Содержание материала

ДЕПО, ТРОЛЛЕЙБУСНО-РЕМОНТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ, ЗАВОДЫ И ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 29. Для поддержания подвижного состава в исправном состоянии в каждом троллейбусном предприятии должны быть организованы:
а)  хранение и планово-предупредительный ремонт подвижного состава;
б)  контрольный осмотр, профилактический ремонт и текущее содержание подвижного состава;
в) устранение на линии мелких неисправностей.
Для выполнения указанных работ в каждом троллейбусном предприятии должны быть:
а)   троллейбусные депо;
б)  троллейбусные ремонтные мастерские (ТРМ) или заводы (ТРЗ);
в)  линейные ремонтные пункты для устранения мелких неисправностей подвижного состава;
г) скорая техническая помощь — аварийно-восстановительные бригады.

Подвижной состав троллейбуса является одним из важнейших элементов общего комплекса троллейбусного хозяйства и предназначается для перевозки пассажиров и грузов.
Для обеспечения нормальных перевозок подвижной состав троллейбуса должен постоянно поддерживаться в состоянии, отвечающем всем требованиям бесперебойной и безопасной эксплуатации его.
Подвижной состав представляет собой весьма сложное оборудование и, находясь почти все время в движении, подвергается перегрузкам, ударным нагрузкам, различным метеорологическим и физико-химическим воздействиям, загрязнению.
В конструктивном отношении подвижной состав представляет сложный комплекс агрегатов, узлов и деталей,  требующих весьма разнообразной технологии их изготовления и ремонта.
Подвижной состав нуждается в специальных местах для его уборки, мойки, санитарной обработки и хранения. Поэтому для содержания и ремонта подвижного состава требуется более сложная система технического обслуживания по сравнению, например, с обслуживанием обычного промышленного оборудования.
Для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, отвечающем требованиям безопасности движения и бесперебойной работы, создаются специальные производственные предприятия по его обслуживанию и ремонту. К ним относятся троллейбусные депо, троллейбусные ремонтные мастерские и заводы.
В зависимости от количества подвижного состава, находящегося в троллейбусном предприятии, в депо могут производиться либо только техническое обслуживание и небольшие по объему — «эксплуатационные» — виды ремонта, либо, кроме того, выполняться и более трудоемкие — «плановые» виды ремонта.
В первом случае депо носит название эксплуатационного, а во втором, при совмещении функций эксплуатации с функциями ремонтных мастерских (или завода), —  объединенного.
В функции троллейбусного депо входят: хранение подвижного состава, выпуск троллейбусов на линию, техническое обслуживание и ремонт троллейбусов в соответствии с установленными системой и характеристиками ремонтов (в депо эксплуатационного типа средний № 3 и капитальный № 4 ремонты троллейбусов не производятся), смена колес и ремонт шин, производство вненоменклатурных — случайных — и заявочных ремонтов; обслуживание подвижного состава на линии — линейные ремонты и скорая техническая помощь, а также содержание и ремонт технологического оборудования, инструмента и приспособлений, необходимых для технического обслуживания подвижного состава, зданий, сооружений, энергетического и санитарно-технического оборудования и хозяйственного инвентаря.
В соответствии с этими задачами в составе депо должны быть:
а)   стоянка для хранения троллейбусов;
б)  производственные помещения для эксплуатационного обслуживания троллейбусов (профилакторий);
в)    помещения для производственных мастерских по ремонту троллейбусов;
г)   вспомогательные производственные помещения;
д)  бытовые и административно-хозяйственные помещения.

Рис. 1. Генеральный план троллейбусного депо и ТРМ с открытой стоянкой па 50—100 машин
1 — главный корпус; 2 — проходная с кассами подсчета выручки; 3 — контрольная; 4 — навес для материалов

Троллейбусные депо по обслуживанию троллейбусов разделяются на:
а)   депо с открытой стоянкой троллейбусов;
б)  депо с закрытой стоянкой троллейбусов.
На рис. 1 показан генеральный план троллейбусного депо с открытой стоянкой троллейбусов на отстое. В этом депо троллейбусы после осмотра их в профилактории направляют на открытую площадку, где они находятся до выпуска на линию.
На рис. 2 приведена технологическая схема троллейбусного депо с закрытой стоянкой троллейбусов на отстое. Троллейбусы после технического обслуживания в профилактории устанавливаются в закрытом помещении. Из этого помещения троллейбусы выпускают на линию.
Депо с закрытым хранением троллейбусов предназначается для городов с суровыми климатическими и метеорологическими условиями.
Профилакторий, производственные и подсобные, бытовые и административно-хозяйственные помещения обычно размещают в одном производственном корпусе, находящемся на территории депо. На рис. 3 показан план производственного корпуса троллейбусного депо с открытой стоянкой троллейбусов.
В троллейбусных хозяйствах с большим количеством инвентарных троллейбусов, кроме депо, организуются троллейбусные ремонтные мастерские (ТРМ) или заводы (ТРЗ).

Рис. 2. Технологическая схема планировки троллейбусного депо с закрытой стоянкой


Рис. 3. План производственного корпуса типового троллейбусного депо на 150 троллейбусов с открытой стоянкой
1 — слесарно-кузовное отделение; 2 — газосварочная; 3 — обойное отделение; 4 — столярное отделение; 5 — моечно-дефектовочное отделение; 6 — камера окраски; 7 — пропиточно-сушильное отделение; 8 — термическое отделение; 9 — электросварочная; 10 — кузнечно-рессорная; 11 — стоянка специальных автомашин; 12 — мастерская службы контактной сети; 13 — краскоприготовительная и кладовая лакокрасок; 14 — кузовное отделение; 15 — слесарно-сборочное, механическое, пневматическое, электротехническое отделения; 16 — кузовное отделение; 17 — место случайных ремонтов; 18 — камера окраски; 19 —  камера сушильная и камера окраски; 20 — доделочно-сдаточное место; 21 — моечно-уборочное отделение; 22 — смотровое отделение (профилакторий); 23 — линия заявочных ремонтов; 24 — тепловой узел; 25 — насосная; 26 — компрессорная; 27 — мастерская ОГМ (отдела главного механика); 28 — инструментальная; 29 — главная кладовая; 30 — мастерская профилактория; 31— трансформаторная подстанция; 32 — кладовая профилактория; 33 — кладовая резины; 34— вулканизационная; 35 — шиномонтажная; 36 — аккумуляторная; 37 — маслораздаточная

В функции троллейбусно-ремонтных мастерских или заводов входят: производство плановых — средних и капитальных — ремонтов троллейбусов, ремонт и изготовление новых запасных частей для нужд депо, а также содержание и ремонт технологического оборудования, инструмента, приспособлений для ремонта троллейбусов, зданий, сооружений, санитарно-технического, энергетического оборудования и хозяйственного инвентаря.

§ 30. В каждом троллейбусном депо, ТРМ и ТРЗ должны быть назначены из административно-технического персонала лица, отвечающие за пожарную безопасность и технику безопасности.

При назначении ответственных лиц за пожарную безопасность и технику безопасности в троллейбусном депо, ТРМ или ТРЗ руководствуются численностью персонала предприятия в соответствии с действующим приказом по МКХ РСФСР.
В троллейбусном депо с числом работающих от 200 до 500 ответственность за пожарную безопасность и технику безопасности возлагают на одного из инженерно- технических работников по совместительству с основной должностью.
В троллейбусных предприятиях, имеющих депо, ТРМ и ТРЗ с числом работающих свыше 500 чел. ответственными за пожарную безопасность и технику безопасности назначаются отдельные лица из инженерно-технического персонала, освобожденные от других работ.

§ 31. В отделах и цехах троллейбусного депо, ТРМ и ТРЗ должны быть вывешены на видных местах:
а)   правила внутреннего распорядка;
б)   инструкция по противопожарным мероприятиям и борьбе с огнем на случай возникновения пожара;

в)   инструкции или правила по эксплуатации, технике безопасности и производственной санитарии, соответствующие характеру работ в данном цехе.

Инструкции по противопожарным мероприятиям и борьбе с огнем на случай возникновения пожара вывешиваются в отдельных производственных помещениях в зависимости от пожароопасности. К таким помещениям относятся мастерские или цехи горячей обработки металлов, малярная, столярно-деревообделочная, шиномонтажная, аккумуляторная, места закрытой стоянки троллейбусов и др.
Для предупреждения несчастных случаев в отдельных помещениях депо, ТРМ и ТРЗ вывешиваются на видных местах инструкции, плакаты по технике безопасности и производственной санитарии.