Содержание материала

ГЛАВА V
ПОРЯДОК ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРОЛЛЕЙБУСОВ БЕЗ КОНДУКТОРОВ

§ 313. Троллейбусы, предназначенные для обслуживания пассажиров без кондукторов, должны быть оборудованы специальными запирающимися кассами, удовлетворяющими требованиям сохранности денег и самостоятельного приобретения пассажирами билетов на право проезда.

Введению бескондукторного обслуживания пассажиров должна предшествовать работа по оборудованию подвижного состава кассами-копилками, кассами-полуавтоматами (рис. 89) или автоматами (рис. 90), имеющими кассеты, которые гарантируют сохранность денег. Кассеты до постановки их в кассы пломбируются. Кассета выполняется в виде мешка (сумки) или коробки, в крышке которой смонтированы замок и гнездо для пломбы.

§ 314. Троллейбусы, работающие на линии без кондукторов, должны быть радиофицированы и иметь аншлаги, оповещающие пассажиров о том, что троллейбус работает без кондуктора, а также о правилах проезда и пользования кассами для оплаты проезда.


Рис. 91. Полумонтажная схема радиофикации троллейбуса
Радиофикация троллейбуса заключается в том, что в кабине водителя устанавливается микрофон и усилитель, а в салоне троллейбуса устанавливаются динамики (громкоговорители) (рис. 91). Усилитель (рис. 92) низкой частоты на полупроводниковых триодах в комплекте с динамиками и микрофоном предназначен для озвучения салона троллейбуса.

Рис. 92. Схема усилителя
Шр — штепсельный разъем; Тр — трансформатор; ПТ-3 и ПТ-4 — транзисторы (2 шт.); ПТ-1 и ПТ-2 — транзисторы (2 шт.); С-3 — конденсатор KCO-1-200-250; С-2 — конденсатор ЭМ-25-4;               С-1 — конденсатор ЭМ-25-4; R-4 — сопротивление ВС-0,5—100 ом; R-3 — сопротивление МЛТ-0,5 — 270 ом·, R-2 — сопротивление МЛТ-0,5—5,1 ом; R-1 — сопротивление МЛТ-0,5 — 110 ом

Радиоустановка питается от аккумуляторов напряжением 12 в. Питание радиоустановки от сети высокого напряжения категорически запрещается.
Для оповещения пассажиров о порядке их обслуживания на боковом маршрутном трафарете делается надпись: «Троллейбус без кондуктора», а внутри салона, над кассами: «Граждане пассажиры! Деньги за проезд и провоз багажа опустите в кассу. Оторвите один билет на пассажира и на каждое место багажа».
Надписи о стоимости проезда и провоз багажа должны быть нанесены на передней стенке кассы.

§ 315. Троллейбусы, оборудованные для обслуживания пассажиров без кондукторов, не могут быть выпущены из депо и эксплуатироваться на линии при неисправностях, перечисленных в гл. V, раздела второго настоящих ПТЭ, а также при неисправных кассах, не обеспечивающих сохранность денежных сумм, при неисправном механизме для выдачи билетов и неисправных радио- установках.
§ 316. Принимая троллейбус, водитель должен проверить исправность радиоустановки и касс в троллейбусе.

Перед выездом из депо водитель обязан проверить исправность касс, целость пломб на них, наличие и исправность радиоаппаратуры. В случае обнаружения каких-либо неисправностей указанного оборудования водитель обязан принять меры к их устранению. Выезд из депо с указанным выше неисправным оборудованием категорически запрещается.

§ 317. На троллейбусах, эксплуатируемых на линии без кондукторов, водитель ведет наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров и имеет право тронуть троллейбус с остановки лишь при условии, что двери троллейбуса закрыты и водитель убедился в полной безопасности движения троллейбуса.

Помимо управления троллейбусом водитель должен регулярно объявлять остановочные пункты и места пересадок, напоминать пассажирам об оплате проезда и провоза багажа, о соблюдении порядка в салоне и при необходимости делать и другие сообщения.
Для наблюдения за пассажирским салоном помимо наружного зеркала в кабине водителя устанавливается еще одно или два зеркала.

§ 318. Подача задним ходом троллейбуса, эксплуатируемого на линии без кондуктора, производится, когда водитель лично убедился в безопасности или в присутствии и при участии линейного работника или лица, инструктируемого водителем.
§ 319. Порядок эксплуатации троллейбусов без кондукторов устанавливается служебными инструкциями и приказами Управления, подлежит обязательному соблюдению всеми должностными лицами предприятия, связанными с движением троллейбусов.

Управление троллейбуса разрабатывает инструкцию на основе типовой временной инструкции по организации работы без кондукторов, изданной в 1962 г. УГЭТ МКХ РСФСР.