Содержание материала

§ 2. ПОДЪЕМКА ЛОКОМОТИВОВ ДВУМЯ КРАНАМИ РАЗНОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

В ряде случаев возникает необходимость производить подъемку локомотива двумя кранами разной грузоподъемности. Положение особенно осложняется, когда вес локомотива близок к общей (суммарной) подъемной силе кранов или даже равен ей. Такие случаи были, например, при подъемке паровоза серии ФД, вес которого без воды и с очищенной от угля колосниковой решеткой составляет 118,0 т, а подъемная сила прибывших на восстановление кранов грузоподъемностью 75 и 45 Т составляет 120 Т, т. е. всего лишь на 2,0 Т больше.
В связи с этим использование таких кранов для подъемки паровоза практически может быть осуществлено в двух вариантах: кран грузоподъемностью 75 Т устанавливается со стороны сцепного ящика, а кран грузоподъемностью 45 Т — со стороны буферного бруса; кран грузоподъемностью 75 Т устанавливается со стороны буферного бруса, а кран грузоподъемностью 45 Т — со стороны сцепного ящика.
При выполнении этих вариантов главная задача производителей работ состоит в том, чтобы ни при каких условиях не допустить перегруза кранов: нагрузка каждого из кранов, участвующих в этой операции, соответствует их подъемной силе.
Если руководитель работ принял решение поднимать паровоз краном грузоподъемностью 45 Т за буферный брус (вариант первый), то место приложения стропового троса для крюка крана грузоподъемностью 75 Т определяется из равенства сил по отношению к точке О, указанной в схеме приложения сил (рис. 56),

где Q1 — подъемная сила крана, в данном случае грузоподъемностью 45 Т;
L — расстояние между осями приложения строповых тросов кранов грузоподъемностью 75 и 45 Т в м;
Р — вес поднимаемого паровоза в Т.

На рис. 56 указаны также величины:
х — расстояние от заднего отреза сцепного ящика паровоза до оси приложения стропового троса крана грузоподъемностью 75 Т в м;
l u l1 — расстояние от заднего обреза сцепного ящика и от переднего обреза буферного бруса до центра тяжести паровоза в м.
В условиях выполнения восстановительных работ не всегда возможно достаточно точно измерить величину у — расстояние от центра тяжести паровоза до оси приложения стропового троса крана грузоподъемностью 75 Т. Схема расчета значительно упрощается, если определить размер х, расстояние от заднего обреза сцепного ящика до оси приложения стропового троса крана грузоподъемностью 75 Т.  
Это расстояние определится из уравнения

Аналогично этому могут быть определены необходимые размеры для строповки паровоза и в том случае, когда кран грузоподъемностью 75 Т подается со стороны головной части паровоза.
В этом случае  а величина

Приведенная схема расчета применима для подъемки любого типа паровоза или тяжеловесного груза, когда известен центр его тяжести: если же в документах нет данных о центре тяжести, то предварительно он должен быть определен.


Рис. 56. Схема приложения сил

Результаты расчетов, произведенных для рассматриваемого случая, показывают:
а)   если подъемка паровоза серии ФД производится краном грузоподъемностью 45 Т за буферный брус, вертикальная ось строповки троса для крюка крана грузоподъемностью 75 Т должна проходить на расстоянии 3,2 м от заднего обреза сцепного ящика паровоза;
б)   при подъемке паровоза краном грузоподъемностью 75 Т в головной части этого паровоза вертикальная ось стропового троса для крюка крана должна проходить на расстоянии 2,4 м от переднего обреза буферного бруса; в этом случае кран грузоподъемностью 45 Т поднимает паровоз за сцепной ящик.
Рассмотренный случай подъемки локомотива — один из наиболее ответственных.
При выполнении таких работ обязательно должны быть соблюдены следующие условия:

  1. оба крана, участвующие в подъемке локомотива, устанавливаются на дополнительные опоры;
  2. работа обоих кранов производится при минимальных вылетах стрелы; 
  3. для управления кранами выделяются наиболее опытные машинисты; 
  1. во время производства работ домкраты дополнительных опор не должны выходить из своих гнезд;
  2. на месте работ должен находиться начальник восстановительного поезда или его заместитель.

При подъемке локомотивов или тяжеловесных грузов двумя кранами необходимо пользоваться траверсами (схема ее приведена на рис. 57), которые соединяют крюки обоих кранов для одновременного подъема груза. Во избежание перегрузки того или иного крапа крюк траверсы следует располагать таким образом, чтобы распределение нагрузки происходило прямо пропорционально грузоподъемности кранов. Траверсу обычно изготовляют силами восстановительных поездов. При размещении крюка на ней необходимо соблюдение следующего равенства (см. рис. 57).


Рис. 57. Схема траверсы для подъема груза

При всех случаях, тождественных рассмотренному, произведение грузоподъемности первого крана на длину прилегающего к нему плеча траверсы должно быть равно произведению грузоподъемности второго крана на длину прилегающего к нему плеча траверсы.


Рис. 58. Подъемка тепловоза пневмогидравлической установкой

При подъемке пневмогидравлическими домкратами тепловозов, электровозов,  электросекций, вагонов, а также паровозов (при установке домкратов под буферным брусом) примерная нагрузка на домкраты определяется по формуле

На рис. 58 показано перемещение паровоза пневмогидравлической установкой.


Рис. 59. Подъемка грузов двумя 45-г кранами с установкой кранов на разных путях

§ 3. ПОДЪЕМКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ ДВУМЯ КРАНАМИ ОДИНАКОВОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

Практика восстановительных работ дает много примеров, когда не всегда представляется возможным производить подъемку сошедшего с рельсов или поврежденного подвижного состава, а также тяжеловесных грузов при помощи одного крана, хотя бы даже и повышенной грузоподъемности (75, 80, 125 Т).
В таких случаях возникает необходимость в применении двух кранов, пусть даже средней грузоподъемности (45, 50, 60 Т).
Применение двух таких кранов позволяет использовать их как на станционных путях, так и на перегонах однопутных и двухпутных участков железных дорог. При работе двумя кранами характеристика их должна быть одинаковой.
На рис. 59 приведена схема одного из возможных случаев применения при восстановительных работах двух передвижных кранов при перегрузке мостовой фермы с одного пути на подвижной состав, находящийся на соседнем пути.


Рис. 60. Подъемка грузов двумя 45-г кранами с установкой кранов на одном пути

Рис. 61. Подъемка электровоза двумя 45-г кранами

На рис. 60 и 61 приведена схема работы двух передвижных кранов на уборке поврежденного во время схода подвижного состава на однопутном участке железной дороги.