Содержание материала

ГЛАВА IV
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

§ 1. ВЫЗОВ И ДОСТАВКА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ К МЕСТУ РАБОТ

Ликвидация последствий схода и столкновений подвижного состава, вызвавших перерыв в движении поездов, может быть осуществлена различными методами, что зависит от многих факторов, основными из которых являются: вид и объем повреждения подвижного состава, загроможденность пути и условия производства восстановительных работ, рельеф местности, наличие соответствующих подъемных средств, механизмов, рабочей силы.
Успех быстрого восстановления движения поездов во многом будет зависеть также и от правильной организации восстановительных работ, быстрой подъемки сошедшего с рельсов подвижного состава, темпов восстановления пути.
При правильной организации труда и продуманной расстановке рабочей силы и механизмов эти задачи могут быть успешно решены даже при тяжелых по своему характеру и объему последствиях схода или столкновений подвижного состава. Необходимо только, чтобы работы по ликвидации последствий схода или столкновений подвижного состава проводились бы широким развернутым фронтом и одновременно охватывали весь комплекс причастных к ним восстановительных мероприятий.
В соответствии с существующим положением о восстановительных поездах вызов их может производиться только ограниченным кругом лиц, а именно:
в границах отделения железной дороги — дежурным по отделению;
в границах железной дороги — руководством дороги;
в пределах нескольких дорог — главным ревизором по безопасности движения МПС.
При получении извещения со станции или перегона о происшедшем случае схода с рельсов или столкновений подвижного состава дежурный по отделению обязан немедленно провести следующие оперативные меры:
дать приказ об отправлении восстановительного поезда и обеспечить безусловное его выполнение;
независимо от размеров происшествия дать распоряжение начальнику ближайшей станции от места происшествия, где имеется аварийно-полевая команда, о немедленном ее вызове и доставке к месту работ отдельным локомотивом, дрезиной или автомашиной;
организовать вызов работников восстановительного поезда в порядке, установленном начальником отделения, применительно к конкретным местным условиям.
В тех случаях, когда возникает необходимость отправления восстановительных поездов с других дорог, дежурный должен немедленно поставить об этом в известность управление дороги.
На электрифицированных участках железных дорог отправление восстановительных поездов производится тепловозами или паровозами в порядке, установленном начальником дороги. Если восстановительный поезд отправлен электровозом, то пропуск его допускается только до конечной станции, перед поврежденным участком. Обеспечение восстановительных поездов локомотивами должно осуществляться из рабочего парка преимущественно перед всеми другими поездами.
Отправление восстановительного поезда производится после получения дежурным по станции заявки от начальника поезда не позднее чем через 30 мин с момента его вызова. Подъемные краны на железнодорожном ходу могут отправляться без включения их в состав восстановительного поезда только с разрешения начальника дороги или дорожного ревизора по безопасности движения.
Оказание соседней дороге помощи по ликвидации последствий схода или столкновений подвижного состава путем подсылки отдельно подъемного крана или восстановительного поезда должно быть произведено сразу же по получении от нее соответствующей заявки.
Отправление восстановительного поезда на подъездные пути, примыкающие к дороге, для ликвидации последствий схода или столкновения подвижного состава производится по разрешению начальника отделения дороги также после получения соответствующей заявки от владельца подъездных путей.
До конечной станции, ограничивающей перегон с местом производства работ, восстановительный поезд должен следовать, как правило, впереди всех других поездов (в том числе скорых и пассажирских) с наибольшей допускаемой скоростью. Следование восстановительного поезда наносится на график движения. Ответственность за своевременное продвижение восстановительного поезда к месту производства работ несет начальник отделения дороги. Остановка восстановительного поезда в пути следования может быть разрешена только в отдельных случаях, для посадки рабочих по требованию начальника восстановительного поезда, который об этом должен предварительно сделать заявку.

По прибытии поезда на место производства восстановительных работ электромеханик связи обязан немедленно установить телефонную связь с отделением и управлением дороги и поездную радиосвязь на участках, где она имеется.

§ 2. КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Ликвидация последствий схода и столкновений подвижного состава должна быть произведена в самые сжатые сроки, для чего должны быть использованы все имеющиеся возможности.
Организация всех восстановительных работ должна производиться по плану, составленному начальником поезда и согласованному с начальником отделения дороги. Перед тем как составить комплексный план технологического процесса восстановительных работ, начальник восстановительного поезда должен тщательно осмотреть место работ, ознакомиться с расположением поврежденного подвижного состава.
Действия начальника поезда в этом случае должны отличаться быстротой при одновременной продуманности принимаемых им решений. При возникновении затруднений начальник восстановительного поезда должен прибегнуть к коллегиальному обсуждению, привлекая к решению вопроса находящихся на месте схода руководителей локомотивных и вагонных депо, дистанции пути, участкового ревизора по безопасности движения поездов.
Практика производства восстановительных работ на дорогах сети показывает, что для достижения наибольшего эффекта план технологического процесса этих работ лучше всего строить исходя из следующих условий:

  1. фронт восстановления должен быть одновременно охвачен с обеих сторон;
  2. все подготовительные и подъемочные работы должны вестись комплексно с максимальным их совмещением (параллельно).

В результате схода и столкновений подвижного состава значительным повреждениям подвергается железнодорожный путь и сам подвижной состав. Поэтому при составлении комплексного плана ликвидации последствий схода и столкновения подвижного состава и производстве самих восстановительных работ главным образом и приходится иметь дело с этими элементами транспортного хозяйства.
В табл. 28—32 приводятся основные технические параметры железнодорожного пути и наиболее распространенных типов подвижного состава, которые должны учитываться при производстве работ по ликвидации последствий схода и столкновений подвижного состава.

Таблица 28
Расстояние между осями восстанавливаемых участков железнодорожных путей


Пути

Междупутье в мм

нормальное

наименьшее

Главные на перегонах двухпутных линий . . .

4100

4100

Второй и третий главные на перегонах трехпутных и четырехпутных линий ..

5000

5000

Главные на станциях  ...

5300

5300

Приемо-отправочные и сортировочные ...

5300

4800

Второстепенные на станциях

4800

1500

Для перегрузки грузов непосредственно из вагона в вагон ..

3650

3600

Стрелочная улица и соседние пути .

5300

5300

Таблица 29
Характеристика рельсов


Тип

Вес 1 пог. м вкг

Размеры в мм

высота

ширина

головки

ПОДОШВЫ

Р75

75,10

192     

75

160

Р65

64,93

180

75

150

Р50

51,51

152

70

132

Р43

44,65

140

70

114

I-а

43,57

140

70

125

II-а (Р38)

38,42

135

68

114

III-а (Р33)

33,48

128

60

110

IV-а

30,89

120,5

53,5

100

Таблица 30

Краткая характеристика типов пассажирских вагонов


Тип вагона

Тара в т

Длина в мм

Габарит

по осям сцепления автосцепки

кузова

Некупейный цельнометаллический (ЦМВ) с креслами постройки ПНР.

51

24 537

23 600

0-Т

Некупейный ЦВМ с креслами постройки КВЗ .

47

24 537

23 600

0-Т

Некупейный ЦМВ Лианозовского завода ...

54

24 537

23 600

0-Т

Купейный жесткий ЦМВ .

52

24 537

23 600

0-Т

Мягкий купейный .

56,5

24 540

23 600

0-Т

Мягкий с двухместными купе постройки ГДР ...

60

24 500

23 600

0-Т

Мягкий с двухместными купе завода им. Егорова

62

24 500

23 600

0-Т

Тип вагона

Тара в т

Длина в мм

Габарит

по осям сцепления автосцепки

кузова

Некупейный жесткий с деревянным кузовом

45

21 390

20 200

1-Т

Ресторан ЦМВ .

56

24 540

23 600

0-Т

Багажный ЦМВ завода им. Егорова

45

24 537

23 600

0-Т

Багажно-почтовый ЦМВ . .

48

24 537

23 600

0-Т

Багажный ..

36,5

19 180

18 020

1-Т

Почтовый ЦМВ

54,5

24 537

23 600

0-Т

Почтовый с деревянным кузовом

37,4

21 390

20 200

1-Т

Таблица 31
Краткая характеристика грузовых вагонов


Еще до прибытия восстановительного поезда на месте производства восстановительных работ по распоряжению поездного диспетчера с перегона должны быть убраны вагоны, которые могут быть отправлены с головной и хвостовой части поезда, имевшего сход.

Место производства работ по указанию начальника дистанции пути или дорожного мастера должно быть ограждено в порядке, установленном Правилами технической эксплуатации и Инструкцией по сигнализации.
По прибытии восстановительного поезда действия его работников должны быть направлены на разрешение следующих основных задач:
оказание первой помощи пострадавшим и при необходимости отправку их в ближайшие лечебно-профилактические учреждения;
охрану государственного имущества, имущества пассажиров, почты и груза;
восстановление прерванной связи и открытие временного поста связи;
быстрейшее восстановление движения поездов на перегоне или станции.
Начальник восстановительного поезда после осмотра места схода или столкновения подвижного состава обязан немедленно сообщить поездному диспетчеру или дежурному по отделению о наличии пострадавших, о принятых мерах по оказанию им помощи, о характере схода и повреждения подвижного состава, пути, контактной сети, СЦБ и связи, а также о времени, потребном на восстановление движения поездов, и о дополнительно требуемой помощи. На основании полученной информации поездной диспетчер или дежурный по отделению немедленно принимает необходимые меры.
В табл. 33 приведен один из планов производства восстановительных. работ при ликвидации последствий схода подвижного состава на одном из участков железных дорог.
Работа по реализации этого плана должна быть организована широким фронтом с учетом максимального использования всех средств, как имеющихся в восстановительном поезде, так и привлеченных от других организаций.
Присутствующие на месте производства работ начальники дистанций пути, связи и участков энергоснабжения, локомотивных и вагонных депо и их заместители используются в качестве руководителей в отдельных восстановительных бригадах. 
Общее руководство работами возлагается на начальника восстановительного поезда. Все его требования и указания, связанные с восстановительными работами, обязательны к выполнению работниками всех служб, участвующих в восстановлении движения поездов.
В тех случаях, когда ликвидация последствий схода или столкновения подвижного состава выполняетcя двумя восстановительными поездами, общее руководство работами возлагается на начальника того восстановительного поезда, на участке которого производятся эти работы.

Таблица 33
Комплексный план производства работ восстановительного поезда по ликвидации последствий схода подвижного состава

Ответственность за своевременное восстановление пути, контактной сети, устройств СЦБ и связи возлагается на начальников соответствующих дистанций.
Особое внимание должен уделить начальник восстановительного поезда организованности, слаженности работы всего коллектива восстановителей. Все должно быть подчинено выполнению задачи, как можно быстрее восстановить прерванное движение поездов, при одновременном строжайшем соблюдении правил техники безопасности в процессе восстановления.
Успешное решение этой задачи во многом будет зависеть от начальника восстановительного поезда, его инициативы, решительности, организаторских способностей, умения правильно, своевременно и продуманно направлять усилия всего коллектива подчиненных ему людей. Начальник поезда все время должен быть в курсе хода выполнения всех работ, немедленно включаться в ликвидацию возникающих затруднений на том  или иной участке восстановительных работ. В сложной обстановке ликвидации последствий схода или столкновения подвижного состава особенно важна дисциплинированность людей, занятых на восстановительных работах.