ГЛАВА IX
ОРГАНИЗАЦИЯ ОСМОТРА ТРОЛЛЕЙБУСОВ НА ЛИНИИ И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
§ 73. Для наблюдения за состоянием троллейбусов на линии и устранения мелких неисправностей организуются линейные ремонтные пункты.
Линейные ремонтные пункты должны обслуживаться квалифицированными слесарями, хорошо знакомыми со всеми видами оборудования троллейбусов и ремонтными работами, а также правилами безопасности при производстве этих работ. В обязанности слесаря входит не только исправление повреждений по заявкам водителей и линейных агентов, но и наблюдение за состоянием троллейбусов с целью предупреждения повреждений.
Эксплуатационная практика работы троллейбусов показала: несмотря на то что за подвижным составом в депо ведется наблюдение и техническое обслуживание, все же на линии бывают случаи мелких повреждений, из-за которых направлять троллейбусы в депо нецелесообразно. Поэтому для устранения таких неисправностей и организуются линейные ремонтные пункты.
Для производства линейного ремонта на конечных станциях выделяется отдельное помещение, оборудованное слесарным верстаком, шкафом для материалов, запасных частей и инструмента, приспособлениями для ремонта и другим оборудованием, а также выделяется место для хранения оборотных колес (в сборе с шинами).
На линейные пункты назначаются квалифицированные слесари не ниже 4-го разряда, знающие все виды оборудования троллейбусов.
Линейным слесарям вменяют в обязанность наблюдение за работой подвижного состава маршрутов, относящихся к конечной станции, где расположен линейный ремонтный пункт.
§ 74. Линейные слесари должны оказывать практическую помощь водителям в устранении мелких дефектов троллейбусов на линии. Все ремонтные работы, произведенные на троллейбусах самим водителем или линейным слесарем, должны быть занесены в книгу поезда за их подписями.
Характеристика линейных ремонтов на троллейбусах весьма разнообразна. Условно принято, что к категории линейного ремонта относится такая работа, на выполнение которой требуется не более одного часа. Если же на исправление обнаруженного дефекта требуется более одного часа, линейный слесарь имеет право такой троллейбус отправить в депо, где и будет устранена та или иная неисправность.
Наиболее часто встречающиеся работы, выполняемые линейным слесарем:
а) замена головки и контактной вставки токоприемника или правка штанги токоприемника;
б) замена сгоревшей лампы;
в) отогревание пневматической системы;
г) устранение неисправностей пускорегулирующей аппаратуры;
д) устранение утечки сжатого воздуха;
е) регулировка дверей;
ж) смена колес и т. п.
Записи в книге троллейбуса о произведенном линейном ремонте необходимы для контроля за состоянием оборудования троллейбуса.
§ 75. Технически неисправные троллейбусы отправляются с линии в депо только с санкции линейного слесаря.
Это требование выдвинуто для того, чтобы исключить случаи неправильной отправки троллейбусов с линии в депо, так как линейный слесарь определяет характер повреждения троллейбуса и возможность исправить это повреждение средствами линейного ремонтного пункта, а также меры безопасности при следовании неисправного троллейбуса в депо своим ходом.
Вся выполненная на линейном ремонтном пункте работа отражается в суточном рапорте, который составляется линейным слесарем в двух экземплярах. Один экземпляр рапорта направляется в депо перед концом работы троллейбусов на линии для того, чтобы при производстве ежедневного обслуживания или контрольного осмотра можно было учесть все, что произошло за истекший день на линии с троллейбусом.
ГЛАВА X
ОРГАНИЗАЦИЯ СКОРОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
§ 76. Скорая техническая помощь должна иметь необходимые транспортные и подъемные средства: автомашины, тележки, домкраты, цепи, блоки, подкладки и прочие приспособления, а также необходимый инструмент и запасные части для быстрой ликвидации аварий.
Для быстрого восстановления движения, нарушенного остановкой на линии неисправного подвижного состава, а также для эвакуации последнего в депо организуется скорая техническая помощь.
Основная задача скорой технической помощи состоит в быстрой доставке к поврежденному троллейбусу ремонтной бригады и соответствующих технических средств, необходимых для ликвидации аварии.
Для этой цели на специальной автомашине грузоподъемностью 3—5 т находятся следующие подъемочные и другие средства: домкраты гидравлические и ручные (реечные и бутылочные), блоки, цепи, тросы, всякого рода подкладки, слесарный инструмент и т. д.
Скорую техническую помощь вызывает диспетчер:
а) при заеданиях в червячной или шестеренной передаче или в подшипниках качения тягового двигателя;
б) при наездах и столкновениях троллейбусов с другими видами транспорта и в других случаях, исключающих возможность дальнейшего движения троллейбуса.
В ее обязанности входят следующие работы:
- ремонт и смена головок токоприемников;
- смена пружин токоприемников;
- выправка штанг токоприемника при угле изгиба до 30°;
- устранение неисправности провода штанги;
- установка штанги токоприемников, выпавшей из основания;
- смена колес;
- крепление колесных гаек и гаек фланцев полуосей (без перенарезки резьбы);
- смена полуосей (без снятия редуктора);
- крепление двигателя компрессора и замена соединительных пальцев полумуфт;
- устранение утечек сжатого воздуха (в местах, доступных без канавы);
- отогрев воздушной системы;
- смена щеток электрических машин;
- смена шлангов воздухопровода;
- смена задних тормозных камер;
- смена стеклоочистителя и его вентиля;
- регулировка и крепление дверей;
- смена регулятора давления;
- смена обратного клапана;
- смена сигнала водителя, звонка, зуммера;
- устранение замыкания или обрыва низковольтной цепи;
- смена контактора, его контактов, пружин, дугогасительной камеры;
- смена трубчатых сопротивлений;
- смена аккумуляторов;
- смена и регулировка блок-контактов электроаппаратуры;
- устранение неисправностей контроллера и реверсора (без снятия валов) с заменой пальцев и элементов;
- устранение неисправностей рубильников и выключателей;
- смена предохранительных вставок;
- смена лампочек;
- смена кнопки сигнала;
- регулировка тормозов;
- доливка масла в редуктор и компрессор;
- крепление пусковых сопротивлений;
- крепление диванов и поручней.
§ 77. Руководство по ликвидации аварий на линии осуществляется дежурным мастером или бригадиром скорой технической помощи, которому подчиняются все рабочие бригады подъемки.
Работы по ликвидации аварий для быстрейшего восстановления нарушенного движения троллейбусов должны производиться под руководством опытных лиц, хорошо знакомых с подъемочными и другими восстановительными работами. К таким лицам относятся бригадир бригады скорой технической помощи, а в его отсутствие — дежурный мастер.
В целях обеспечения безопасности производства работ при ликвидации аварии, особенно при подъемочных работах, всеми действиями рабочих бригады должен руководить только мастер или бригадир. Никакие непосредственные вмешательства в действия бригады во время производства подъемочных работ со стороны других лиц, независимо от занимаемой ими должности, не допускаются.
§ 78. Транспортные средства скорой технической помощи должны находиться в пунктах, расположенных равномерно по сети троллейбуса, и быть в полной готовности к немедленному выезду на место происшествия.
Места расположения средств скорой технической помощи должны находиться в различных пунктах троллейбусной сети и на таком расстоянии, чтобы по вызову диспетчера автомашина скорой технической помощи прибывала к месту аварии не более чем за 20—30 мин.