Содержание материала

§ 4. ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ ПОДЪЕМКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Подъемка подвижного состава осуществляется с помощью накаточных башмаков, домкратами и кранами.
В зимнее время, когда грунт заморожен и при сходе подвижного состава верхнее строение пути не разрушается, самый эффективный и простой способ подъемки — накатывание сошедшего подвижного состава на рельсы через накаточные башмаки. При разрушениях верхнего строения пути подъемку локомотивов быстрее всего осуществлять краном. При отсутствии подъемного крана необходимой грузоподъемности локомотивы поднимают гидравлическими домкратами. Рассмотрим примеры наиболее часто встречающихся случаев сходов подвижного состава и применяемые при этом восстановительные средства.

  1. На двухпутном участке железной дороги сошел с рельсов электровоз серии ВЛ всеми колесными парами. Габарит для  

прохода подстреловых платформ имеется. Подъемка этого электровоза производится 80-тонным краном с соседнего пути. Предварительно дано указание энергодиспетчеру снять напряжение и отвести контактные провода.
Кран на соседнем пути против сошедшего электровоза устанавливают на опоры, подвешивают оба противовеса. Чтобы не повредить кузов электровоза, строповку производят с применением траверсы. Разъединяют кузов с тележками и отставляют его в сторону. Тележки ставят на рельсы, после чего на них устанавливают кузов. Затем кран собирают в транспортное положение и отправляют с перегона.
С момента прибытия крана к месту работы на подъемку электровоза затрачено 2 ч 40 мин (табл. 45). Таким же способом можно поднять тепловозы серий ТЭ1, ТЭ2 и ТЭ3.

Таблица 45
График выполнения работ по подъемке электровоза

  1. На однопутном неэлектрифицированном участке сошел с рельсов паровоз всеми колесными парами, с отклонением от оси пути передней колесной парой до 1 м. Верхнее строение пути разрушено. Подъемный 45-тонный кран прибыл к месту работ с подкрановой платформой впереди. Паровоз поднимают методом балансировки. Для этого, поставив кран на опоры, снимают подкрановые платформы на бровку пути, затем, убрав опоры, кран самоходом подъезжает к паровозу.

Кран устанавливают на все опоры. За это время разъединяют паровоз и тендер, застропывают переднюю часть паровоза и поднимают ее. После отрыва четвертой колесной пары от грунта под нее выкладывают из шпал лафет, переднюю часть паровоза опускают, при этом поднимается задняя часть паровоза (рис. 62).


Рис. 63. Опускание паровоза на рельсовые рубки, уложенные под пятую колесную пару

Рис. 64. Подъемка паровоза и укладка рельсов под его переднюю часть

Под задней колесной парой очищают путь и укладывают рубки рельсов (рис. 63). Затем переднюю часть паровоза поднимают и задней колесной парой ставят на уложенный рельс. Лафет убирают, очищают под паровозом поврежденное верхнее строение пути, укладывают новые шпалы и рельсы и опускают на них паровоз, развертывая его на пятой колесной паре вдоль пути (рис. 64).
Затем кран собирают в транспортное положение. С момента прибытия крана к месту работ на подъемку паровоза затрачено 2 ч 45 мин (табл. 46).

Таблица 46
График выполнения работ по подъемке паровоза

Количество рабочих 36 чел.

Методом балансировки можно поднимать паровозы всех серий, тепловозы, электровозы, четырех- и шестиосные вагоны.

  1. На однопутном участке сошел с рельсов паровоз всеми колесными парами с отклонением от оси пути передней части до 1 м. На перегон подан 75-тонный кран без подстреловых платформ, которые оставлены на конечной станции.

По прибытии на место работ кран устанавливают на опоры с навеской обоих противовесов. Одновременно разъединяют паровоз с тендером и стропуют паровоз за переднюю часть. Паровоз поднимают за переднюю часть на высоту, позволяющую уложить под него путь. Затем развертывают его вдоль пути и опускают четырьмя колесными парами на уложенные рельсы.       

После этого кран собирают в транспортное положение, а между четвертой и пятой колесной парой укладывают накаточные башмаки типа горбуши. Если почему-либо не удастся уложить накаточный башмак между четвертой и пятой колесной парой, то тогда накаточные башмаки укладывают под переднюю колесную пару. По окончании сборки крана в транспортное положение заднюю колесную пару накатывают на рельсы, через накаточные башмаки (табл. 47).                                         

Таблица 47
График выполнения работ по подъемке паровоза

Количество рабочих 38 чел.

Этим способом можно поднимать паровозы всех серий.

  1. На однопутном электрифицированном участке сошел с рельсов тепловоз серии ТЭ3. Одна секция развернулась, встала поперек пути. Подъемка секции тепловоза производится одним 100-тонным краном. Кран к месту работ додан стрелой вперед.                                   

По прибытию на место работ дается указание снять напряжение и отвести контактные провода. Кран устанавливают на внутренние опоры, навешивают один противовес и снимают подстреловые платформы. Затем кран самоходом подают к тепловозу; производят полную расстановку его на опоры и навешивают второй противовес.
Кузов тепловоза поднимают (без тележек) и отставляют, если насыпь невысокая — под откос, а при высокой насыпи —  на полотно сзади крана. После этого одну тележку снимают 

с пути, а вторую ставят на рельсы. Кузов тепловоза ставят одним концом на эту тележку, поднимают за противоположный конец и, поворачивая стрелу, откатывают от крана с таким расчетом, чтобы между краном и кузовом можно было поставить на рельсы вторую тележку. Затем выкладывают небольшую шпальную клетку (по высоте из трех шпал) и опускают на нее кузов. После этого вторую тележку ставят на путь, кузов тепловоза за один конец поднимают краном, шпальную клетку убирают, подкатывают тележку и опускают на нее кузов.
Тепловоз откатывают от крана, ставят подкрановые платформы на рельсы, кран собирают в транспортное положение.
С момента прибытия крана к месту работ на подъемку тепловоза затрачено 3 ч 20 мин.
Этим способом можно поднимать тепловозы, электровозы и другой подвижной состав, приравненный по весу и длине к тепловозу ТЭ3.

  1. На однопутном электрифицированном участке сошел с рельсов тепловоз ТЭ2 всеми колесными парами с отклонением от оси пути до 1 м. Тепловоз поднимается -75-тонным краном.

Кран к месту схода подан подстреловыми платформами вперед. Дается указание снять напряжение в контактной сети. Кран устанавливают на внутренние опоры и навешивают один противовес; одновременно оттягивают контактные провода и стропуют кузов тепловоза. Затем краном убирают с пути подкрановые платформы, кран снимают с внутренних опор и самоходом подают к тепловозу; устанавливают кран на все опоры, навешивают второй противовес, кузов тепловоза снимают с тележек и отставляют в сторону.
Обе тележки краном ставят на рельсы (если путь был поврежден, то его предварительно необходимо отремонтировать) и на них поднимают кузов тепловоза. Затем подкрановые платформы ставят на путь и кран собирают в транспортное положение. С момента прибытия крана к месту работ на подъемку тепловоза затрачено 3 ч 10 мин.
Этим способом можно поднимать тепловозы, электровозы и другой подвижной состав, приравненный по весу и длине к тепловозу серии ТЭ2.

  1. Сошел с рельсов тендер паровоза серии Л всеми колесными парами и отклонился от оси пути более 1 м. Подъемка тендера производится 75-тонным краном, поданным к месту работ стрелой вперед, без подстреловых платформ.

Кран полностью расстанавливают на опоры, одновременно разъединяют сцепления между паровозом и тендером и стропуют последний. После этого тендер поднимают и ставят на рельсы. Кран собирают в транспортное положение. С момента подачи крана к месту работы на подъемку тендера затрачено 1 ч 30 мин.

Этим способом можно поднимать тендеры паровозов всех серий и другой подвижной состав, приравненный к ним по весу.
7. Сошел с рельсов груженый четырехосный вагон обеими тележками, тележки из-под вагона выбиты. Вагон поднимают 100-тонным краном, поданным к месту работ без подстреловых платформ.
Кран расставляют на опоры и навешивают оба противовеса, одновременно вагон подготавливают к подъемке. Поднимают краном кузов вагона и отставляют в сторону. Затем ставятся на рельсы обе тележки и поднимают на них кузов вагона: кран собирают в транспортное положение. С момента подачи крана к месту работ на подъемку вагона затрачено 2 ч 15 мин.
8. Сошел с рельсов электровоз (или тепловоз) одной передней тележкой. Тележка разрушена. Для подъемки подан 50-тонный кран со стороны сошедшей тележки. Напряжение в сети снято.
Кран расстанавливают на опоры. Одновременно оттягивают контактные провода и подготавливают кузов электровоза к подъемке, застроповав его за один конец. Затем кузов поднимают, укладывают шпальную клетку и опускают на нее кузов.
После этого снимают кран с опор, отодвигают самоходом назад от кузова, убирают из-под кузова поврежденную тележку и снимают краном с пути. Ставят на путь аварийную тележку и подкатывают ее под кузов электровоза. Кран подъезжает к электровозу и его устанавливают на опоры. Поднимают кузов электровоза за одну сторону, убирают шпальную клетку и опускают электровоз на аварийную тележку. Кран собирают в транспортное положение. С момента подачи крана к месту работ на подъемку электровоза затрачено 3 ч.
Этим способом можно поднимать любую секцию тепловоза, электровозы, четырех- и шестиосные груженые вагоны.
Как в этом примере, так и во всех остальных рассмотренных случаях подъемки подвижного состава кранами считается, что места установки крана подготовляют до подачи его к месту работы.