термометров, не допуская перегрева двигателя. Для предупреждения перегрева система охлаждения должна быть полностью заправлена, а поверхность радиаторов чистая.
  2. при прекращении работы проверять нагрев узлов ходовой части и бортовых передач, при нагреве выяснить причину и устранить обнаруженные неисправности.

Плохое состояние дорог в период дождей и распутицы ухудшает условия работы подшипников ходовой части вследствие попадания в них воды, грязи и песка через уплотнения. Преодоление тяжелых участков пути, особенно заболоченных или с размокшим грунтом, ведет к большим перегрузкам агрегатов силовой передачи и двигателя., а следовательно, к их перегреву. Для обеспечения нормальной работы механизмов тягача в распутицу необходимо перед выходом ослабить натяжение гусеничных цепей так, чтобы верхняя ветвь немного провисла между опорными катками, и убедиться в исправности сальниковых и лабиринтовых уплотнений направляющих колес, опорных катков и бортовых передач.

Тракторы типов Т-180, Т-140, С-100.

При подготовке трактора к работе необходимо первоначально проверить общее состояние и надежность крепления, а затем заправить трактор топливом и водой, проверить наличие смазки в картере и поддонах воздухоочистителей основного и пускового двигателей, корпусе трансмиссии, бортовых редукторах и смазать механизмы трактора. При работе трактора нужно следить за показаниями контрольных приборов: давление масла в системе смазки двигателя должно быть 2—2,9 кГ/см2, трансмиссии 1,5—2,8 кГ/см2, давление воздуха в пневмосистеме 5,5—7,5 кГ/см2, температура охлаждающей жидкости двигателя 80—95° С.
Тракторы должны содержаться в состоянии постоянной готовности к работе.