Содержание материала

§ 63. Троллейбус не допускается в движение при:
а)   неисправностях тормозной передачи — погнутых рычагах, наличии трещин на рычагах и тягах, местных износах тяг более 15% от чертежных размеров, изношенной или поврежденной резьбе тяг, ввертывании тяг в вилки на величину, меньшую диаметра нарезной части тяги, наличии незашплинтованных валиков тормозных тяг, утере и поломке отдельных деталей;
б)   заеданиях в рычажной передаче, в разжимных кулаках и замедленном оттормаживании;
в) неисправности защелки с храповиком на рычаге ручного тормоза;
г) заедании педали ножного тормоза.

Тормозное устройство троллейбуса, так же как и рулевое управление, является важнейшим органом управления, определяющим условия безопасности перевозки пассажиров и уличного движения в целом.
Решающее значение в обеспечении надежной работы тормозов имеет исправное состояние всех элементов тормозной передачи — рычагов, тяг и их крепления.
Любое расстройство крепления: ослабление или срыв резьбы, отсутствие контрящих приспособлений (шплинтов, контргаек), недостаточная активная (рабочая) длина резьбы на тягах, отсутствие шайб на валиках тяг и т. п. — может привести к разъединению элементов тормозной передачи (рис. 23) и выходу тормозов из строя.
Местный износ тяг в результате трения их об элементы конструкции рамы или кузова (что может иметь место по причине несоблюдения требований монтажных чертежей) не должен превышать при измерении по диаметру 15% диаметра тяги в неповрежденном месте, так как при большом износе запас прочности тяги будет уже недостаточен и такая тяга может оборваться.
Погнутость рычагов может вызвать задевание их о другие элементы конструкции троллейбуса и привести к заеданию всей рычажно-тормозной системы и к невозможности (или резкому затруднению) приведения тормозов в действие.
Заедание в разжимных кулаках (рис. 24), так же как и в рычажной передаче, затрудняет пользование тормозами, снижает общий коэффициент полезного действия передачи и вызывает ослабление действия тормозов.


Рис. 23. Рычажная тормозная передача троллейбуса МТБ-82Д
1 — рукоятка рычага ручного тормоза; 2 — рычаг ручного тормоза; 3 — храповое устройство; 4 — нижний конец рычага; 5. 7, 8, 13, 14, 17, 18 — тяги; 6 — уравнитель; 9, 12 — валики рычагов; 10, 11 — рычаги; 15, 16 — маятниковые рычаги; 19, 20 — валики разжимных кулаков; 21, 22 — рычаги разжимных кулаков; 23, 24 — штоки задних тормозных камер; 25, 26 — задние тормозные камеры; 27 — рычаг переднего разжимного кулачка; 28 — шток передней тормозной камеры; 29 — передняя тормозная камера


Рис. 24. Схема работы разжимного кулака а — отторможено; б — заторможено
Кроме того, происходит и замедление оттормаживания, что особенно опасно при движении троллейбуса по скользкой дороге и может вызвать боковой занос троллейбуса и столкновение последнего с другим транспортом.

Заедание педали ножного привода тормоза так же недопустимо, как и заедание других элементов тормозной передачи.
Неисправное состояние защелки, ее пружины или гребенки храпового устройства рычага ручного (стояночного) тормоза может привести к самопроизвольному оттормаживанию троллейбуса, что особенно опасно при отсутствии водителя в кабине. Поэтому даже при полной уверенности в исправности ручного тормоза и надежности произведенного затормаживания троллейбуса водитель, покидая троллейбус, должен подложить под колесо троллейбуса тормозной башмак со стороны уклона (как бы незначителен он ни был).