Содержание материала

Работникам восстановительных поездов необходимо заблаговременно, еще до наступления похолоданий, все оборудование восстановительных поездов тщательно осмотреть и подвергнуть
планово-предупредительному ремонту по циклу, предусмотренному утвержденным годовым планом ремонта.

Передвижные краны на железнодорожном ходу.

Все узлы кранов должны быть приведены в чистое состояние, в особенности паровой котел, двигатель внутреннего сгорания, электрооборудование, ходовые и поворотные части. В кранах с паросиловой установкой необходимо до наступления зимних холодов отеплить парорабочие, водоподводящие, вестовые трубы в частях, подвергающихся охлаждению и замораживанию, а также продувательные краны котла. Неплотности будки машиниста должны быть устранены, окна застеклены, отопительное устройство исправлено.
При работе крана в зимнее время необходимо:
а)   тщательно следить за водоподводящими и вестовыми трубами, не допуская их замораживания; водопроводящие трубы периодически продувать паром, попеременно обоими инжекторами прокачивать воду в котел и после каждой прокачки ставить инжектор на прогрев; турбогенератор и водогон непрерывно обогревать паром;
б)  чаще проверять смазочные отверстия, контролируя проход смазки на трущиеся поверхности. Особое внимание обращать на смазку осей катков поворота, втулок центральной колонны механизма передвижения, осей блоков головки стрелы. При смазке букс следить, чтобы подбивка не примерзла к осевой шейке, для чего необходимо заливать буксы подогретой смазкой, разбавленной керосином.
На дорогах с особо низкой температурой буксы надлежит заправлять зимней смазкой;
в)  пуск паровой машины производить после предварительного ее прогрева; при остановке паровой машины цилиндропродувательные краны держать открытыми при закрытом запорном вентиле;
г)  перед пуском паровой машины переключать механизмы плавно, без рывков; включение муфт езды, поворота, подъема и т. п. производить только при тихом ходе паровой машины;
д)  в случае, когда кран не может сдвинуться с места своим ходом, необходимо открыть цилиндропродувательные краны, перевести кулису на обратный ход или переключить фрикцион, затем закрыть краны и дать обратный ход;
е)  не допускать продолжительного открытия шуровочного отверстия топки при забрасывании топлива; при заброске топлива в топку двери будки должны быть закрыты; следить, чтобы поддувало не было чрезмерно открытым;
ж)  воду качать малыми порциями попеременно каждым инжектором при хорошем горении топлива, не допуская резких падений давления пара;
з)   следить за равномерным горением топлива на всей площади колосниковой решетки;
и)  очищать тросы и механизмы от грязи и наледи, особенно не допускать обледенения зубчатого венца и опорного кольца;
к)  следить за тем, чтобы опорные катки при поворотах крана имели вращение; ни в коем случае не допускать скольжения катков по Опорному кольцу;
л)  окна протирать керосином с солью или техническим глицерином;        
м)  особо тщательно следить за состоянием тросов; смазку тросов производить регулярно не реже одного раза в 10 дней.

В качестве смазки применять канатную мазь, а при ее отсутствии — солидол.
Перед смазыванием трос тщательно очистить от грязи и льда и протереть насухо концами. Смазку производить в сухую и не очень холодную погоду (до —25° С), лучше всего при постановке крана в стойло депо.
Строго воспрещается тушить топку и охлаждать котел, а также заправлять котел на открытом воздухе, за исключением случаев, когда требуется тушить топки для предохранения от взрыва при пониженном уровне воды.
В этих случаях после тушения топки и незначительного охлаждения последней кран надлежит поставить в помещение, где и производить охлаждение или заправку котла в зависимости от необходимости.
В зимнее время перед транспортировкой крана после охлаждения котла всю воду из котла, водяного бака, труб и цилиндров надлежит спустить и продуть трубы воздухом.
Передвижение крана по занесенным снегом или обледенелым путям или путям, засыпанным углем, не допускается.
Для обеспечения бесперебойной работы двигателя внутреннего сгорания моторных кранов необходимо:
а)  при заправке двигателя после длительной стоянки масло перед заливкой в картер предварительно подогреть и заливку его производить перед самым пуском двигателя, для быстрого прогрева двигателя в начале пуска радиатор закрыть шторкой полностью;
б)  для обогрева двигателя вначале пропустить через систему охлаждения теплую воду (не свыше 60—70°С), а затем залить горячую воду;
в)  тщательно следить за системой охлаждения и температурой воды в радиаторе, не допуская чрезмерного падения температуры или закипания воды;
г)  при понижении температуры прикрыть радиатор шторкой для уменьшения охлаждения воды и регулировать приток воздуха спуском или подъемом шторки;
д)  укрывать двигатели специально сшитыми пологами, имеющими со стороны радиатора шторки;
е)  в случае закипания воды при полном открытии радиатора проверить работу вентилятора;
ж)  при сильном морозе не допускать остановок двигателя на короткое время, а перевести его на тихий ход, опустив шторку радиатора; внимательно наблюдать за температурой воды в радиаторе;
з)   для смазки двигателя применять масло, предусмотренное картами смазок завода-изготовителя;
и)  тщательно следить за плотным соединением масляной системы, а также чаще контролировать работу масляного насоса и уровень заполнения маслом картера под шатунами.

Краны должны быть постоянно готовыми к работе, заправлены зимним топливом, маслом, а радиаторы антифризом. Дизельное помещение должно обогреваться циркуляционными котлами обогрева или другими электрическими приборами отопления.

Тягачи Т-34.

При подготовке тягача к эксплуатации в зимних условиях необходимо:

  1. очистить контрольные отверстия блоков двигателя, так как вследствие закупорки их грязью или смазкой в колодцах анкерных шпилек скапливается вода, которая замерзает и вызывает трещины в рубашках блоков;
  2. очистить циклоны воздухоочистителя ВТЧ-3;                   
  3. отключить от системы смазки двигателя масляный радиатор; 
  4. заменить в системе питания горючее летнего сорта зимним, предварительно промыв баки, для чего залить в каждую группу 10—15 л чистого зимнего дизельного топлива и слить его через сливные пробки;
  5. проверить состояние паяльной лампы и устройства для подогрева воздуха при запуске двигателя, а на тягачах, оборудованных форсуночным подогревателем, исправность системы подогрева;
  6. слить воду из системы охлаждения, не закрывая сливной кран (для удаления остатков воды), залить в систему 10—12 л охлаждающей низкозамерзающей жидкости, при появлении ее из сливного крана закрыть кран. На тягачах, оборудованных форсуночным подогревателем, после слива воды закрыть сливной кран и заправить систему охлаждающей низкозамерзающей жидкостью.

При заправке нагретой до 90—95° С охлаждающей низкозамерзающей жидкостью систему заправляют полностью при холодной жидкости, после полной заправки 5—6 л ее сливают.
Не допускать попадания в охлаждающую низкозамерзающую жидкость даже незначительного количества дизельного топлива, бензина, керосина или масла, так как это вызывает пенообразование в системе охлаждения во время работы двигателя;

  1. зарядить аккумуляторы до положенной плотности электролитами:

  1. утеплить аккумуляторы войлоком или сукном;
  2. проверить исправность пускового устройства;
  3. поставить шпоры на гусеницы.

Тракторы типов Т-180, Т-140 и С-100.

При температуре окружающего воздуха ниже 0°С следует заливать в систему охлаждения незамерзающие растворы: антифриз, спиртовые или глицериновые смеси. Во время работы двигателя поддерживают температуру охлаждающей жидкости 75—85° С. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости вызывает смолообразование и пригорание поршневых колец к канавкам поршней.
При использовании спиртовых растворов для заправки системы охлаждения необходимо иметь в виду, что температура замерзания таких растворов или других смесей ниже температуры замерзания воды и зависит от соотношения составляющих. Поэтому следует периодически проверять раствор в системе охлаждения, поддерживая нужное соотношение воды и спирта, который при нормальной температуре двигателя испаряется (табл. 27).

Таблица 27
Соотношение составных частей, температура замерзания и удельный вес денатурированного и древесного спирта


Процентное соотношение по объему в смеси

Смесь денатурированного спирта

Смесь древесного спирта

воды

спирта

Температура замерзания смеси в град

Удельный вес смеси

Температура замерзания смеси в град

Удельный вес смеси

90

10

—3

0,988

—5

0,987

80

20

—7

0,978

—12

0,975

70

30

—12

0,968

—19

0,963

60

40

—19

0,957

—29

0,952

50

50

—28

0,943

—50

0,937

Передвижные электростанции.

Эксплуатация агрегатов при температурах окружающего воздуха ниже +5° С усложняется и требует дополнительных мер предосторожности против размораживания двигателя и водяного радиатора.

Перед началом эксплуатации агрегата при температурах окружающего воздуха ниже +5° С необходимы следующие правила:

  1. заправить систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью (антифриз В-2 или его заменители); заливать ее нужно на 6% меньше, чем воды, потому что при нагревании она сильно расширяется. При отсутствии низкозамерзающей жидкости можно применять спирто-глицериновые смеси;
  2. промыть топливный бак, топливопроводы и топливные фильтры двигателя. После промывки заполнить бак зимними сортами топлива. Особое внимание уделять очистке топлива от воды и механических примесей, которые могут попадать в топливо при транспортировке, хранении и заправке, а также чаще сливать отстой из топливного бака и производить очистку фильтров;
  3. слить масло из картера двигателя и заправить картер зимней маркой масла;
  4. проверить работу подогревного устройства и работу термостата;
  5. проверить состояние батарей и заменить электролит на электролит, имеющий повышенную плотность.

Температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения во время работы поддерживать не ниже 70° С. При временных остановках не допускать охлаждения ее ниже 40° С.