Содержание материала

§ 8. СТРОПОВКА ТРОСОВ ПРИ ПОДЪЕМКЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА КРАНАМИ
Для того чтобы избежать повреждений подвижного состава при его подъемке кранами преждевременного износа строповых тросов, необходимо при строповке не допускать образования прямых или острых углов у мест перегиба тросов. У мест образования углов троса при обхвате им поднимаемого локомотива или вагона под раму их должны быть подложены угловые тросовые подкладки. При этом наружная сторона их или поверхность, огибаемая тросом, должна быть полукруглой или овальной.
На рис. 69 приведена схема правильной строповки тросов при подъемке паровоза подъемным краном.
Нагрузка, которую испытывает строп при подъеме груза, зависит не только от величины поднимаемого груза, но и от угла наклона стропов к вертикали: чем больше угол, тем большее усилие возникает в стропе при одном и том же весе груза (рис. 70, табл. 56).
Нагрузка на каждый строп определяется по формуле где Р — вес поднимаемого груза в кГ; т — число стропов, одновременно удерживающих груз; с — коэффициент, зависящий от угла наклона стропов к вертикали.

Рис. 69. Схема правильной строповки троса при подъемке паровоза краном

В зависимости от угла а наклона стропов к вертикали величина этого коэффициента составляет:

Рис. 70. Схема зачалки грузов с определением угла натяжения каната

Таблица 56
Натяжения в ветвях чалочного каната

1Числитель — груз подвешен на двух ветвях, знаменатель —  на четырех.

Наибольший возможный для подъема вес груза

Стальные проволочные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, несущих перед их установкой на краны или перед их использованием в качестве тяговых на тракторах должны быть проверены расчетом. Расчет каната производится по формуле

где Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату, в кГ;
S — наибольшее натяжение ветви каната с учетом к.п.д. полиспаста (без учета динамических нагрузок) в кГ;
К — коэффициент запаса прочности (табл. 57).

Таблица 57
Значения коэффициента К запаса прочности

Когда в сертификате или в свидетельстве об испытании дано суммарное разрывное усилие для получения Р, его уменьшают на 0,83 или на соответствующий коэффициент, определенный по ГОСТу на канат выбранного типа.
Допускаемый диаметр блока, огибаемого стальным канатом,  где d — диаметр каната в мм;
е — коэффициент, зависящий от типа грузоподъемной машины и режима ее работы (табл. 58).

Таблица 58
Значение коэффициента е


Тип грузоподъемной машины

Привод

Режим работы механизма

Значение коэффициента е

Краны стреловые (механизмы подъема груза и стрелы)

Машинный

Легкий

16

Средний

18

Тяжелый

20

Весьма

25

тяжелый

 

Ручной

12

Лебедка для подъема груза

Машинный

 

20

Допускается принимать диаметр барабана на 15% меньше определенного по формуле, а диаметр уравнительного блока —  на 20%. Диаметр барабана измеряют по дну канавки.
Чалочные приспособления, состоящие каждое из отдельных отрезков стальных канатов и имеющие на концах крюка кольца или скобы для подвешивания груза без обвязки или обхвата последнего и без перегиба каната, можно рассчитывать на растяжение с учетом как числа канатов, так и угла их наклона к вертикали с коэффициентом запаса прочности не менее шести, относительно разрывного усилия каната. 


Рис. 71. Типичная схема закрепления грузов чалочными канатами при их подъеме

На рис. 71 приведена наиболее типичная схема закрепления грузов чалочными канатами при их подъеме, а на рис. 72 —  оборудование чалочных канатов.
Потребный диаметр стальных чалочных канатов конструкции 6X37 = 222 проволоки (ГОСТ 3071—55) приведен в табл. 59.
Оборудование чалочных канатов
Рис. 72. Оборудование чалочных канатов:
а — петлями; б — крюком; в — кольцом; г — скобой; д — серьгами
Таблица 59
Диаметр чалочных канатов в зависимости от числа ветвей и угла наклона их к вертикальной оси при шестикратном запасе прочности

Закрепление, обвязка или обхват груза чалочными канатами при подъемке его передвижными кранами должны производиться на достаточной их длине с таким расчетом, чтобы не допускать приближения крюка подъемного крана к грузу во избежание излишнего наклона чалочных канатов от вертикали.
Крепление   полувагона чалочным канатом
Рис. 73. Крепление (обхват) полувагона чалочным канатом:
а — неправильное; б — правильное

На рис. 73, а груз подвешен на недостаточной длине палочных канатов, угол наклона ветвей к вертикали достигает 45°. Такая схема крепления ведет к смятию или поломке боковых стен полувагонов.
На рис. 73, б показан правильный способ крепления палочными канатами большей длины, чем в первом случае, что дает возможность избежать излишнего наклона канатов и тем самым не допускать повреждения подвижного состава.