Содержание материала

§ 65. Троллейбус не допускается в движение при:
а)  неисправностях токоприемников, вызывающих сход токоснимающих головок с контактных проводов;
б)  нарушении крепления радиореакторов, оснований и штанг токоприемников;
в)  наличии трещин, погнутостей и сквозных прожогов на штангах токоприемников;
г)   наличии трещин или других дефектов в фарфоровых изоляторах;
д)   нарушении изоляции силовых проводов относительно штанг токоприемников, а также изоляции катушек радиореакторов;
е)  наличии заеданий при перемещении штанг токоприемников в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
ж)            наличии на токоснимающих головках трещин, погнутостей, изломов и прочих дефектов, а также отсутствии шунтов токоприемников (где они предусмотрены конструкцией) или нарушении их сечения;
з)   наличии на контактных вставках изломов и выкрошиваний по высоте, превышающих установленные нормы;
и)   неисправностях предохранительных приспособлений от свободного падения вниз токоснимающих головок при срывах их со штанг там, где это предусмотрено конструкцией;
к) плохом состоянии веревок токоприемников или наличии на них сростков (узлов), а также неисправностях колец и изоляторов;
л)   отсутствии на крыше дорожки из рифленой резины или ее повреждении;
м)  отсутствии резиновых трубок на крючках лиры токоприемников или их повреждении;
н) неотрегулированных натяжных пружинах токоприемников, вследствие чего давление последних на контактные провода выходит за пределы установленных норм.

Особое значение для обеспечения бесперебойного движения троллейбусов имеет исправное состояние токоприемников и их деталей, регулировка токоприемников и состояние их изоляции.
Неисправность токоприемников: погнутость штанг, заедание в шарнирах основания токоприемников, неправильная регулировка натяжных пружин, нарушение правильности установки токосъемной головки и крепления ее деталей, поломка обоймы, излом или чрезмерный износ контактной вставки — приводит к нарушению устойчивости токоприемников на контактных проводах, особенно при движении с отклонением от оси проводов и прохождении спецчастей (кривых, пересечений, стрелок), исходу токоприемников с контактных проводов.
Наличие на штангах токоприемников трещин может привести к их излому, а сквозные прожоги, кроме того, — к ухудшению состояния изоляции.
Трещины на фарфоровых изоляторах основания токоприемников и радиореакторов могут вызвать как нарушение самого крепления токоприемников и радиореакторов, так и снижение качества изоляции.
Значительную опасность с точки зрения изоляционных свойств представляют подвижные провода, идущие от токоприемников к радиореакторам.
Во избежание перетирания изоляции и касания оголенных проводов о крышу троллейбуса провода на этом участке должны быть заключены в дюритовую или резиновую трубку, верхний конец которой должен быть надежно заправлен в патрубок штангодержателя.
Отсутствие свободного без заеданий перемещения штанг токоприемников в вертикальной и горизонтальной плоскостях приведет к тому, что токоприемник потеряет свою эластичность, не будет успевать «следить» за контактным проводом, резко повысится искрообразование между контактной вставкой и проводом, токоприемник будет соскакивать с контактного провода.
Погнутость, изломы и трещины на деталях токосъемных головок (рис. 32) будут ухудшать условия работы токоприемников и вызывать сход их с контактной сети. Отсутствие предусмотренных конструкцией головки шунтов вызовет протекание всего тягового тока через подвижные сочленения (шарниры) головки, электрокоррозию их, затруднение перемещения и в отдельных случаях сваривание сочленений.
Излом и выкрошивание контактных вставок и чрезмерный износ их (более 50%) по высоте приведет к появлению ударов при входе токоприемника на спецчасти контактной сети и сходу с них (рис. 33).
Во избежание обрывов тросов подвешивания контактной сети при сходе токоприемников, поломки или вырыва штанги токоприемника из основания головка его должна крепиться слабее остальных элементов конструкции токоприемника так, чтобы при заклинивании сошедшей с контактного провода головки в несущей системе тросов она соскакивала бы с верхнего конца штанги и освобождала сеть. Для предотвращения падения головки токоприемника на землю и травмирования пешеходов предусмотрено наличие специальных приспособлений (тесьма с изоляторами), предохраняющих головку от падения. Особое внимание следует обращать на целость и исправность пряжковых изоляторов тесьмы.
Плохое состояние веревок токоприемников, наличие потертостей и узлов может привести к обрыву веревок и быть причиной травмы водителя при постановке штанги на контактный провод или снятии с него.
Отсутствие или повреждение рифленой резиновой дорожки на крыше троллейбуса может быть причиной падения на землю работника, находящегося на крыше для ремонта или осмотра оборудования.



Рис. 33. Прохождение головки токоприемника по ходовым элементам
а — контактной вставкой; б — верхними гранями реборд

Резиновые трубки на крючках лиры токоприемников служат не только механическим амортизатором, но и электрической изоляцией; отсутствие их может в некоторых случаях вызвать поражение водителя током (например, при заведении под крючок штанги отрицательного токоприемника с нарушенной в нем изоляцией и стоящим на положительном проводе другим токоприемником).
Требования к регулировке натяжных пружин токоприемников ясны из § 66 ПТЭ.

§ 66. Регулировка давления токоприемников на контактные провода должна производиться на высоте 5,5 м от уровня дорожного покрытия исходя из нормы давления токоприемников на провода, равной 12—14 кГ.
Допускается разность в давлении на контактные провода между токоприемниками одного троллейбуса нс более 1 кГ.

Занижение и завышение величины давления приводят к ухудшению условий токосъема и к соскакиванию (сходу) токоприемников с контактных проводов.
Кроме того, при малой величине давления появляется интенсивное искрение между контактной вставкой и проводом, а при завышенном давлении резко возрастает износ контактной вставки и самого контактного провода.

Рис. 34. Регулировка давления токоприемника на контактный провод
1 — контактный провод; 2 — головка токоприемника; 3 — бечевка; 4 — динамометр

Заметная разница в характеристиках правого и левого токоприемников (разность в давлении более 1 кГ) отрицательно сказывается при прохождении спецчастей, вызывает их перекос и, как следствие, сход токоприемников. Для замера величины нажатия токоприемника на контактный провод (рис. 34) применяется ручной пружинный динамометр со шкалой на 20—25 кГ.
На бечевке или легком бамбуковом шесте (обычной рыболовной удочке) длиной 3,7—4 м с крючком на верхнем конце динамометр подвешивается к верхнему пряжковому изолятору головки токоприемника. За кольцо динамометра тянут вниз, и при правильно отрегулированных пружинах токоприемника по достижении усилия 12—14 кГ головка токоприемника должна оторваться от измерительного участка контактного провода, установленного на высоте 5,5 м от уровня дороги.