Содержание материала

§ 7. СЛУЖЕБНЫЙ РЕМОНТ КРАНОВ

Служебный ремонт выполняется силами эксплуатационного персонала. В соответствии с этим руководителям совместно с коллективом работников восстановительных поездов необходимо разработать для каждой профессии, связанной с обслуживанием оборудования, обязательный минимум работ.
При выполнении служебного ремонта крановые бригады своими силами проводят комплекс работ, а именно: крепят подшипники; устраняют утечку (с перестановкой труб) фланцевых соединений, вентилей в масляном, водяном и топливном трубопроводах; проверяют и регулируют зазоры рабочих клапанов двигателя; заменяют форсунки двигателя и нагнетательные трубки топливных насосов; чистят загрязненные и заменяют неисправные воздушные, масляные и топливные фильтры; регулируют механизм сцепления; очищают и заливают смазкой редукторы, очищают коллекторы и доступные части генератора и электродвигателей, заменяют негодные щетки.
В служебный ремонт также входят: очистка сегментов, контакторов, пальцев, кулачков, контроллеров, реле, сопротивлений, рубильников и клемм, крепление токоподводящих проводов всей электрической аппаратуры; устранение неисправностей в проводке и арматуре электроосвещения; зачистка и крепление межэлементных перемычек аккумуляторных батарей и крепление проводов; устранение повреждений изоляции электропроводов.
При установке на кране парового двигателя в служебный ремонт включаются следующие работы: уплотнение вкладышей поршневого ползуна; восстановление натяга у шатунных коренных подшипников; осмотр водоуказательных приборов, прочистка отверстий в них и притирка краников; смена водомерных стекол; замена мягкой набивки сальников; отъёмка и перестановка водоподводящих и вестовых труб инжекторов; ремонт цилиндропродувательных кранов или клапанов; отъемка и перестановка трубочек системы смазки, арматуры и др.; крепление и смена ослабших гаек и болтов; постановка шайб и шплинтов; смена негодных колосников; подбивка букс колесных пар; смена грузовых канатов; регулировка тормозов.
Если необходим более сложный ремонт, привлекаются слесари ремонтных бригад.
По результатам осмотра дается оценка по уходу бригадами за краном; оценка ухода и результаты осмотра записывают в Журнал осмотров (форма ТУ № 75).

§ 8. ПРОМЫВОЧНЫЙ ИЛИ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ РЕМОНТ КРАНОВ

Основной целью этого вида ремонта является (в зависимости от силовой установки на кране) очистка парового котла крана от накипи и шлака, приведение в исправность паровой машины, двигателя внутреннего сгорания, электрооборудования, всех приборов, контролирующих нормальную работу силовой установки крана.
В объем промывочного или периодического ремонта входят также и работы по устранению всех неисправностей, которые обнаружены в процессе эксплуатации крана и не могут быть устранены силами крановых бригад или ремонтников локомотивного депо, в процессе работы крана.
Правила и приемы ремонта двигателей внутреннего сгорания различных типов сходны между собой. Некоторые особенности ремонта, вызванные различием их конструкции, обычно излагаются в специальных инструкциях.
В процессе эксплуатации кранов, приводимых в действие двигателями внутреннего сгорания, приходится разбирать механизмы последних для ремонта. Эту работу следует выполнять в закрытом помещении, где нет пыли и грязи. Разбирать механизмы следует только при необходимости в этом в строго установленные сроки. Разборка и сборка должна производиться в порядке; принятом инструкцией для того или иного типа двигателя.
При производстве промывочного или периодического ремонта кранов восстановительных поездов по основным узлам должны выполняться следующие основные работы (в зависимости от силовой установки крана).

Котел:
промывка котла и очистка стенок от накипи, сажи и шлама; периодическое освидетельствование контрольных приборов, служащих для питания котла водой;

устранения парения и течи воды в соединениях арматуры, гарнитуры, паропровода и водопровода;
исправление изоляции котла и паропровода;
ремонт колосниковой решетки и зольника;
устранение течи дымогарных труб;
промывка и очистка водяного бака.

Паровая машина:
устранение разработки в подшипниках коленчатого вала, эксцентрикового вала и эксцентриковых хомутиках;
устранение слабины и мертвого хода в кулисном механизме;
проверка исправности приспособлений для смазки;
устранение парения в соединениях провода и других частей паровой машины, находящихся под паром;                                                                                                
проверка правильности установки парораспределения.

Двигатели внутреннего сгорания:
замена фильтрующих элементов;
прослушивание, нет ли посторонних шумов и звуков, и их устранение;
осмотр муфты с генератором;
осмотр тепловых, масляных и водяных трубопроводов, устранение имеющейся течи.

Электрооборудование:
осмотр коллектора, устранение выявленных неисправностей;
осмотр щеточного механизма;
запрессовка (при необходимости в этом) смазки в подшипники.
Ходовая платформа и поворотная рама: заварка трещин в швеллерах и соединениях рамы, крепление болтовых соединений;
ревизия букс;
ремонт подножек, рельсовых захватов и укрепление противовесов

Механизмы крана:
ремонт кулачкового зацепления механизмов передвижения и поворота;
устранение слабины в подшипниках главного вала, горизонтального вала поворота и вала передвижения;
ремонт и смена лент Феррадо;
ремонт рычагов управления;
осмотр и смена изношенных звеньев цепей Галля.                 

§ 9. СРЕДНИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ КРАНОВ

Средний ремонт имеет своей целью обеспечить периодическое оздоровление кранов восстановительных поездов, устранить износы деталей и узлов кранов путем производства ремонта и замены этих деталей.

Средний ремонт один из наиболее распространенных на сети видов ремонта кранов восстановительных поездов, зачастую выполняемый в условиях дорожных крановых мастерских.
При этом виде ремонта должны производиться следующие работы:
Котел:
выемка до 15% дымогарных труб в разных местах;
выемка пароперегревателя, его очистка, ремонт и испытание;
очистка стенок котла и труб от накипи и сажи;
ремонт паровых труб, всей арматуры и гарнитуры.

Паровая машина:                                            
освидетельствование цилиндров, смена поршневых и золотниковых колец;
смена ползунных вкладышей и подшипников;
смена или ремонт подшипников коленчатого вала (шатунных, коренных);
гидравлическое испытание цилиндров в случае их смены или исправления сваркой.
Двигатели внутреннего сгорания:
полная разборка двигателя с выемкой шатунно-поршневой группы;
замена поршневых колец, осмотр подшипников коленчатого вала, устранение выявленных неисправностей;
замена фильтрующих элементов, осмотр зеркала цилиндровых гильз;
стендовые испытания двигателя.
Ходовая платформа и поворотная рама: осмотр и проверка поворотной рамы и ходовой платформы с устранением неисправных мест;
осмотр букс и подшипников;
освидетельствование колесных пар;
ремонт ударных приборов.

Водяной бак:
освидетельствование, ремонт и окраска.

Электрооборудование:
разборка и ремонт главного генератора;
осмотр стартера и корпуса, устранение выявленных неисправностей;
осмотр коллектора при шлифовке его, замена электрощеток.

Механизмы крана:
ремонт кулачковых муфт сцепления;
замена сработанных втулок и подшипников; .
ремонт и замена шестерен с изношенными зубьями;
смена ослабших шпонок и ремонт шпоночных канавок; проверка шеек валов, имеющих овальность и задиры;
осмотр и исправление крепежных частей механизма;

проверка и ремонт тормозов и фрикционных включений подъема груза и механизма поворота, а также тормоза передвижения.

Капитальный ремонт.

При капитальном ремонте производится полная разборка и осмотр всех частей крана с ремонтом и заменой неисправных и изношенных деталей в таком объеме, чтобы кран без крупных исправлений смог бы работать до следующего капитального ремонта.
Основанием для постановки крана восстановительного поезда в капитальный ремонт является необходимость производства в большом объеме котельных работ, ремонте паровой машины, двигателя внутреннего сгорания, электродвигателей (в зависимости от типа крана), а также работ, зависящих от общего состояния движущего механизма и ходовых частей крана по совокупности предельных износов.

Направление кранов восстановительных поездов в капитальный и средний ремонт.

Краны восстановительных поездов для производства им капитального и среднего ремонта обычно направляются на ремонтные заводы МПС. В ряде случаев может быть допущено отклонение от этого правила и краны, требующие среднего ремонта, могут быть направлены в дорожные краноремонтные мастерские.
Направление кранов для ремонта на заводы или в дорожные мастерские должно производиться в следующем порядке.
1 июля каждого года начальник восстановительного поезда в соответствии с установленной цикличностью ремонта и на основании технического состояния крана представляет дорожному ревизору по безопасности движения заявку о необходимости производства капитального или среднего ремонта крана. К 15 июля каждого года дорожный ревизор по безопасности движения представляет в МПС понумерной план капитального и среднего ремонта кранов.
Направляемый в ремонт кран должен иметь всю необходимую техническую документацию. Краны должны следовать в ремонт и из ремонта с соблюдением требований инструкции о транспортировке кранов в составе поезда за исключением кранов грузоподъемностью 75 Т, которые следуют с отдельным локомотивом.
Краны восстановительных поездов, направляемые в ремонт, должны сопровождаться опытным проводником из числа работников крановых бригад поезда. Присутствие представителя заказчика при передаче таких кранов в ремонт и при выходе их из ремонта обязательно.
Снятие с направляемых в ремонт кранов, узлов и деталей или замена их неисправными категорически запрещается. Передаваемые в ремонт краны должны быть тщательно очищены и снабжены инструментом и инвентарем согласно описи.

При ремонте крана инструмент и инвентарь ремонтируют или заменяют новым. Прибывший в ремонт кран должен быть принят ответственным представителем исполнителя с Составлением соответствующего акта.
Приемку кранов из капитального и среднего ремонта производит комиссия с участием заказчика и обязательным составлением акта.
После капитального и среднего ремонта крана должны быть произведены приемочные испытания:
на холостом ходу;
эксплуатационные, при которых проверяется работа всех механизмов крана и их соответствие техническим условиям;
под статической нагрузкой, превышающей на 25% допускаемую;
под динамической- нагрузкой, превышающей на 10% допускаемую.
До окончательной приемки с целью проверки качества ремонта крана восстановительных поездов необходимо произвести обкатку его с достижением конструкционной скорости.

Рекламации на оборудование.

Гарантийный срок работы крана после выпуска из ремонта устанавливается шесть месяцев. Если в этот период будут обнаружены неисправности, обусловленные неудовлетворительным качеством ремонта, то об этом составляется двусторонний акт. О характере выявившихся дефектов следует немедленно сообщить исполнителю, который в декадный срок с момента получения извещения должен командировать своего представителя. Неприбытие или несвоевременное прибытие представителя не может служить причиной задержки исправления обнаруженных недостатков. В этих случаях дефекты устраняются за счет исполнителя.
Восстановленные средства железных дорог ежегодно пополняются значительным количеством нового технически современного оборудования различных типов и различного назначения. Нередки случаи, когда полученное новое или модернизированное оборудование имеет ряд недостатков, выявившихся в процессе его монтажа или эксплуатации, причем эти недостатки могут носить конструктивный и технологический характер, а иногда полученное оборудование может, не полностью соответствовать требованиям к нему, установленными правилами устройства и безопасности эксплуатации. В таких случаях восстановительный поезд должен направить заводу рекламацию. Копия акта-рекламации направляется дорожной инспекции котлонадзора или в управление округа Госгортехнадзора, выдавших разрешение на изготовление машины.