Содержание материала

Пособие для изучения правил технической эксплуатации троллейбуса  - обложка

И. А. МОЛОДЫХ,
М. Г. ТРЕГУБЕНКО,
М. С. ЧЕРТОЙ
Марк Семенович Черток
Пособие для изучения правил технической эксплуатации троллейбуса
(Издание второе, исправленное и дополненное)
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
Москва — 1 968
Книга служит практическим пособием для работников троллейбусных предприятий при изучении Правил технической эксплуатации (ПТЭ) троллейбусов.
В ней изложены пояснения к отдельным параграфам ПТЭ по всем отраслям троллейбусного хозяйства.
Пособие предназначено для широкого круга работников троллейбусных хозяйств.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Четкую и бесперебойную работу сложного, многоотраслевого троллейбусного хозяйства, состоящего из различных служб, обеспечивает точное выполнение всеми работниками «Правил технической эксплуатации троллейбусов» (ПТЭ).
За 1966—1970 гг. протяженность троллейбусных линий увеличится на 2900 км, подвижной состав — на 11 тыс. троллейбусов, вновь будет построен троллейбусный транспорт в 33 городах, и, таким образом, троллейбус будет курсировать в 100 городах СССР.
Развитие троллейбусного хозяйства, внедрение механизации и новой техники требуют знаний и соблюдения ПТЭ. Между тем различные положения, нормы, размеры и прочие требования изложены в Правилах технической эксплуатации троллейбусов в сжатой форме, без чертежей, рисунков и другого иллюстративного материала, поэтому разъяснение отдельных параграфов ПТЭ с приложением эскизов, чертежей и других графических материалов поможет лицам, изучающим ПТЭ, более подробно ознакомиться с отдельными вопросами работы троллейбусного транспорта.
Настоящее второе издание пособия разработано применительно к требованиям изучения Правил технической эксплуатации троллейбусов в системе организованного технического обучения с учетом замечаний и пожеланий, полученных после выхода первого издания.
В книге принят тот же порядок расположения материалов, что и в первом издании: сначала приводится текст соответствующих параграфов ПТЭ, а затем объяснение этих параграфов, за исключением тех случаев, когда таких пояснений не требуется.
Раздел третий пособия написан М. Г. Трегубенко, остальные разделы — совместно И. А. Молодых и М. С. Черток.

ВВЕДЕНИЕ

  1. Правила технической эксплуатации троллейбусов устанавливают основные положения, порядок работы троллейбусов, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним; систему организации движения троллейбусов, принципы сигнализации и связи.
  2. Сооружения и устройства городского электротранспорта должны содержаться в постоянной исправности. Предупреждение появления каких-либо неисправностей и обеспечение длительных сроков службы сооружений и устройств должны быть главными в работе лиц, ответственных за их содержание.
  3. Точное и неуклонное выполнение правил технической эксплуатации обеспечивает слаженность всех звеньев хозяйства, четкую и бесперебойную работу троллейбусов и безопасность движения.
  4. Настоящие правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и работников городского электротранспорта. Правила могут быть изменены только министром коммунального хозяйства РСФСР.
  5. По вопросам, относящимся к технической эксплуатации троллейбуса и не вошедшим в настоящие правила, издаются инструкции и технические условия республиканского значения, а в управлениях троллейбусных предприятий городов — инструкции, определяющие работу подразделений.

Все инструкции, технические условия и другие руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству сооружений и подвижного состава, должны строго соответствовать требованиям настоящих Правил.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

§ 1. Основной обязанностью работников городского электротранспорта является выполнение плана перевозок пассажиров и грузов при безусловном обеспечении безопасности движения, полном использовании имеющихся резервов и технических средств, неуклонном повышении производительности труда и снижении себестоимости перевозок.
§ 2. Каждый работник, связанный с движением поездов, несет в пределах своих обязанностей личную ответственность за безопасность движения.
Ответственность за выполнение правил технической эксплуатации работниками городского электротранспорта возлагается на начальников соответствующих подразделений.
§ 3. Работники городского электротранспорта должны обеспечивать полную безопасность пассажиров, создавать необходимые удобства и культурно обслуживать их, быть вежливыми и предупредительными в обращении с пассажирами, но одновременно требовать от них точного выполнения правил пользования троллейбусом.
§ 4. Независимо от занимаемой должности каждый работник должен сохранять имущество троллейбуса как социалистическую собственность.
§ 5. Во всех случаях, угрожающих безопасности движения троллейбусов или жизни людей, каждый работник троллейбуса должен принимать все возможные меры, направленные к предупреждению несчастного случая или аварии.
§ 6. Каждый работник городского электротранспорта должен соблюдать правила и инструкции по технике безопасности и промышленной санитарии, установленные для выполняемой им работы. При исполнении служебных обязанностей должен быть в чистом и опрятном виде и содержать в чистоте и порядке свое рабочее место. Лица, для которых установлены форма одежды и знаки различия, должны быть одеты по форме при исполнении служебных обязанностей.
§ 7. Запрещается допускать к работе лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Работники, оказавшиеся при исполнении служебных обязанностей в нетрезвом виде, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности.
§ 8. Нарушение настоящих правил технической эксплуатации работниками городского электротранспорта влечет за собой, в зависимости от степени и характера нарушения, дисциплинарную или уголовную ответственность.

Овладевать новой техникой, которой обеспечиваются в настоящее время троллейбусные предприятия, и правильно применять эту технику, работать безаварийно, непрерывно повышать культуру обслуживания пассажиров, повышать скорость движения, лучше использовать подвижной состав, всемерно повышать организованность и слаженность в работе всех звеньев троллейбусного хозяйства, укреплять дисциплину и единоначалие — таков долг каждого работника троллейбуса.
Одним из важнейших условий дальнейшего подъема работы городского электротранспорта является работа с людьми, их воспитание, обучение и инструктаж. Эти требования особенно важны для новых работников, которых необходимо научить работать четко и безаварийно.
Ответственность за подготовку кадров лежит на начальствующем составе троллейбуса, и в первую очередь на начальниках служб и отделов. Основная обязанность каждого начальника — быть образцом высокой дисциплинированности, организованности и сознательного социалистического отношения к своему служебному долгу.
Каждый руководитель обязан непрестанно учить подчиненных ему работников, создавать условия для их роста и повышения квалификации, прививать им чувство ответственности за работу и выполнение требований дисциплины.
Для укрепления дисциплины среди работников троллейбусного транспорта должна неослабно проводиться работа по воспитанию чувства ответственности за порученное им дело и созданию в коллективах обстановки нетерпимости к нарушителям и бракоделам. Каждый руководитель должен строго следить за тем, чтобы ни одно нарушение Правил технической эксплуатации не осталось незамеченным, неразобранным и безнаказанным.