Содержание материала

ГЛАВА II
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТРОЛЛЕЙБУСАМ

§ 32. Подвижной состав троллейбуса составляют: пассажирские, грузовые и служебные троллейбусы.


Рис. 4. Троллейбус МТБ-82Д
1 — токоприемники; 2 — радиореакторы; 3 — распределительный щиток;
4 — автоматический выключатель; 5 — рулевое управление; 6 — контакторная панель; 7 — рукоятка ручного тормоза; 8 — кран управления дверями; 9 — пусковая педаль; 10 — пусковые сопротивления; 11 — лонжероны рамы; 12 — передний мост; 13 — тормозной барабан; 14 — контроллер; 15 — тормозная тяга; 16 — низковольтный генератор; 17 — тяговый двигатель; 18 — карданный вал; 19 — задний мост

Каждый троллейбус независимо от его назначения и типа (рис. 4, 5, 6) состоит из следующих основных частей:
а)   кузова;
б)  шасси — рамы со смонтированным на ней механическим оборудованием (задние и передние мосты с рессорным подвешиванием, рулевое управление, тормозное устройство, тяговая передача с редуктором и карданным валом), электрическим оборудованием (тяговый и вспомогательные двигатели, пускотормозные и регулировочные сопротивления, пускорегулирующая аппаратура, аккумуляторы), пневматическим оборудованием (компрессор, тормозные камеры или цилиндры, тормозной кран, резервуары, аппаратура обслуживания);
в)  кузовного оборудования;
д) крышевого оборудования (токоприемники, радиореакторы);
д) вспомогательного электрического и пневматического оборудования.


Рис. 5. Троллейбус ЗИУ-5

Рис. 6. Троллейбус сочлененный ТС

§ 33. Размеры троллейбусного подвижного состава, его устройство и оборудование, допускаемые нагрузки на троллейбусы, величины предельного износа отдельных деталей должны соответствовать действующим ГОСТ, правилам, нормам и техническим условиям.

Все новые троллейбусы, выпускаемые промышленностью, должны отвечать требованиям ГОСТ 7495—63 «Троллейбусы пассажирские, одноэтажные. Технические требования», которыми оговорены допускаемые размеры, динамические качества и другие параметры, характеризующие подвижной состав и устанавливаемое на нем оборудование, а также ГОСТ 10022—64 «Планировка пассажирского помещения подвижного состава автобуса и троллейбуса».
Величины предельного износа отдельных деталей троллейбусов должны отвечать требованиям Правил технической эксплуатации троллейбусов (раздел второй, гл. V), допускам, нормам и техническим условиям.

§ 34. Троллейбусы перед сдачей в эксплуатацию должны быть приняты по техническому акту от завода-изготовителя с предварительным освидетельствованием и пробной обкаткой их на линии.

Подвижной состав, принимаемый заказчиком (троллейбусным предприятием) от завода-изготовителя, подвергается предварительному освидетельствованию с осмотром основных агрегатов и узлов, с точки зрения правильности их сборки и расположения на троллейбусе. Все замеченные недостатки при освидетельствовании принимаемых троллейбусов фиксируются в приемочном акте для последующего устранения этих недостатков.
Посл^ внешнего освидетельствования принимаемые троллейбусы подвергают пробной обкатке на линии с пробегом не менее 50 км (эта обкатка не может заменять производимой заводом-изготовителем обкатки с пробегом не менее 100 км, необходимой для испытания и отладки всех агрегатов вновь изготовленного троллейбуса).
В процессе обкатки троллейбуса представитель заказчика проверяет работу основных агрегатов троллейбуса в различных режимах движения, проверяет тормозные пути, величину сопротивления движению, уровень шума при движении и другие параметры троллейбуса.
Если в процессе обкатки принимаемого троллейбуса обнаружится, что троллейбус почему-либо не отвечает ГОСТ, ПТЭ троллейбусов и техническим условиям на новый подвижной состав, представитель завода-изготовителя обязан устранить все замеченные недостатки, и только после этого подписывается окончательный приемочный акт.

§ 35. На подвижном составе каждого троллейбусного предприятия должны иметься следующие обозначения:

а)  инвентарный номер на переднем и заднем бортах, а также внутри кузова троллейбуса;
б) дата, место и вид последнего планового ремонта на всех единицах подвижного состава;
в)  тара и предельная нагрузка в тоннах на грузовых троллейбусах;
г)   на новых троллейбусах — таблички с указанием места и времени постройки троллейбуса, устанавливаемые заводом-изготовителем;
д)  внутри пассажирских троллейбусов — таблички с указанием количества мест для сидения и стояния.

Знаки и надписи на троллейбусах и в троллейбусах необходимы для правильной их эксплуатации (тара, число мест, грузоподъемность, номер троллейбуса и др.), своевременного ремонта и учета. Все обозначения должны быть всегда четкими и ясными.

§ 36. Перечисленные ниже агрегаты, механизмы и приборы троллейбуса должны иметь технические паспорта и приемные клейма завода-изготовителя: рама, задний мост, передний мост, рулевое управление, тяговый двигатель, редуктор, колесные шины, мотор-компрессор.

Технические паспорта для оборудования троллейбусов являются технической документацией, которой пользуется инженерно-технический персонал, занятый техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава. В технические паспорта записываются данные, характеризующие конструктивные особенности агрегата, а также фиксируются произведенные капитальные, средние и малые ремонты и фактические межремонтные пробеги для каждого вида ремонта. Все конструктивные изменения, вносимые в подвижной состав при ремонте, также вносятся в технические паспорта. Ниже приводятся образцы паспортов агрегатов и лицевого счета на закрепленные за троллейбусом покрышки.

§ 37. Тормозное устройство троллейбуса должно гарантировать безопасность движения на любом участке пути при соблюдении установленного для него режима движения.

Из этого следует, что безопасность движения зависит не только от наличия и состояния тормозных устройств, но и от точного соблюдения водителем установленных для данных конкретных условий (продольный и поперечный уклон дороги, крутизна поворота, состояние дорожного покрытия, атмосферные условия, нагрузка) режимов движения, в частности определенной скорости, времени движения с включенными двигателями и пр.

§ 38. При торможении порожнего троллейбуса любого типа со скорости 30 км в час на площадке при сухом состоянии асфальтового дорожного покрытия тормозные пути не должны превышать: для пневматического тормоза — 13 м, для электропневматического тормоза — 11м.

Эти требования дают возможность объективной оценки состояния тормозной системы работающих на линии троллейбусов. Тормозная система троллейбуса любого типа, независимо от продолжительности работы его на линии, должна быть в таком состоянии, чтобы порожний троллейбус, движущийся по горизонтальному участку дороги с чистым, сухим асфальтовым покрытием со скоростью 30 км/ч, мог быть заторможен на протяжении 13 м при работе пневматическим тормозом и 11 м при работе комбинированным электропневматическим тормозом. Эти нормы являются эксплуатационными.

§ 39. Троллейбус должен быть оборудован не менее, чем двумя системами независимо действующих тормозных устройств.

Это требование вытекает из необходимости обеспечения безопасности движения и возможности остановки троллейбуса и в том случае, если одна из тормозных систем будет нарушена.
Современные троллейбусы имеют два независимо действующих тормоза — электродинамический (рекуперативный и реостатный) и механический (с пневматическим и ручным приводом). На троллейбусах ЗИУ-5 применен, кроме того, раздельный пневматический привод к тормозам задних и передних колес.
Ручной привод механического тормоза применяется лишь для удержания троллейбуса в заторможенном состоянии на стоянке.

§ 40. Электрическое оборудование подвижного состава троллейбуса должно быть расположено так, чтобы была исключена возможность случайного прикосновения к токонесущим частям, могущим причинить поражение электрическим током. Монтаж электрооборудования подвижного состава должен быть выполнен в соответствии с действующими электротехническими правилами и нормами.

Троллейбусное управление
г.-------------------------------------
Служба подвижного состава
Депо № -----------------------
ПАСПОРТ на -----------------
(тяговый двигатель, рулевое управление, редуктор)

г.----------------------------------
Служба подвижного состава
Депо №---------------------
ПАСПОРТ НА ПОКРЫШКУ

г.-----------------
Служба подвижного состава
ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ покрышки троллейбуса
№----------------------------------
Типа ------------------------------
-------------------------  депо

При неправильном расположении и монтаже электрического оборудования на подвижном составе создается угроза безопасности обслуживающему персоналу и пассажирам, поэтому должна быть обеспечена соответствующая защита всех электрических машин, аппаратов и проводов, которые могут оказаться под напряжением. Для этой цели все электрическое оборудование закрывается соответствующими кожухами и другими защищающими от прикосновения устройствами и надежно изолируется от кузова троллейбуса, что особенно важно, так как последний не имеет электрического соединения с землей (полотном дороги).