Содержание материала

 ГЛАВА VI
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПЕРЕВОЗОК

Бурный рост химической промышленности и непрерывное увеличение выпуска различного рода химикатов способствует увеличению удельного веса их в перевозочном процессе. Обращение с такими грузами требует соблюдения специальных правил по технике безопасности.
Классификация опасных грузов и особенности их перевозок, с которыми должны быть знакомы работники восстановительных поездов, охарактеризованы данными, приведенными в табл. 60.

Таблица 60
Классификация опасных грузов и особенности их перевозки


Категория первоначального груза

Наименование груза

Особенности перевозок груза

Вещества, способные к образованию взрывчатых смесей

Селитра, барий азотнокислый, натрий хлорнокислый и др.

При погрузке, выгрузке и храпении избегать  засорения опилками, углем, мучной пылью и др.
На каждое место наклеивается                ярлык
формы № 1

Сжатые и сжиженные газы

Кислород жидкий, метан, хлорид и др.

Перевозка производится в баллонах с обозначением каждого места ярлыками соответственно №№ 2, 3 и 4

Самовозгорающиеся вещества

Металлический цемент, алюминиевая пудра, магнитный порошок, очесы, жмыхи дробленые и др.

Погрузка и выгрузка- производится с особой осторожностью во избежание россыпи грузов. На таре наклеиваются ярлыки формы № 5

Вещества, воспламеняющиеся от действия воды

Карбид кальция, кальций и натрий фосфористые, натрий металлический и др.

Должна быть полная герметичность тары; ярлык формы № 6

Категория первоначального груза

Наименование груза

Особенности перевозок груза

Легковоспламеняющиеся вещества с температурой вспышки не более +45° С

Бензин, газолин, ацетон, керосин, лаки спиртовые, нитрокраски, денатурированный и пропиловый спирты, эфир, олифа,       скипидар,
спирт бутиловый, сивушные масла; фурфурол, спички, фосфор красный, фотолента,                          целлулоид,
нафталин и др.

Некоторые из этих грузов обладают и ядовитыми свойствами, поэтому на грузовые места наклеивают ярлыки № 7 и 8

Едкие вещества

Известь, калий, нашатырный спирт, сода каустическая, формалин, кислоты минеральные и органические и др.

На грузовые места наклеивают ярлык формы № 10

Ядовитые вещества

Мышьяк, метанол, фенол, этиловая жидкость и др.

На грузовые места ставят ярлыки № 7, 8, 9

Многие наливные грузы также опасны для здоровья человека и действуют на него не только при непосредственном соприкосновении, но и на расстоянии. Основные виды опасных наливных грузов и характеристика применяемых на железнодорожном транспорте способов их перевозки приведены в табл. 61.

Таблица 61
Основные опасные грузы и способы их перевозки

Наименование и характеристика грузов

Подвижной состав, применяемый для перевозки

Этилированный бензин. Ядовит, отравляюще действует на человека при вдыхании паров

Четырехосные бензиновые цистерны с универсальным прибором и трафаретом; " Бензин этилированный. Ядовито"

Этиловая жидкость. Чрезвычайно ядовита и огнеопасна

Специальные цистерны грузоотправителя. Трафарет: " Этиловая жидкость, огнеопасно. Ядовито"
Котел цистерны окрашен алюминиевой краской, а торцы — зеленой, Вдоль котла — полоса зеленого цвета

Серная кислота (гловерная, моногидрат, аккумуляторная, купоросное масло, олеум)

Специальные сернокислотные цистерны. Трафарет: " Опасно. Серная кислота"


В перевозочном процессе на железнодорожном транспорте начинают участвовать различные вещества, обладающие способностью радиоактивного излучения.
Характер излучения радиоактивных веществ может быть разбит на три основные группы:

  1. — альфа- и бета-частицы, гамма-лучи;
  2. — частые нейтронные излучения, гамма-лучи;
  3. — альфа- и бета-частицы.

В зависимости от мощности гамма-излучений и потока быстрых нейтронов радиоактивные вещества делятся на четыре транспортные категории, каждой из которых соответствует особая форма этикетки, наклеиваемой на упаковку (рис. 74).
Кроме этикетки, на двери вагонов, а также на торцовой и задней стенках контейнеров с радиоактивными веществами отправитель наклеивает еще и ярлык установленной формы.


Рис. 74. Форма этикетки (а) с характеристикой транспортной категории упаковки с радиоактивными веществами (II категории соответствуют две вертикальные полосы, III —  три, IV — четыре) и ярлык (б) радиоактивной опасности

Краткая характеристика транспортных категорий радиоактивных веществ, с которыми должны быть ознакомлены работники, обслуживающие восстановительные средства железных дорог, приведены в табл. 62.
Для быстрой локализации вредного действия ядовитых веществ необходимо прежде всего принять меры к нейтрализации таковых перед началом восстановления. Работники, принимающие непосредственное участие в восстановлении движения, при наличии различных кислот и ядовитых веществ в поврежденном подвижном составе должны иметь предохранительную одежду (защитные костюмы и противогазы). Без таких средств индивидуальной защиты работать не разрешается. Некоторые кислоты в различном состоянии дымятся, выделяют специфический запах, обугливают деревянные предметы и ткани, действуют на слизистые оболочки. Поэтому в таких случаях применение противогазов также является обязательным.
При ликвидации последствий схода и столкновений подвижного состава, когда имеются ядовитые вещества, каждому работнику восстановительного поезда необходимо прежде всего не проявлять растерянности, соблюдать строгую дисциплину, неукоснительно руководствоваться правилами поведения, изложенными в специальных инструкциях по противохимической защите, своевременно дегазировать рабочее место, отравленное ядовитым веществом.  

Таблица 62
Краткая характеристика транспортных категорий радиоактивных веществ

Работники восстановительных поездов должны систематически изучать способы защиты при работе с ядовитыми веществами, пользуясь для этого литературой по противохимической защите на железнодорожном транспорте. Эти занятия тренировки должны проводиться регулярно под непосредственным руководством инструктора, в различных погодных условиях: при солнце, ветре, тумане, дожде, снеге, морозе и т. п.
Порядок ограждения участка пути, зараженного ядовитыми веществами, изложен в Инструкции по сигнализации на железных дорогах СССР.