Содержание материала

ГЛАВА III
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
§ 1. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Опыт работы восстановительных поездов показывает, что четкая организация работ и умелое применение механизмов намного ускоряют ликвидацию последствий сходов и столкновений подвижного состава, значительно повышают эффективность использования восстановительных средств. Для того чтобы быстро устранять последствия сходов и столкновений, необходимо, чтобы работники восстановительных поездов отлично освоили оборудование и приспособления, применяемые при этом, обеспечили своевременный и высококачественный уход за ними, знали и четко выполняли свои обязанности. Каждый работник восстановительного поезда может привлекаться к выполнению только тех обязанностей, которые соответствуют его подготовке. Особенно это относится к таким категориям работников, как машинисты кранов, стропальщики, мастер по гидропневматике, мастер подъемного оборудования, зам. начальника поезда. Машинист крана обязан не только управлять механизмами крана, непосредственно наблюдая за подъемом и перемещением груза, но и содержать все детали крана и вспомогательные приспособления в исправном состоянии, производить периодическое освидетельствование и испытание крана. Такелажник должен следить за поддержанием в исправном состоянии канатов и приспособлений к ним, производить смазку канатов, их сращивание, заделку петель и заготовку всех необходимых стропов для подъемки подвижного состава. На месте производства восстановительных работ он обязан убедиться в надежности применяемых для крана, тягача, трактора тросов и подобрать их в зависимости от веса поднимаемого груза или условий растаскивания подвижного состава. Поэтому такелажник обязан знать правила испытания тросов, условия их применения при подъемке грузов, а также особенности устройства и эксплуатацию подъемных механизмов восстановительного поезда.
Мастер по гидропневматике должен поддерживать в постоянной готовности насосы, домкраты, маслопроводы, предохранительные устройства. Он обязан систематически 1—2 раза в месяц опробовать пневматическое оборудование и убедиться при этом в его безотказном действии. В обязанности мастера по   гидропневматике входит также и производство всего необходимого текущего ремонта насосов и гидравлических домкратов, контроль за своевременным их испытанием и наличием в них достаточного количества рабочей смеси. При производстве восстановительных работ, в процессе подъемки подвижного состава, он руководит бригадой рабочих, производящих подъемку при помощи пневмогидравлического оборудования, обеспечивает выполнение этих работ в соответствии с общим планом. Мастер подъемного оборудования обеспечивает содержание в исправности домкратов, накаточных башмаков, крестовин, аварийной тележки, крана-укосины и приспособлений, применяемых для подъемки подвижного состава. На него возложено обучение работников, выделяемых от служб и восстановительного поезда, правилам подъемки локомотивов и вагонов в случае их простейшего схода. На месте производства восстановительных работ мастер подъемного оборудования руководит бригадами, производящими подъемку подвижного состава. Мастера по гидропневматике и подъемного оборудования отвечают за технику безопасности руководимых ими бригад.
Заместитель начальника поезда ведает всеми техническими вопросами, следит за правильным содержанием всего оборудований и вагонов восстановительного поезда, принимает их из ремонта, ведет всю техническую отчетность по поезду, планирует все виды ремонта оборудования. На месте производства восстановительных работ он осуществляет техническое руководство вместе с начальником поезда, распределяет, рабочих по бригадам и видам работ, назначает руководителей работ на отдельных участках, выдает им технические средства восстановления, следит за их правильным использованием.
Для повышения эффективности использования технических средств восстановительного поезда при ликвидации последствий схода или столкновений подвижного состава все восстановительные работы должны производиться в полном соответствии с планом восстановления. Практика работы восстановительных поездов выработала вполне определенный комплекс эксплуатационных требований, выполнение которых имеет решающее значение для нормальной работы оборудования, применяемого в восстановительных поездах.
Важнейшими из них являются: правильный подбор обслуживающего персонала, организация своевременного и качественного его инструктажа; организация ухода и технического надзора за механизмами в соответствии с действующими правилами; своевременное снабжение материалами и запасными частями; соблюдение цикличности ремонта и осмотра; систематический контроль за оборудованием в процессе эксплуатации.

По существующему положению к подъемным кранам на железнодорожном ходу прикрепляется постоянная бригада, состоящая из машиниста, его помощника и такелажников-стропольщиков. В случае сменной работы к крану может быть прикреплено две и даже три бригады. Следует заметить, что обслуживание кранов прикрепленными бригадами является основой исправного их содержания.
Машинист является лицом ответственным за состояние крана, за четкую и бесперебойную работу своей бригады. Машинистами кранов восстановительных поездов, их помощниками и такелажниками-строполыциками могут назначаться лица в возрасте не моложе 18 лет, признанные медицинскими комиссиями пригодными для работы на кранах. Эти требования полностью относятся и к персоналу поезда, обслуживаемому тягачи, тракторы и другие механизмы. При этом машинисты кранов и их помощники могут быть допущены к самостоятельной работе только после прохождения ими курса обучения, заключающегося как в теоретической подготовке, так и в приобретении ими соответствующих практических навыков.
Машинисты кранов и их помощники должны хорошо знать: устройство кранов, правила ухода за ними и правила их обслуживания, Правила по технике безопасности, Правила технической эксплуатации железных дорог СССР, Правила по сигнализации на железных дорогах СССР в части, касающейся работы на кранах. Кроме того, крановые бригады должны знать инструкции и действующие приказы администрации, относящиеся к эксплуатации кранов, а также: устройство и назначение всех механизмов крана и аппаратуры; факторы, влияющие на устойчивость крана (наличие противовеса, исправность тормозов, пути, ограничителя подъема стрелы и груза, соответствие вылета стрелы весу поднимаемого груза и т. д.); назначение и марки смазочных материалов, применяемые для смазки трущихся частей крана; безопасные способы строповки поднимаемого груза; в совершенстве управлять механизмами крана и осуществлять уход за ними; порядок работы на перегонах, станциях и вблизи линий электропередач; уметь определять пригодность к работе канатов, чалочных приспособлений, грузозахватных устройств, тары и вес поднимаемого груза.
Аттестация машинистов кранов производится в квалификационных комиссиях, организуемых в аппарате управления железной дороги, после обучения и прохождения практического стажа. Аттестованному машинисту выдается свидетельство на право управления краном, которое во время работы он обязан иметь при себе.
Проверка знаний машиниста производится периодически, но не реже одного раза в год, а также и каждый раз в случае перевода машиниста на кран другого типа. Руководство восстановительных поездов обязано ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку на нем. После проверки практических навыков он может быть допущен к самостоятельной работе. Результаты проверки  оформляются актом, один экземпляр акта хранится в личном деле работника, а второй выдается ему на руки.
Помощник машиниста крана восстановительного поезда также должен иметь свидетельство о прохождении обязательного обучения по устройству и уходу за краном.
Машинисты кранов восстановительных поездов и их помощники несут полную ответственность за бесперебойную работу кранов, за нарушение требований по управлению ими и по их обслуживанию.
Для того чтобы обеспечить бесперебойную и продолжительную работу тягача и трактора, каждый водитель тягача и трактора должен хорошо знать их устройство, взаимодействие отдельных деталей и механизмов, приемы управления и строго выполнять правила технического ухода.