§ 6. СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ И ЧАЛОЧНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
В процессе эксплуатации грузозахватных, чалочных и других приспособлений за ними должен быть установлен постоянный надзор. Для этой цели должны быть выделены ответственные лица соответствующей квалификации, которым поручается проведение периодических осмотров.
В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» периодические осмотры производятся:
чалочных канатов, цепей и тары — через каждые 10 дней;
клещей и других грузозахватных приспособлений — ежемесячно;
траверс п коромысел — не реже одного раза в 6 месяцев.
Результаты осмотра заносятся в Журнал осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений и подписываются ответственным лицом, проводившим осмотр.
Кроме перечисленных видов осмотра, все приспособления должны осматриваться ежесменно перед началом работы стропольщиками и крановщиками.
Для определения годности чалочных канатов и степени их износа необходимо руководствоваться Нормами браковки стальных канатов, опубликованными в качестве приложения к «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Таблица 24
Тросы для кранов
Продолжение
Нельзя пользоваться канатами или цепями, не имеющими бирок или клейм, с указанием их грузоподъемности и даты испытания. Не должны применяться чалочные канаты с раскрученными прядями, с узлами и механическими повреждениями. Чалочные цепи бракуются в случае износа звена цепи более 10% первоначального диаметра. После замены звеньев новыми цепь должна быть испытана нагрузкой, вдвое превышающей ее номинальную грузоподъемность. Сращивание чалочных стальных канатов запрещается.
Необходимо тщательно следить за состоянием крюков, колец, серег и других деталей, входящих в комплект чалочного приспособления. Разогнутые крюки, а также крюки и кольца, имеющие износ, превышающий 10% первоначальной высоты сечения или диаметра, к эксплуатации не допускаются.
При пользовании чалочными канатами и цепями существенное значение имеет правильное определение величины натяжения, приходящейся на одну ветвь (строп), в зависимости от угла ее наклона к вертикали.
Тросы, применяемые на кранах, должны соответствовать действующим общесоюзным стандартам (табл. 24) и иметь лабораторное свидетельство завода-изготовителя об их испытании.