Содержание материала

ГЛАВА III
ДВИЖЕНИЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

  1. Порядок руководства движением троллейбусов на линии и средства восстановления нарушенного движения

§ 291. Вся сеть троллейбуса подразделяется на отделения службы движения. Количество и границы отделений движения определяются начальником службы движения и утверждаются Управлением троллейбуса.

В троллейбусных предприятиях, имеющих большой выпуск подвижного состава и значительное количество маршрутов, при службе движения по территориальному принципу организуются линейные отделения.
Руководство отделением обеспечивает правильную расстановку линейных работников, систематически инструктирует линейный персонал, обеспечивающий peгулярное и безопасное движение троллейбусов. Линейные работники отделений, включая и руководство отделений, оперативно подчинены центральному диспетчеру службы движения.
В отделениях составляются наряды и табели работы дежурных промежуточных, конечных станций и линейных постов. Отделение следит за точным выполнением должностных инструкций линейным персоналом, обобщает и распространяет передовой опыт работы линейных работников.
Отделение систематически наблюдает за внешним состоянием подвижного состава, осуществляет контроль за исправностью контактной сети и прочих сооружений, следит за их соответствием ПТЭ троллейбусов, а при наличии отступлений сообщает об этом руководству службы движения через аппарат центральной диспетчерской.

§ 292. Каждая станция, маршрут, ревизорский участок и троллейбус возглавляются одним должностным лицом: станция — начальником станции, маршрут — начальником маршрута, ревизорский участок — линейным ревизором, троллейбус — водителем.

§ 293. На начальника станции и дежурного по станции возлагается ответственность за безопасность движения в пределах станции и за регулярность движения прикрепленных маршрутов.
Границы станции устанавливаются приказом по соответствующему Управлению.

Начальник и дежурный по станции обязаны: организовать отправление троллейбусов со станции в точном соответствии с утвержденным расписанием, вести в станционной ведомости учет времени прибытия отправления троллейбуса, а также регулярности движения, докладывать центральному диспетчеру фактическое время прибытия и отправления каждого троллейбуса при наличии отклонения движения от заданного по расписанию, принимать меры по восстановлению регулярности движения по указанию центрального диспетчера, обеспечивать безопасность движения в пределах станции, регистрировать время начала и окончания смены троллейбусных бригад и линейных работников, связанных с регулированием движения троллейбусов.

§ 294. Линейный ревизор отвечает за безопасность и регулярность движения в пределах своего участка.
В случае задержки и нарушения расписания движения линейный ревизор обязан принимать меры к скорейшему восстановлению движения по расписанию.

Линейный ревизор в пределах своего участка обязан: проверять у троллейбусов, проходящих на опасных участках пути через ревизорский пост, исправность действия тормозов, в случае обнаружения непригодности троллейбусов к движению на участке пути с повышенной опасностью не допускать троллейбус к движению, не допускать на опасном участке пути движения троллейбусов, имеющих хотя бы один неисправный тормоз, не допускать превышения на обслуживаемом участке установленной скорости движения, отстранять от работы водителей или кондукторов, нарушающих ПТЭ троллейбусов, снимать с линии выпущенные из депо троллейбусы для эксплуатации на опасных участках, не отвечающие требованиям ПТЭ троллейбусов и правилам безопасности движения.

§ 295. Водитель и кондуктор подчиняются на станциях дежурному по станции, а в пути — руководящим линейным работникам.

Водитель и кондуктор как на конечной станции, так и на промежуточной подчиняются дежурному по станции; в пути, кроме центрального диспетчера, диспетчера отделения и других руководящих работников службы движения, никто не имеет права давать какие бы то ни было указания о порядке движения.

§ 296. Общее оперативное руководство движением осуществляется дежурным центральным диспетчером, являющимся единственным ответственным распорядителем движения троллейбусов на всей сети города.
Приказы дежурного диспетчера и дежурного по станции подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением троллейбусов на линии.
Запрещается давать на линии оперативные распоряжения по движению, минуя дежурного диспетчера.
В случаях прекращения движения разрешается линейным работникам давать распоряжения о восстановлении движения с немедленным сообщением об этом дежурному диспетчеру.

Диспетчерская система управления движением заключается в том, что оперативное руководство движением троллейбусов на всей сети централизовано и осуществляется центральным диспетчером.
Диспетчерское руководство обеспечивает централизованное оперативное регулирование, контроль и управление движением для наиболее точного и эффективного выполнения утвержденного плана перевозок.
Диспетчерская система является наиболее совершенным методом регулирования. Она помогает применять наиболее экономичные режимы эксплуатации, обеспечивает быстрое устранение возникших на линии задержек, позволяет лучше использовать резервный подвижной состав, повышает безопасность и регулярность движения троллейбусов.
Опыт работы передовых предприятий показывает, что наиболее совершенной является система диспетчерского руководства движением, при которой в центральной диспетчерской сосредотачиваются сведения об отклонениях фактического времени прохождения каждым троллейбусом через контрольные пункты от времени, установленного расписанием движения. Регулирование движения троллейбусов производится централизованно, на основании полных данных о состоянии движения троллейбусов и пассажироперевозок на всей сети.
Структура диспетчерского руководства должна обеспечивать оперативность и четкость работы всех звеньев, строгое разграничение обязанностей должностных лиц.
Общее руководство работой всего диспетчерского аппарата осуществляет начальник диспетчерского отдела, который подчиняется непосредственно начальнику службы движения или его заместителю.

Оперативное управление движением непосредственно осуществляет дежурный центральный диспетчер, который является единственным ответственным распорядителем движения всего подвижного состава на всех маршрутах города.
Линейный диспетчерский аппарат состоит из дежурных промежуточных и конечных станций, которые сообщают время прохождения станций троллейбусами.
В организации и руководстве движением троллейбусов необходим строжайший порядок. Ответственным лицом, осуществляющим через своих подчиненных оперативное руководство движением на всей сети, является центральный диспетчер.
В распоряжении центрального диспетчера находятся все вылущенные из депо и курсирующие на линии пассажирские, грузовые и специальные троллейбусы и все средства технической помощи.
Выпуск троллейбусов, не предусмотренных расписанием, а также возврат в депо троллейбусов по какой бы то ни было причине раньше времени, установленного расписанием, может производиться только по распоряжению центрального диспетчера.
Центральный диспетчер имеет право снимать с линии троллейбусы, отстранять от работы отдельных работников, связанных с движением троллейбусов, и временно закрывать отдельные участки маршрутов, если по условиям безопасности или порядка движения он сочтет это необходимым.
Центральный диспетчер следит за тем, чтобы движение троллейбусов осуществлялось по установленному расписанием плану.
В случае временных изменений условий перевозок центральный диспетчер дает распоряжение произвести необходимые изменения в движении: усилить или ослабить отдельные маршруты, перебросив часть троллейбусов на другие маршруты, изменить маршрут следования, удлинить время движения, изменить режим движения (например, установить пониженную скорость).
В случае аварии или задержки движения центральный диспетчер принимает необходимые меры к ее ликвидации, дает указание, по какому направлению временно пропустить маршруты (перекрыть движение), и следит за быстрейшим восстановлением нормального движения.
Распоряжения центрального диспетчера о порядке выпуска и движения троллейбусов обязательны к исполнению всеми работниками, связанными с движением троллейбусов, в том числе и работниками других служб.
В случае задержки движения и отсутствия линейного работника службы движения водитель обязан немедленно сообщить центральному диспетчеру о задержке движения пο ближайшему диспетчерскому или городскому телефону.
Через дежурных конечных и промежуточных станций диспетчер информирует центрального диспетчера о задержках движения и по его указанию производит перекрытие движения. Диспетчер немедленно сообщает о задержках движения с тем, чтобы своевременно принять меры к восстановлению нормального движения, и информирует о распоряжениях центрального диспетчера.
Центральный диспетчер, принимая дежурство, получает полную информацию от сдающего дежурство о состоянии движения троллейбусов на всех маршрутах как в отношении выпуска, так и о состоянии регулярности движения.
Приступая к дежурству, диспетчер знакомится со всеми оперативными приказами, введенными на линии по распоряжению руководства предприятия, а также со всеми указаниями, которые были получены предыдущей сменой. Кроме того, он знакомится со всеми линейными происшествиями, возникшими за время прошедшей смены, и мерами, принятыми для их ликвидации. Он обязан убедиться в полной обеспеченности всех диспетчерских пунктов очередной сменой дежурных по движению, а в случае отсутствия на каком-либо посту дежурного немедленно принять .меры к его замене.

§ 297. Организация руководства движением должна давать возможность:
а)   быстрой и точной информации дежурного центрального диспетчера или дежурного по станции об отклонениях от расписания и о всех происшествиях на линии;
б)   быстрого выполнения распоряжений дежурного центрального диспетчера.

Руководстве движением осуществляется в соответствии с действующими расписаниями по каждому маршруту. Движением руководят при помощи технических средств связи, сигнализации, телемеханики и автоматики, дающих возможность быстрой и точной информации об отклонениях от расписания, происшествиях на линии и одновременно быстрого выполнения распоряжений.
В задачи линейного диспетчерского руководства входят: контроль за соответствием фактического движения
троллейбусов установленному в маршрутных расписаниях, регулирование движения, если фактическое движение троллейбусов отклоняется во времени от установленною по расписанию, оперативные распоряжения при изменившихся условиях движения троллейбусов, направленные на улучшение обслуживания пассажиров, восстановление нарушенного движения и ликвидацию задержек на линии.

§ 298. Регулярным считается такое движение, которое выполняется в точном соответствии с расписанием или с отклонениями от него, не превышающими плюс две минуты (опоздание) и минус одна минута (нагон) на тех маршрутах, где интервал между троллейбусами не менее двух минут. На маршрутах с интервалом между троллейбусами менее двух минут допускается нагон или опоздание не более одной минуты.

Для соблюдения регулярности движения каждый троллейбус снабжается расписанием, которое дает возможность водителю, подъезжающему к определенному контрольному пункту, сверить время прибытия с тем временем, которое указано в его расписании.
Если будет обнаружено отклонение времени фактического прибытия от времени прибытия по расписанию, водитель должен во время движения к следующему контрольному пункту по возможности ликвидировать это отклонение.
Если все же водителю не удается ликвидировать отклонение, то по прибытии троллейбуса на конечную станцию и прохождении им промежуточных контрольных пунктов допускается в порядке исключения опоздание ( + 2 мин) и преждевременное прибытие (—1 мин). На несложных маршрутах1 отклонение допускается ± 1 мин.
Рейсы не считаются выполненными по расписанию в случаях: если водитель прибыл па конечную станцию или проследовал через контрольные пункты с отклонением по времени выше допускаемого, если водитель, хотя и прибыл на конечную станцию своевременно, но достиг этого, укоротив без разрешения рейс.

§ 299. Для обеспечения движения по расписанию дежурный по станции через линейных работников и дежурного по другой конечной станции обязан следить за работающими на линии троллейбусами на всем протяжении маршрута.

На каждом маршруте одна конечная станция считается распорядительной, другая — технической. Дежурный распорядительной конечной станции отвечает за регулярность движения по всему маршруту следования. В случае нарушения движения он обязан через линейных работников и дежурного по другой — технической конечной станции быстро восстановить нормальное движение.
Дежурный технической конечной станции должен проводить регулировочные мероприятия только по указанию и согласованию с дежурным распорядительной конечной станции.

§ 300. В случае задержки и нарушения расписания движения дежурный по станции принимает все необходимые меры к скорейшему восстановлению движения по расписанию.
Главнейшими мерами восстановления регулярного движения являются:

  1. нагон опоздания в пределах допустимых скоростей и безопасности движения;
  2. увеличение интервала между отправляемыми троллейбусами с конечных станций;
  3. отправление троллейбусов по интервалу;
  4. отправление троллейбусов в укороченный или удлиненный рейс;
  5. отправление троллейбусов измененным направлением;
  6. использование резервных троллейбусов;
  7. переход на резервное расписание.

Нагон опоздания в пути. Если троллейбус прибыл на конечную станцию с небольшим опозданием, то в очередной рейс его отправляют с некоторым отклонением во времени от расписания. Это отклонение во времени должно позволить водителю ввести троллейбус в расписание путем незначительного увеличения скорости движения на перегонах и некоторого сокращения времени стоянки на промежуточных остановках. Увеличение скорости не должно превышать допустимых пределов при полном соблюдении безопасности движения.

Отправление троллейбусов с увеличенным интервалом.

Отправление троллейбуса с увеличенным интервалом применяется в особых условиях, когда на одном маршруте выбывает подряд несколько троллейбусов (более двух).
В этих случаях диспетчер дает указание дежурному конечной станции организовать отправление троллейбусов данного маршрута с равными увеличенными интервалами, которые определяются по следующему примерному расчету.
На одном из маршрутов выбыло подряд три троллейбуса. По утвержденному расписанию на маршруте должно работать 12 троллейбусов с равными трехминутными интервалами. Продолжительность оборотного рейса, установленного расписанием для данного периода дня, равна 36 мин.


1 К несложным маршрутам относятся маршруты с легким профилем пути и не имеющие сложных транспортных узлов.

Диспетчер определяет:
1) количество троллейбусов, оставшихся в движении на маршруте: 12 — 3 = 9 троллейбусов;
2) новый интервал отправления троллейбусов (путем деления продолжительности оборотного рейса на количество троллейбусов, оставшихся в движении): 36 : 9=4 мин.

Отправление троллейбуса в укороченный рейс.

Если время опоздания троллейбуса, прибывшего на конечную станцию, велико, для введения его в расписание диспетчер сокращает время пробега и отправляет троллейбус в укороченный рейс. Этот способ регулирования осуществляется диспетчерским аппаратом по предварительным расчетам. Расчеты различных вариантов регулирования движения по методу укороченных рейсов для каждого маршрута троллейбуса в виде инструкции предварительно вручаются диспетчеру.

Отправление троллейбусов в удлиненный рейс производится в обратном порядке.

Отправление троллейбуса измененным направлением.

В ряде случаев вместо отправления троллейбуса по укороченному рейсу более целесообразно отправить его на один рейс с несколько измененным направлением следования.
Этот прием регулирования обычно используется при необходимости усилить движение на наиболее загруженных направлениях.
К следующему рейсу троллейбус прибывает на конечную станцию в установленное расписанием время и отправляется обычным порядком.
О каждом отправлении троллейбуса измененным направлением пассажиры должны заранее предупреждаться.

Использование резервного троллейбуса.

Этот прием регулирования применяется при выбытии троллейбуса с линии или при необходимости усилить движение на особо загруженных направлениях.
Резервные троллейбусы обычно находятся в депо и выезжают на линию по указанию центрального диспетчера.

§ 301. Запрещается изменять направление троллейбуса с пассажирами, в особенности в часы «пик», за исключением случаев, когда троллейбус не может следовать в своем направлении.

Организация скорой технической помощи на линии

§ 302. Ликвидация задержек движения троллейбуса на линии осуществляется автомашинами скорой технической помощи.

На крупных предприятиях скорая техническая помощь осуществляется отдельной производственной единицей — так называемой аварийно-восстановительной службой. В средних и малых предприятиях эти функции выполняют депо.

§ 303. Автомашины скорой технической помощи должны быть оборудованы необходимыми техническими средствами и иметь соответствующий набор инструмента и запасных частей.

Скорая техническая помощь должна быстро доставить к поврежденному троллейбусу ремонтную бригаду и технические средства, в частности подъемные приспособления. Для этого техническая помощь оборудуется на специальной автомашине грузоподъемностью 3—5 т с соответствующим набором инструмента и запчастей.

§ 304. Автомашины скорой технической помощи высылаются на линию по распоряжению дежурного диспетчера.

В целях единого руководства восстановлением нарушенного движения, вызванного аварией троллейбуса на линии, автомашины скорой технической помощи высылаются по распоряжению дежурного диспетчера.