Содержание материала

Восстановительные средства железных дорог - обложка

Восстановительные средства железных дорог. В. Г. Мережко, П. Г. Бочарников. Транспорт, 1970.
Книга знакомит читателей с основными принципами организации восстановления движения поездов, вызванного сходом или столкновением подвижного состава, с современными средствами восстановления, перспективами их дальнейшего технического оснащения. Особое внимание уделено вопросам подъемки мощного подвижного состава — электровозов, тепловозов, большегрузных вагонов. Подробно разобраны наиболее рациональные методы использования современных мощных передвижных кранов грузоподъемностью 80, 100, 125 Т, а также тягачей и тракторов при растаскивании поврежденного подвижного состава, рассыпавшегося груза, материалов, оборудования.
Книга предназначена для инженерно-технических работников управлений и отделений дорог, а также линейных хозяйственных единиц.

ГЛАВА I 
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Восстановительные средства на железных дорогах сети сосредоточены в восстановительных поездах и аварийно-полевых командах. Руководство работой поездов имеет несколько ступеней подчинения, а именно: главный ревизор по безопасности движения Министерства путей сообщения (ЦРБ МПС), ревизор по безопасности движения управления железных дорог (РБ) и начальник отделения железных дорог (НОД).
На главного ревизора по безопасности движения МПС возложены техническое руководство работой и дальнейшим развитием восстановительных поездов в масштабе сети железных дорог. Дорожный ревизор по безопасности движения руководит работой восстановительных поездов в пределах дороги. Начальник отделения дороги осуществляет руководство организацией восстановительных работ на отделении, на балансе которого находятся восстановительные поезда. В своей работе начальник восстановительного поезда руководствуется «Положением о восстановительных поездах».
Начальник восстановительного поезда подчиняется начальнику отделения дороги и несет ответственность за организацию всего комплекса восстановительных работ по ликвидации последствий схода и столкновений подвижного состава, своевременное открытие движения поездов, а также за сохранность подвижного состава и грузов при выполнении восстановительных работ. Места постоянной стоянки восстановительных поездов устанавливают начальники железных дорог и утверждает главный ревизор по безопасности движения МПС.
К каждому восстановительному поезду прикрепляется штат квалифицированных работников. Основной штат восстановительных поездов (и аварийно-полевых команд) подчиняется непосредственно начальнику поезда.
Основной штат восстановительных поездов подбирается начальником поезда. Оформление приема и увольнения, а также учет работников восстановительных поездов производится отделением дороги. Работникам предоставляется жилплощадь вблизи стоянки восстановительного поезда с обязательной установкой на квартире телефона.

Рис. 1. Общий вид восстановительного поезда.

При вызове восстановительного поезда на ликвидацию последствий схода и столкновений подвижного состава руководители хоз. единиц выделяют в его распоряжение дополнительную рабочую силу. Для каждого восстановительного поезда количество дополнительной рабочей силы и порядок вызова ее заранее устанавливается приказом начальника отделения дороги.
Пути стоянки восстановительных поездов должны соответствовать длине состава и иметь двусторонний выход. Постановка на эти пути другого подвижного состава, кроме пожарных поездов, запрещается. Состав восстановительных поездов (рис. 1) формируется из вагонов, обеспечивающих скорость до 100 км/ч.
Начальники локомотивных и вагонных депо, ближайших к месту нахождения восстановительного поезда, обязаны содержать подъемные краны и вагоны в исправном состоянии, обеспечивающем их следование к месту работ с максимально установленной скоростью. Буксы вагонов и подъемных кранов должны быть заправлены и запломбированы. Начальники восстановительных поездов несут ответственность за своевременное предъявление заявок на выполнение плановых видов ремонта вагонов восстановительного поезда. Если восстановительный поезд в течение трех месяцев не выезжал на ликвидацию последствий схода и столкновений подвижного состава, то его обязательно нужно обкатать на расстояние не менее 25 км. Подъемные краны восстановительных поездов, отправляемые на хозяйственные работы, должны следовать только с отдельными локомотивами, которые должны находиться при них все время. Это обеспечивает немедленную доставку крана на место производства работ по ликвидации последствий схода и столкновений подвижного состава. 

Коренная техническая реконструкция железных дорог СССР повлекла за собой широкое внедрение новых мощных типов кюктровозов, тепловозов, большегрузных вагонов, что, естественно, предъявляет повышенные требования и к оснащению восстановительных поездов.
Все восстановительные поезда должны быть оснащены современным оборудованием, материалами и элементами верхнего строения пути, спецодеждой и инструментом по номенклатуре и в количестве, указанном в приложениях «Положения о восстановительных поездах».
Пополнение восстановительного поезда материалами, запасными частями, инструментом, инвентарем, спецодеждой, горючим и смазочными материалами, израсходованными на ликвидацию последствий схода подвижного состава, производится в суточный срок по требованиям начальника восстановительного поезда, через отдел материально-технического обеспечения отделения дороги.
Пополнение до установленной нормы материалов верхнего строения пути, сигнализации и связи, контактной сети, израсходованных во время ликвидации последствий схода и столкновений подвижного состава, производится не позднее чем в суточный срок начальниками дистанций пути, сигнализации и связи, и участка энергоснабжения по месту стоянки поезда. Все материалы верхнего строения пути, связи и контактной сети находятся соответственно на балансе дистанций пути, сигнализации и связи и участка энергоснабжения; их передача восстановительному поезду оформляется на временное хранение.
Деповские виды ремонта подвижного состава и оборудования восстановительных поездов планируются дорожным ревизором по безопасности движения по заявкам начальников восстановительных поездов. Заводской ремонт вагонов, грузоподъемных кранов, тягачей, тракторов, электростанций и другого оборудования планируется главным ревизором по безопасности движения, Главным управлением по ремонту подвижного состава и производству запасных частей и Главным управлением вагонного хозяйства по заявкам, представляемым дорожными ревизорами по безопасности движения.
Внеплановый ремонт подъемного оборудования и агрегатов восстановительных поездов, вышедших из строя, производится по требованию дорожного ревизора по безопасности движения в локомотивных и вагонных депо и главного ревизора по безопасности движения на заводах Министерства путей сообщения немедленно.