Содержание материала

Электрооборудование

§ 67. Троллейбус не допускается в движение при:
а)   ослаблении крепления тягового двигателя, мотор-компрессора, низковольтного генератора и прочего электрического оборудования;
б)   наличии наружных и внутренних неисправностей механического и электрического характера, нарушающих нормальную работу тяговых двигателей и вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, а также при отсутствии нормальных предохранителей;
в)   недействующем электрическом тормозе (при выпуске из депо);
г)   неисправной аккумуляторной батарее;
д)   токе утечки троллейбуса, превышающем 3 ма.

Как указывалось ранее, ослабление крепления любых агрегатов, особенно связанных с наличием и передачей значительных динамических усилий, неизбежно вызывает дальнейшее развитие неисправности крепления, его поломку и вывод из строя как данного агрегата, так и смежных с ним агрегатов и узлов оборудования.
Это в полной мере относится к тяговому двигателю и к двигателю компрессора. Кроме того, нарушение крепления элементов электрического оборудования легко может привести к повреждению изоляции как самого аппарата, так и подводящих ток проводов, что в свою очередь может вызвать появление на кузове троллейбусов высокого потенциала и поражение электрическим током пассажиров (во время посадки и высадки из троллейбуса) и обслуживающего персонала.
Наличие неисправностей механического и электрического характера в электрических машинах, пускорегулирующей, защитной и другой аппаратуре может вызвать, кроме порчи самого аппарата или машины нарушение правильности работы всей схемы, короткие замыкания, а в особо тяжелых случаях — такие явления, как неотключение или самопроизвольное включение аппарата и самопроизвольный пуск троллейбуса («самоход»).
Постановка в электрических цепях вместо нормальных калиброванных предохранителей самодельных из проволоки произвольного сечения («жучков») может при неисправностях в электрических цепях и оборудовании привести к возникновению затяжной электрической дуги, ее перебросу, загоранию проводов и возникновению пожара в троллейбусе.
При выпуске троллейбуса из депо все виды тормозов, в том числе и электрические (реостатный и рекуперативный), должны быть в полной исправности. Ввиду того, что создаваемое при электрическом торможении замедление сравнительно невелико и что основным видом торможения является пневматическое, разрешается при отказе электрического тормоза продолжать движение троллейбуса с пассажирами.
Неисправность аккумуляторной батареи приведет к нарушению работы всей системы (генератор — реле-регулятор — батарея) питания потребителей низкого напряжения и к оставлению троллейбуса без световой и звуковой сигнализации при малых скоростях движения и стоянке (или неработающем мотор-генераторе), что недопустимо с точки зрения обеспечения безопасности движения.
Понижение качества изоляции отдельных аппаратов и проводов высокого напряжения может привести, как указано выше, к появлению высокого потенциала на изолированном от земли, резиновыми шинами кузове троллейбуса. При прикосновении пассажира, стоящего на земле, к металлической обшивке (особенно в сырую погоду) через него пройдет электрический ток.
Во избежание этого при каждом виде ремонта троллейбуса должна производиться проверка состояния изоляции всех электрических цепей, а ежедневно перед выпуском и по окончании работы троллейбуса на линии должна замеряться величина тока утечки в цепи: положительный провод контактной сети — включенные электрические цепи троллейбуса — кузов троллейбуса — земля (рис. 35).

Рис. 35. Схема замера тока утечки

Если полученная при этом величина тока утечки превышает 3 ма, то троллейбус до нахождения и устранения неисправности к эксплуатации не допускается.
При замере величины тока утечки токоприемник с отрицательного контактного провода должен быть снят.

Кузов

§ 68. Троллейбус не допускается в движение при:
а)   наличии трещин в элементах основания кузова или ослаблении их крепления;
б)     неисправных входных или выходных подножках;
в)     неисправных дверях;
г)     ослаблении крепления поручней или их повреждении,
д)   повреждении резиновых уплотнений в окнах и дверях троллейбуса, а также резинового настила подножек;
е) наличии поврежденного настила пола, неукрепленных реек, выступающих гвоздей и шурупов или мест с оторванным линолеумом и резиновым ковриком;
ж) наличии трещин или других дефектов на стеклах кабины водителя, искажающих или ухудшающих видимость;
з)    разбитых оконных стеклах или неисправностях запорных механизмов, удерживающих окна в поднятом состоянии;
и)   грязной или порванной обивке диванов, изломе или ослаблении крепления их каркасов;
к)     разбитых плафонах электрического освещения;
л)     неисправных зеркалах водителя;
м) повреждении или ослаблении крепления буферов;
н)   наличии механических повреждений наружной облицовки, а также облупившейся или грязной окраски кузова;
о)     протекании крыши.

Изложенные в этом параграфе требования к состоянию кузова и его оборудования (кроме пункта «а», который, по существу, является дополнением к § 55 ПТЭ и в отдельных пояснениях не нуждается) вытекают из условий обеспечения безопасности пассажиров.
Троллейбусы не допускаются также к эксплуатации при неисправном оборудовании, необходимом при работе без кондукторов: кассах, радиоустановках — см. гл. V, раздела девятого ПТЭ.