УСТРОЙСТВО ВПР-1200, ВПРС-500 и Р-2000
Общие сведения
Выправочно-подбивочно-рихтовочные машины ВПР-1200, ВПРС-500 и рихтовочная машина Р-2000 предназначены для выправки пути с рельсами Р65 и легче при строительстве, всех видах ремонта и текущем содержании пути в районах с умеренным климатом в интервалах температур от —10 до + 40 °С. Наиболее эффективно их применение при текущем содержании пути и отделочных работах после капитального ремонта пути.
Каждая из машин представляет собой самоходную железнодорожную единицу. Основу ее составляет экипаж, на котором размещены рабочие органы, силовая установка, контрольно-измерительные системы и вспомогательные органы, обеспечивающие их работу. С машиной сцеплена платформа, которая является неотъемлемой частью машины. Сварная рама машины опирается на две двухосные тележки, из которых первая — приводная, а рама платформы — на две оси. Все оси платформы и машины оборудованы тормозами. Благодаря высокой транспортной скорости машины могут быстро перемещаться к месту работы на значительные расстояния, что повышает эффективность их применения.
Машина ВПР-1200 (рис. 96) циклического действия, предназначена для выправки пути в плане (рихтовки), продольном профиле и по уровню, подбивке балласта под шпалы и уплотнения балласта у торцов шпал.
Машина состоит из рамы //, на которой смонтированы кабина машиниста 4, кабина оператора 12, силовая установка 8, подбивочный блок 5, уплотнитель балласта 6, подъемно-рихтовочное устройство 7. Рама опирается на две ходовые тележки: бегунковую 3 и тяговую 10. Передача вращения от силовой установки к тяговой тележке осуществляется при помощи трансмиссии 9. Для управления машиной и выправкой пути в автоматическом и полуавтоматическом режимах служит контрольно-измерительная система 1. Сзади машины находится прицепная платформа 2.
Привод рабочих органов — гидравлический. Торможение машины и привод вспомогательных механизмов и тележек контрольно-измерительной системы осуществляется пневмосистемой. Привод перемещения машины в транспортном режиме — механический, в рабочем — гидравлический.
Машина ВПРС-500 (рис. 97) предназначена в основном для выправки стрелочных переводов. Она может работать на пути, как и ВПР-1200, но с меньшей производительностью.
Отличия машины ВПРС-500 от ВПР-1200 обусловлены спецификой применения на стрелочных переводах: установлен более подвижной подбивочный блок с поворотными к рельсу и от рельса подбойками, с управляемым отдельно перемещением правого и левого блоков; на блоках установлены дополнительные клещевые захваты; каждый блок несет две пары подбоек, т. е. с одной установки осуществляется подбивка одной шпалы с двух сторон каждого рельса; применен более простой рихтовочный блок; уплотнители балласта у торцов шпал размещены на раме бегунковой тележки; для раздельного управления рабочими органами каждой стороны на машине дополнительно установлены две рабочие кабины в зоне рабочих органов.
Машина Р-2000 (рис. 98) предназначена для рихтовки пути как в непрерывном, так и в циклическом режимах. Она отличается от машины ВПР-1200 отсутствием подбивочного блока, систем выправки в продольном профиле и по уровню, кабины оператора.
Все остальные узлы, системы управления и оборудование всех трех типов машин одинаковы. Ниже приведены основные технические данные машин ВПР-1200, ВПРС-500 и Р-2000:
Длина с прицепной платформой, мм 26 910
Радиус вписывания в кривые, м . . 160
Скорость движения своим ходом, м/с 19,5
База машины, мм ............................... 11 000
База тележки, мм................................. 1 500
Диаметр колеса по кругу катания, мм 710
Точность работы контрольно-измерительной системы, мм . . . ±0,5 Производительность:
ВПР-1200, шпал/ч .... 900—1200
ВПРС-500,·
Р-2000, км/ч........................................... 2
Число одновременно подбиваемых шпал:
ВПР-1200 .............................................. 2
ВПРС-500 ............................................. 1
Для обслуживания этих машин установлен следующий состав бригад: старший инженер-технолог — один на каждую машину; помощник машиниста — один на каждую машину; два машиниста на ВПР-1200, три — на ВПРС- 500 и один — на Р-2000.
В обязанности старшего инженера- технолога входит: обеспечение надежной работы машины на основе правильного и своевременного ее обслуживания, эксплуатации и ремонта; соблюдение технологии производства работ машиной в соответствии с установленными технологическими процессами и участие в разработке технологических процессов с учетом местных условий; выполнение установленных норм выработки, графиков работ при высоком качестве; контроль за подготовкой участков пути перед работой машины и проверка состояния отремонтированных участков пути; своевременная проверка и настройка контрольно-измерительных устройств выправки пути; обеспечение безопасности при работе и транспортировке машины; составление программы работы как при ручной корректировке положения передней измерительной точки, так и при автоматической ее корректировке при помощи лазерной тележки, и непосредственное управление работой машины по программе; ведение журнала учета работы, технического обслуживания и ремонтов машины; обеспечение требуемой дисциплины работников, обслуживающих машину, и правильного выполнения ими своих обязанностей; руководство бригадой при работе, транспортировке, обслуживании и ремонте машины; замена при необходимости любого подчиненного работника машины и исполнение в этом случае его обязанностей.
При работе машины старший инженер-технолог, как правило, находится на ремонтируемом участке пути, осуществляя общий контроль за работой, проверку состояния пути после выправки и, если необходимо, управление лазерной тележкой.
Рис. 96. Машина ВПР-1200
Рис. 97. Машина ВПРС-500:
1— контрольно-измерительная система, 2 — прицепная платформа, 3 — бегунковая тележка; 4 — кабина машиниста; 5 — подбивочный блок, 6 — рабочая кабина; 7 — рихтовочный блок; 8 — трансмиссия; 9 — силовая установка; 10 — тяговая тележка; 11 — рама; 12 — кабина оператора
Рис. 98. Машина Р-2000:
1 — контрольно-измерительная система; 2 — прицепная платформа; 3 — кабина машиниста, 4 — бегунковая тележка; 5 — уплотнитель балласта; 6 — рихтовочный блок; 7 — трансмиссия; 8 — силовая установка; 9 — тяговая тележка; 10 — рама
В обязанности машиниста машины входит: обеспечение правильной эксплуатации обслуживания и ремонта машины, подготовка уплотнительных рабочих органов и настройка выправочных устройств перед выездом машины к месту работ, выполнение обязанностей машиниста локомотива при движении машины своим ходом, контроль за работой дизеля, подбивочных блоков, контрольно-измерительных тележек, приборов и исполнительных механизмов выправки пути, приведение машины из транспортного положения в рабочее и обратно, управление машиной в процессе подбивки и выправки пути, замена при необходимости старшего инженера-технолога машины.
В обязанности машиниста-оператора входит получение информации о состоянии пути и программирование работы машины, запись состояния пути двухканальным самописцем, управление положением передней точки измерительных устройств как при ручной, так и при автоматической корректировке положения передней измерительной точки при помощи лазерной тележки, настройка лазерной установки, наблюдение за сигналами светофоров и поездной обстановкой при движении машины кабиной оператора вперед и передача сообщений об этом через переговорное устройство машинисту, находящемуся в другой кабине, подача звукового сигнала и принятие мер для остановки машины при внезапно возникшем препятствии; замена при необходимости машиниста машины При работе машины и ее транспортировке машинист-оператор находится в кабине оператора.
В обязанности помощника машиниста входит, приведение машины из транспортного положения в рабочее и обратно, контроль за работой первичного двигателя, подбивочных блоков, контрольно-измерительных и исполнительных устройств выправки пути и гидрооборудования, замена при необходимости машиниста-оператора.
При транспортировке машины своим ходом помощник машиниста должен находиться в кабине машиниста, при работе машины он наблюдает за работой машины и ее узлов, как правило, снаружи.