Содержание материала

§ 2. ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ
В настоящее время в восстановительных поездах железных дорог СССР для подъемки подвижного состава, поврежденного при его сходах и столкновениях, а также для подъемки грузов, следовавших в этом составе, применяются следующие типы передвижных самоходных кранов на железнодорожном ходу:
дизель-электрические грузоподъемностью 125,80,60,50 и 25 Т;
дизельные грузоподъемностью 75, 45 и 25 Т;
паровые грузоподъемностью 75, 45, 25 и 18,5 Т.
Кроме того, имеется еще несколько дизель-электрических крапов грузоподъемностью 100 и 90 Т, которыми восстановительные поезда больше не оснащаются.

Дизель-электрические краны

Кран типа ЕДК-1000 (рис. 2 табл. 1) грузоподъемностью 125 Т изготовлен заводом имени С. М. Кирова, г. Лейпциг (ГДР).
Кран состоит из основной рамы, установленной на двух четырехосных тележках. На раме смонтированы четыре откидные дополнительные опоры с гидравлическими домкратами и четыре неподвижные. Откидные опоры могут блокироваться в трех положениях 7; 4,4 и 3,9 м. Гидравлические домкраты работают от электрического масляного насоса высокого давления. На верхней части основной рамы установлено шариковое опорно-поворотное кольцо.
Ходовые тележки оборудованы автоматическими и ручными тормозами.
Для собственного передвижения крана на одной крайней оси каждой тележки установлены тяговые двигатели. На шариковое опорно-поворотное кольцо опирается поворотная рама, на которой расположены: кабина крановщика, силовая установка и механизмы крана. К передней части поворотной рамы прикреплена стрела с полиспастами. На поворотной раме смонтированы также выдвижные консоли для навешивания дополнительных противовесов.
Стрела сварная, трубчатой конструкции. Нижняя часть ее сделана в виде портала, между которыми помещается кабина крановщика.

Рис. 2. Общий вид крана типа ЕДК-1000 грузоподъемностью 125 Т

Таблица 1
Технические характеристики дизель-электрических кранов

1 В знаменателе вес поднимаемого груза в т.


Механизм главного подъема работает на двух скоростях. Электродвигатель соединен с многоступенчатым редуктором через упругую муфту, одна половина которой является тормозным шкивом. Переключение редуктора с одной скорости на другую допускается только без груза. Между канатной подвеской у верхнего конца стрелы и концом грузового каната установлено электромеханическое приспособление, которое показывает крановщику в кабине вес поднятого груза. Крайние рабочие положения ограничиваются конечными выключателями. Механизм оборудован электрогидравлическим тормозом.
Механизм вспомогательного подъема груза устроен аналогично механизму главного подъема груза, но только работает на одной скорости. Он также оборудован взвешивающим приспособлением, электрогидравлическим тормозом и конечными выключателями. Механизм подъема стрелы устроен одинаково с механизмом вспомогательного подъема груза.
Механизм поворота с шариковым опорно-поворотным устройством имеет планетарный редуктор. На свободный конец ведомого вала редуктора насажена шестерня, которая находится во внутреннем зацеплении с шариковым опорно-поворотным устройством. Торможение поворота производится от ножного двухколодочного тормоза. Механизм имеет две скорости, переключение скоростей из кабины крановщика.
Передвижение крапа собственным ходом производится через редуктор. При перерыве питания электродвигателей, а также при следовании крана в составе поезда установленная в редукторе ведущей оси пластинчатая магнитная муфта расцепляется и оси механически разъединяются от привода. Питание током обоих электродвигателей механизма передвижения осуществляется через контактные кольца. Все шестерни редукторов работают в масле на подшипниках качения.
Грузоподъемность крана зависит от вылета стрелы и опорной базы (табл. 2). На рис. 3 показаны кривые для определения высоты подъема груза в зависимости от вылета стрелы.

Таблица 2
Зависимость грузоподъемности крана типа ЕДК-1000 от вылета стрелы с опорной базы


Рис. 3. Кривые для определения вылета стрелы и величины максимального подъема крюка для кранов типа ЕДК-1000
Подстреловая платформа установлена на двух четырехосных тележках и предназначена для укладки двух противовесов, стрелы на специальную опору и вспомогательной силовой установки. Ходовые тележки платформы оборудованы автоматическими и ручными тормозами.

Техническая характеристика подстреловой платформы крана ЕДК-1000
Число осей ... 8
Число тележек ...                       2
Размеры в мм:
ширина . 3100
длина без буферов . 23     200
...с буферами .. 24     400
Вес без груза в Т  59
...с грузом . 125
Скорость передвижения в км/ч:
собственным ходом ...  6
в составе поезда  100
Минимальный радиус прохода кривых пути в м 120
Давление на ось в т.
передней тележки 17
задней тележки . 14,2
Дизель: тип ' .. шестицилиндровый
с воздушным охлаждением мощность в л. с 102
число оборотов в минуту 1500
Генератор: тип . трехфазного тока
со стабилизированным напряжением мощность в квт 63
число оборотов в минуту 1500
напряжение в в ... 380

Кран типа ЕДК-500 (рис. 4, табл. 1) грузоподъемностью 80 Т изготовлен заводом имени С. М. Кирова, г. Лейпциг (ГДР).
Основная рама сварной конструкции, установлена на двух трехосных тележках на подшипниках качения. Тележки оборудованы пневматическим и ручным тормозами. Внутренние кошеные пары каждой тележки являются ведущими. На раме смонтированы две выдвижные дополнительные опоры, которые фиксируются в двух положениях 6 и 4,4 м, и четыре неподвижные дополнительные опоры с гидравлическими домкратами. В средней части основной рамы установлено двухрядное шариковое опорно-поворотное устройство, на которое опирается поворотная рама с расположенными на ней силовой установкой, механизмами, кабиной крановщика; к поворотной раме прикреплены стрела сварной конструкции, нижняя часть которой выполнена в виде портала.
Механизм подъема груза работает на трех скоростях. Электродвигатель соединен с многоступенчатым редуктором через упругую муфту, одна половина которой является тормозным шкивом. Механизм оборудован электрогидравлическим тормозом. Переключение редуктора с одной скорости на другую производится только без груза. Крайние рабочие положения ограничиваются конечными выключателями. Механизм подъема стрелы имеет аналогичную конструкцию, по только работает на одной скорости. Механизм оборудован электрогидравлическим тормозом и конечными выключателями.
Механизм поворота с шариковым опорно-поворотным устройством имеет планетарный редуктор. На свободный конец ведомого вала редуктора насажена шестерня, которая находится в зацеплении с шариковым опорно-поворотным устройством. Торможение поворота производится ножным двухколодочным тормозом. Все шестерни редуктора работают в масле па подшипниках качения.
Грузоподъемность и высота подъема груза зависят от вылета стрелы (рис. 5 —7).

Кран типа ЕДК-300 (рис. 8 табл. 1) грузоподъемностью 60 Т изготовлен заводом им, С. М. Кирова, г. Лейпциг (ГДР).

кран типа ЕДК-500
Рис. 4. Общий вид крана типа ЕДК-500 грузоподъемностью 80 Т

Рис. 5. Кривые зависимости грузоподъемности крана типа ЕДК-500 от вылета стрелы при ее нормальной длине:
1 — кран на опорах 6 м, поворот на 360°; 2 — кран на опорах 4,4 м, поворот на 360° или без опор, стрела вдоль пути, поворот ±7°; 3 — кран без опор, поворот на 360°

Основная рама крана сварной конструкции, установлена на две трехосные тележки. Для передвижения крана собственным ходом на двух внутренних осях колесных пар установлены разъемные бочкообразные шестерни. На раме смонтированы четыре откидных опоры с гидравлическими домкратами. На роликовый обод, укрепленный па основной раме, чере шесть конических роликов, опирается поворотная рама, на кото рой расположены кабина крановщика, машинное отделение силовая установка. К раме прикреплена стрела с полиспастами. Кран оборудован автоматическим и ручным тормозами. Все механизмы крапа работают от самостоятельных редукторов. Механизм подъема груза имеет две скорости. Канатные блоки оборудованы подшипниками качения. На механизмах подъема груза стрелы установлены концевые выключатели. Кран имеет ограничитель грузоподъемности, регулирование которого в зависимости от кривой грузоподъемности возможно при поднятой стреле. Все органы управления, контрольные приборы для силовой станции расположены в кабине крановщика. 

Рис. 6. Кривые зависимости грузоподъемности крана типа ЕДК-500 с удлиненной стрелой от ее вылета: 1 — кран на опорах 6 м, поворот на 360°; 2 — кран на опорах 4,4 м, поворот на 360°

Рис. 7. Кривые высоты подъема груза у крана типа ЕДК-500 в зависимости от вылета стрелы: 1 — нормальной; 2 — удлиненной

Рис. 8. Общий вид крана типа ЕДК-300 грузоподъемностью 60 Т

При следовании крана в составе поезда стрелу укладывают на подстреловую платформу, канаты стрелы находятся в расслабленном состоянии. Грузоподъемность крана зависит от вылета стрелы (табл. 3).

Таблица 3
Изменение грузоподъемности крана типа ЕДК-300 в зависимости от вылета стрелы


Вылет стрелы в м

Грузоподъемность крана в Т

на дополнительных опорах

без опор, стрела вдоль пути

без опор, поворот

5,5

60

30

17

6,0

52

27

15

7,0

41

22

12

8,0

33

19

10

9,0

27

17

8,5

10,0

23

15

7

11,0

20

13

5,5

12,0

18

11

4

13,0

16

1 9,5

3,5

14,0

14

8

3


Рис. 9. Изменение высоты подъема крюка у крана типа ЕДК-300 в зависимости от вылета стрелы

Кран типа ЕДК-50 (рис. 10, табл. 1) грузоподъемностью 50 Т изготовлен заводом «Унру и Либиг», г. Лейпциг (Германская Демократическая Республика).

На рис. 9 приведена зависимость высоты подъема крюка от вылета стрелы.
Краны типа ЕДК-300В по специальному заказу оборудуются второй специальной стрелой для работы на электрифицированных участках без снятия напряжения в контактной сети, на мостах и в туннелях. На стреле смонтирована тележка с полиспастами, которая передвигается вдоль стрелы. Полиспаст нижнего блока с крюком сделан так, чтобы при передвижении тележки высота подъема не изменялась. При работе крана с тележкой обеспечивается горизонтальное положение стрелы. Однако при фиксировании тележки в двух положениях стрела может подниматься и опускаться. В табл. 4 показана грузоподъемность крана в зависимости от вылета стрелы и положения тележки.

Кран состоит из основной нижней рамы сварной конструкции с двумя трехосными тележками, оборудованными ручными и автоматическими тормозами. У каждой тележки одна колесная пара имеет зубчатую передачу для передвижения крана собственным ходом. На основной раме смонтированы четыре откидные дополнительные опоры и установлена верхняя поворотная платформа, где смонтирована электросиловая установка и механизмы крана. К задней части поворотной платформы прикреплена откидная площадка для передвижных противовесов, а к передней — стрела сварной конструкции с грузовым крюком.
На кране установлено два передвижных противовеса, общим весом 11,9 т, которые имеют три положения:
I — заднее крайнее при работе на дополнительных опорах;
II — среднее при работе крана без опор;
III — крайнее переднее в транспортном положении (в составе поезда).

Грузоподъемность крана зависит от вылета стрелы и положения противовесов (рис. 11). Стрела крана в транспортном положении находится в подвешенном состоянии на тросах над подстреловой платформой, а грузовой крюк с обоймой укладывают на платформу.

Таблица 4
Грузоподъемность дизель-электрического крана типа ЕДК-300В в зависимости от вылета стрелы и положения тележки


Рис. 10. Общий вид крана грузоподъемностью 50 Ттипа ЕДК-50

  Кран типа ЕДК-25 (рис. 12, табл. 1) грузоподъемностью 25 Т изготовлен заводом «Унру и Либиг», г. Лейпциг (ГДР).
В отличие от крана ЕДК-50 на нем поворотная платформа опирается на основную раму через промежуточную платформу.

Рис. 12. Общий вид крана типа ЕДК-25

 В транспортном положении стрела укладывается на специальную подставку, установленную на подстреловой платформе, а грузовые крюки с обоймами укладываются на платформу.
Кроме основного противовеса, на кране установлено два передвижных общим весом 5,3 т, которые имеют те же три положения, что и на кране ЕДК-50.             

На кране имеется шесть выдвижных гидравлических дополнительных опор. Грузоподъемность крана в зависимости от вылета стрелы и положения противовесов приведена на рис. 13. Особенностью крана является наличие промежуточной платформы, которая опирается на восемь опорных катков, заключенных по два в обойму. Снаружи к обойме прикреплены кронштейны, на которых с внутренней стороны имеются ролики, входящие под полку главной балки нижней рамы и предохраняющие промежуточную платформу от опрокидывания. Поворотная часть передвигается по нижней раме на 8,9 м, что позволяет с одной установки крана на опоры обслужить площадку 41Х32м.