Содержание материала

В восстановительных поездах применяются накаточные башмаки разного типа, более распространенные из них описаны ниже.
«Горбуши» (рис. 33). На накаточные башмаки типа «горбуши» можно поднимать сошедший с рельсов подвижной состав только в том случае, когда колесные пары находятся около рельса. Эти башмаки особенно удобны для подъемки локомотивов всех серий при сходе одной колесной пары, так как они свободно устанавливаются между осями локомотива.

Рис. 33. Накаточный башмак типа «горбуши»

Башмаки по своей конструкции отличаются друг от друга: наружный башмак высокий и узкий, а внутренний — широкий и низкий.
Если колесная пара сошла с рельсов в правую сторону по ходу поезда, то низкий башмак, имеющий на поверхности гребень, укладывают во внутреннюю часть колеи, а высокий башмак с гладкой поверхностью — с наружной стороны — вплотную к правому рельсу. Башмаки нужно укладывать так, чтобы наружный башмак плотнее подходил к рельсу, а внутренний немного отходил от рельса на расстояние, достаточное для прохода гребня бандажа колесной пары.

Внутренний башмак по величине возникающих в нем напряжений от оси давления при накатывании находится в наиболее неблагоприятных условиях по сравнению с наружным, поэтому крепление его должно быть особенно надежным.


Рис. 34. Накладные накаточные башмаки


Рис. 35. Приближение колесных пар при помощи контррельса

Для оснащения локомотивов разработан специальный универсальный накаточный башмак типа «горбуша», которым можно поднимать сошедший подвижной состав на рельсы типа Р43, Р50 и Р65.

Накладные башмаки (рис. 34).

На башмаки этого типа можно накатывать подвижной состав, отошедший от рельс на расстояние до 300 мм. При большем расстоянии подвижной состав необходимо сначала приблизить к рельсам или накатывать его, как показано на рис. 35.
Успех в работе при накатывании на рельсы сошедшего подвижного состава зависит от правильной установки и надежного крепления накаточных башмаков.
Башмак при укладке должен обязательно всей своей нижней плоскостью головки плотно ложиться на головку рельса. Несоблюдение этого условия приведет к излому башмака. Накладные накаточные башмаки для разных типов рельсов по конфигурации одинаковы, а отличаются по высоте лап, длине и весу (табл. 18).

Таблица 18
Характеристика накаточных башмаков


Накаточный башмак

Ширина приемной части в мм

Общая длина в мм

Высота накладной части в мм

Общий вес одного башмака в кг

Р 43

655

1 000

233

160

Р 50

682

1 090

235

170

Р 65 разборный

700

1 360

300

265

Стыковой

400

1 380

153


Рис. 36. Разборный накаточный башмак

Разборные башмаки (рис. 36).

Разборные накаточные башмаки изготовляют для подъемки тяжеловесного подвижного состава на тяжелый тип рельсов. Они состоят из трех частей. Самая тяжелая часть — корпус, весит 88 кг. А в остальном это тот же тип «накладного» башмака.

Стыковые башмаки.

Из всех видов накаточных башмаков более эффективными и надежными в работе являются стыковые. С их помощью можно поднимать все локомотивы и вагоны при любом удалении колесных пар от рельсов.
При сходе с рельсов локомотива или вагона разъединяют первый стык от сошедшей подвижной единицы, путь отрихтовывают в направлении колесных пар сошедшего локомотива или вагона, встык к рельсам крепят башмаки (рис. 37) и производят накатывание подвижного состава. Летом рельсы рихтуются вместе со шпалами, зимой рельсы расшивают от костылей и рихтуют без шпал.

Башмаки для железобетонных шпал.

Для железобетонных шпал изготовляют специальные накаточные. башмаки типа «накладных» (рис. 38). Крепятся они специальными устройствами под головку рельса. Используют их аналогично накладным башмакам.
«Клинья». При сходе подвижного состава на стрелочных переводах или у рамных рельсов не всегда представляется возможным уложить накаточные башмаки, в этих случаях применяют специальные накаточные клинья. Клинья устанавливаются у рамных рельсов стрелочного перевода на расстоянии 1200—1500 мм от корня остряка стрелочного перевода (рис. 39).

Рис. 37. Установка стыковых накаточных башмаков с отрихтовкой пути по направлению бандажей колесных пар сошедшего с рельсов подвижного состава

Накаточные клинья можно применять не только на стрелочных переводах, а в любом участке пути. Для этой цели необходимо иметь два контррельса, которые пришивают к шпалам костылями, как показано на рис. 40.

Рис. 38. Общий вид разборного накаточного башмака типов Р50, Р65, предложенного инж. И. В. Ракицким

Применение клиньев исключает повреждение стрелочных переводов при накатке, и в условиях производства восстановительных работ обеспечивает быструю подъемку подвижного состава.


Рис. 39. Схема установки накаточных клиньев для накатывания подвижного состава у рамных рельсов стрелочного перевода: а — схема укрепления; б — схема установки


Рис. 40. Схема установки стрелочных клиньев не на стрелочном переводе

При накатывании электровозов и тепловозов на рельсы типа Р65 и более тяжелые кожуха осевых шестерен (редуктора) не дают возможности приблизить колеса к рельсу на расстояние, обеспечивающее вход колес на приемную часть башмаков. В этом случае подъемку локомотивов нужно производить, как указано на рис. 41, с применением двух пар накаточных башмаков и двух рельсов облегченного типа длиной 4—5 м. Башмаки кладут на рельсы, один конец облегченного рельса подводят к приемной части накаточного башмака, а второй — к сошедшей колесной паре локомотива, рельс пришивают костылями к шпалам, и к нему прикрепляют второй накаточный башмак. 


Рис. 41. Подъемка с применением двух пар накаточных башмаков и облегченного рельса