Содержание материала

ГЛАВА VI
ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ, СКОРОСТЬ И СИГНАЛИЗАЦИЯ

Порядок движения

§ 320. Отправление троллейбусов с конечной станции должно производиться по сигналу кондуктора, а при наличии дежурного диспетчера — под его контролем.

При бескондукторной работе оправление троллейбусов производится дежурным диспетчером.

§ 321. В своей работе на линии водители и кондукторы троллейбусов должны руководствоваться действующими должностными инструкциями.
§ 322. Водитель троллейбуса обязан держать расстояние от впереди идущего транспорта не менее длины тормозного пути с учетом профиля пути, состояния дорожного полотна и скорости движения.
§ 323. Расстояние между следующими один за другим троллейбусами должно быть:
а)  не менее 30 м при скорости движения до 20 км в час и не менее 60 м при большей скорости;
б)    не менее 60 м на уклонах более 0,03.

Интервалы между троллейбусами на спусках и подъемах менее 0,03 и в условиях плохой видимости устанавливаются специальной инструкцией. Осенью при грязной дороге и зимой при гололеде указанные расстояния удваиваются (см. примечание 2 к § 324).

§ 324. Приближение троллейбуса к впереди стоящему троллейбусу на остановке разрешается:
а)    на ровном участке на расстояние не менее 5 м;
б)   на подъемах и спусках на расстояние не менее 10 м.
Примечания: 1. При скоплении на остановке большого количества троллейбусов эти расстояния могут быть уменьшены до 3 м на ровном участке и до 5 м на уклонах.

  1. При плохой погоде указанные в § 323 и 324 расстоянии удваиваются.

К стоящему впереди троллейбусу подъезжать необходимо крайне осторожно. Нахождение на одном пролете контактной сети (30 м) более двух троллейбусов вызывает значительную механическую перегрузку контактной сети.

§ 325. При подъезде троллейбуса к остановочному пункту скорость движения его должна быть снижена таким образом, чтобы была обеспечена плавная остановка без применения резкого торможения.
§ 326. Грузовые и служебные троллейбусы подчиняются всем правилам движения пассажирских троллейбусов.

§ 327. Запрещается движение троллейбусов с открытыми дверями.
2. Порядок вождения троллейбусов
§ 328. Порядок вождения троллейбусов устанавливается служебными инструкциями, приказами Управления троллейбуса и подлежит обязательному соблюдению всеми должностными лицами, связанными с движением троллейбусов.

Служебные инструкции и различные руководящие указания, относящиеся к порядку вождения троллейбусов, должны строго соблюдаться всеми линейными работниками службы движения.
К линейным работникам относятся прежде всего поездные бригады—водители и кондукторы троллейбусов и, кроме того, контролеры сборов (билетные контролеры), дежурные по промежуточным и конечным станциям, линейный ревизорский аппарат по безопасности движения и начальники маршрутов.
Водитель троллейбуса обязан знать, точно и беспрекословно выполнять служебную инструкцию, в которой устанавливается порядок вождения троллейбусов, а также все приказы и распоряжения, относящиеся к вождению троллейбусов и работе водителя.
Кроме того, водитель должен знать инструкцию кондуктора, действующие формы проездных билетов, правила пользования троллейбусом и порядок работы при бес- кондукторном обслуживании.

§ 329. Водитель троллейбуса во время работы обязан строго выполнять расписание движения, соблюдать правила безопасности движения, а также бережно относиться к подвижному составу и экономить электроэнергию.

Водитель троллейбуса во время работы на линии должен соблюдать заданное расписание: точно отправиться с конечного пункта, своевременно проезжать все указанные в расписании контрольные пункты и точно прибывать на второй конечный пункт. Водитель обязан хорошо знать трассы всех маршрутов троллейбусных линий своего депо, профиль пути, расположение и значение всех путевых сигналов, дорожных и специальных знаков, расположение и условия работы всех спецчастей контактной сети. Во время отправления, в пути следования и по прибытии на конечную станцию строго соблюдать правила безопасности и уличного движения.
Водитель троллейбуса должен знать устройство всех находящихся на инвентаре депо типов троллейбусов, назначение и принцип действия всех приборов управления и отдельных частей оборудования троллейбусов: уметь обращаться со всеми приборами управления, правильно и своевременно ими пользоваться; обнаруживать возникновение повреждений и принимать меры к немедленному их устранению; бережно относится к оборудованию и сохранять его в исправном состоянии. Водитель несет ответственность за сохранность троллейбуса и его оборудования.
Умелое управление троллейбусом в значительной мере может снизить расход электроэнергии; водитель должен не допускать излишних пусков и торможений, повторных открываний дверей на остановочных пунктах, вовремя выключать освещение и отопление троллейбуса.

§ 330. Водитель может тронуть троллейбус с остановочного пункта только после разрешительного сигнала кондуктора при условии, если путь свободен, а посадка и высадка пассажиров окончены.

Следует добавить, что водитель может отправлять троллейбус только после закрытия дверей (см. § 327).
При работе без кондуктора действия водителя при трогании троллейбуса с остановочного пункта определяются § 317 ПТЭ.

§ 331. Внимание водителя во время движения троллейбуса должно быть сосредоточено на наблюдении за уличным движением, за сигналами, а также за состоянием впереди лежащих участков дороги и контактной сети троллейбуса.
§ 332. При необходимости объезда транспорта другого вида, а также при подъездах к остановочным пунктам водитель не должен допускать отклонения троллейбуса в сторону от контактных проводов более чем на 4 м.

См. пояснение к § 267.
§ 333. Водителю во время движения троллейбуса запрещается провозить в кабине пассажиров или работников троллейбуса, кроме лиц, имеющих на это право.
§ 334. Водитель обязан останавливать троллейбус:
а)   на остановочных пунктах;
б)   по указанию регулировщика уличного движения;
в)   при опасности наезда или столкновения;
г)   по сигналу кондуктора;
д)   для пропуска шествий, воинских частей, пожарной команды, скорой помощи, переходящих через улицу групп детей и т. п.;
е)   при всяком внезапном толчке и стуке и при тревожных криках пассажиров или прохожих;
ж)   по требованию милиции и линейных работников движения;
з) при наличии препятствий для движения.

Кроме того, водитель обязан остановить троллейбус перед светофором и сигнальным фонарем с красным или желтым светом и перед красными дисками, установленными на дорожном полотне.

§ 335. При движении троллейбуса во время густого тумана водитель обязан включать фары и все группы освещения троллейбуса и, двигаясь с установленной для данного случая скоростью, подавать резкие, короткие звуковые сигналы.

Во время тумана троллейбус должен двигаться тихим ходом с таким расчетом, чтобы всегда было можно остановить троллейбус в пределах видимости. Во время густого тумана скорость должна быть не выше 5 км/ч в соответствии с п. «г» § 358 ПТЭ.

§ 336. При плохих условиях вождения троллейбуса (туман, метель, гололед) водитель обязан соблюдать специальный режим движения троллейбуса.

Подробно о специальном режиме вождения троллейбусов при плохих условиях сказано в должностной инструкции водителя троллейбуса.
Здесь следует лишь указать, что загрязнение дорожного полотна часто создается листопадом. В этом случае возможен юз и боковой занос троллейбуса. При этом езда должна быть крайне осторожной, так как при юзе тормозные пути резко увеличиваются.

§ 337. При подаче троллейбуса задним ходом в задней части кузова должен находиться кондуктор и в случае необходимости подавать сигнал.

Порядок подачи троллейбуса задним ходом при работе без кондуктора определен § 318 ПТЭ.

 § 338. Кондуктор должен давать разрешительный сигнал для отправления троллейбуса без промедления по окончании посадки и высадки пассажиров. В случае возникновения обстоятельств, угрожающих безопасности движения, кондуктор троллейбуса должен немедленно подать водителю сигнал экстренной остановки.
Сигнализация между кондуктором и водителем осуществляется при помощи звуковых сигналов. Один короткий сигнал дается водителю для отправления троллейбуса по окончании посадки и высадки пассажиров. Три коротких сигнала — в экстренных случаях, угрожающих безопасности пассажиров (см. § 364).
Излишняя задержка на остановке влечет за собой повышенную скорость движения на перегоне, а значит, неоправданное увеличение расхода энергии и снижение безопасности движения.

§ 339. Порядок движения неисправных троллейбусов в депо или до ремонтного пункта и необходимые при этом меры безопасности, а также перечень тех неисправностей, которые могут быть устранены силами бригады непосредственно на линии, должны быть установлены специальной инструкцией Управления троллейбуса.

При возникновении на троллейбусе во время работы на линии неисправности, препятствующей дальнейшему движению, водитель обязан известить об этом диспетчера (по телефону или через линейного контролера) и далее поступать согласно полученным указаниям.
Если характер неисправности относится к категории устраняемых самим водителем, он докладывает о ликвидации неисправности диспетчеру и либо продолжает нормальное движение с пассажирами, либо, если неисправность устранена лишь частично, следует на конечную станцию или в депо или вызывает через диспетчера бригаду технической помощи.
Во всех случаях при неполной ликвидации неисправности характер дальнейшего движения — направление, скорость, режим работы двигателя и т. п. — определяется либо диспетчером (со слов водителя), либо бригадиром (слесарем) технической помощи с обязательной пометкой об этом в путевом листе и записью в книге троллейбуса.
При определении режима движения особое внимание должно быть обращено на состояние агрегатов, обеспечивающих безопасность движения (тормоза, рулевое управление, колеса).
Перечень неисправностей, устраняемых водителем и бригадой технической помощи, а также режим движения троллейбуса при характерных неисправностях устанавливается специальной инструкцией Управления троллейбуса.

§ 340. Водитель обязан во время работы в течение смены периодически производить осмотр троллейбуса и проверять:
а)   состояние покрышек;
б)   крепление колес;
в)   состояние редуктора (нагрев и течь смазки);
г)   состояние токоприемника;
д)   внешнее состояние троллейбуса.
О всяком обнаруженном повреждении водитель обязан немедленно заявить дежурному по станции и линейному слесарю.

Во время работы на линии водитель обязан следить за состоянием троллейбуса.
По окончании каждого рейса на конечной станции водитель должен проверить как внешнее состояние троллейбуса — повреждения обшивки кузова, окраски и стекол, так и состояние отдельных элементов оборудования, а именно:
а)   покрышек колес — нет ли разрывов или проколов протектора, расслоения или повреждения боковин деталями рессорного подвешивания, посторонних предметов (камней и т. п.), застрявших между покрышками задних сдвоенных колес; не «просела» ли от снижения давления в камере шина, нет ли на покрышке или колесном диске следов вытекшей через уплотнения ступицы колеса смазки;
б)  крепления колес (ослабление хотя бы одной шпильки крепления неизбежно влечет за собой ослабление остальных шпилек, срез их и разработку отверстий диска колеса);
в)  редуктора — отсутствие течи смазки и чрезмерного нагрева: при уменьшении количества смазки в картере редуктора ухудшается отвод тепла от шестерен, температура их резко повышается, что в свою очередь вызывает разжижение смазки и интенсивное ее вытекание. Особое внимание следует обращать на состояние редуктора при тяжелом профиле пути и больших пассажирских нагрузках;
г)   токоприемника — нет ли погнутости штанг, правильно ли положение головок, а также наличие контактных вставок.
Все обнаруженные неисправности подлежат немедленному устранению водителем или линейным слесарем.

§ 341. При необходимости оставить машину хотя бы на самое короткое время водитель должен выключить автомат, цепь управления, взять с собой рукоятку реверсора, затормозив предварительно троллейбус ручным тормозом и поручив надзор за троллейбусом кондуктору.
Примечание. Оставление троллейбуса водителем на подъемах и спусках запрещается.

В каждом случае оставления поста управления водитель должен принять меры, обеспечивающие невозможность приведения троллейбуса в движение (или самопроизвольного движения троллейбуса) в отсутствие водителя, а также предотвратить возможность возникновения коротких замыканий и других неисправностей в электрических цепях.
Для этого водитель при уходе из кабины должен выключить силовую цепь и цепь управления, поставить реверсор на положение «Стоп», рукоятку реверсора вынуть и взять с собой.
Колеса троллейбуса должны быть надежно заторможены при помощи пневматического привода. При нажатой тормозной педали необходимо зафиксировать положение торможения путем плавного продвижения рычага ручного тормоза до отказа и убедиться в правильном положении защелки храповика на зубчатом секторе.
При необходимости ухода от троллейбуса надзор за ним поручается кондуктору, а при работе без кондуктора — водителю другого троллейбуса, слесарю, линейному контролеру или другому агенту движения. Необходимо также под колесо подложить башмак, а при его отсутствии — какой-либо другой предмет (камень, деревянный брусок и т. д.), и передние колеса поставить в такое положение, чтобы даже при отказе тормозной системы откат троллейбуса был исключен.
На уклонах отходить от троллейбуса и выпускать его из поля зрения запрещается.

§ 342. Водителю категорически запрещается оставлять управление троллейбусом при возникновении опасности аварии. В указанных случаях водитель обязан принимать необходимые меры для предотвращения аварии.

Водитель отвечает за безопасность движения, за жизнь находящихся в троллейбусе пассажиров. Поэтому он должен принять все меры к предотвращению аварии и обеспечению безопасности пассажиров.
До ликвидации опасности водителю категорически запрещается оставлять троллейбус.
Только при своевременных и умелых действиях можно предотвратить аварию или уменьшить ее последствия и сохранить жизнь и здоровье пассажиров.

§ 343. В осенне-зимний период эксплуатации во избежание юза водитель обязан:
а)   особенно внимательно вести троллейбус с учетом возможности непредвиденных торможений в связи с внезапным появлением препятствий на пути следования троллейбуса;
б)   подъезжать к остановке выбегом, не допуская резкого торможения, могущего привести к возникновению юза с заносом троллейбуса, следствием которого могут явиться несчастные случаи с людьми;
в)  электрическое торможение осуществлять плавным движением педали контроллера;
г)   при торможении пневматическим тормозом производить подачу воздуха в тормозные камеры последовательными малыми порциями;
д)  при пользовании ручным тормозом производить натягивание рычага тормоза с постепенно нарастающим усилием.

В осенне-зимний период состояние дорожного покрытия обычно ухудшается, покрытие становится скользким: осенью — от падающих на пыльную дорогу дождевых осадков (при этом особенно опасны моросящие дожди, которые не смывают с полотна дороги накопившуюся на нем пыль, а превращают ее в грязную пленку, служащую своего рода «смазкой» дороги) и от опавших с деревьев гниющих листьев; ближе к зиме — от образующейся по утрам тонкой ледяной пленки и инея; зимой — от обледенения укатанного снежного покрова улиц и гололеда.
Во всех случаях резко снижается коэффициент сцепления шин с полотном дороги, затрудняются условия торможения возникает опасность юза, т. е. скольжения троллейбуса по дороге с невращающимися колесами, и бокового заноса троллейбуса.
При неблагоприятном состоянии дороги необходимо соблюдать особую осторожность при движении, увеличить интервал от впереди идущего транспорта с таким расчетом, чтобы можно было вовремя остановить троллейбус, не прибегая к резкому, а тем более к экстренному торможению.
Особую осторожность следует соблюдать при подъезде к остановочным пунктам, так как поперечный профиль дороги способствует заносу (соскальзыванию) троллейбуса в сторону тротуара. Поэтому при скользкой дороге к остановочным пунктам следует подъезжать на малой скорости, не применяя интенсивного торможения. При расположении остановочного указателя на опоре останавливать троллейбус следует, проехав опору на 1,5—2 м.
Если при торможении, особенно во время движения по кривой, задний мост троллейбуса начинает соскальзывать вбок — явление «бокового заноса», то для прекращения этого опасного движения необходимо отключить двигатель, отпустить тормоза и повернуть рулевое колесо в сторону заноса (задний мост скользит вправо — руль вправо) и только при прекращении бокового заноса плавно затормозить троллейбус.

§ 344. При возникновении в процессе торможения троллейбуса юза необходимо отпустить тормоз и затем снова начать плавно тормозить, повторяя торможение и оттормаживание до устранения юза или полной остановки троллейбуса.

При движении троллейбуса юзом резко увеличивается тормозной путь, так как силы трения, возникающие между колесом и дорогой, при скольжении колеса значительно меньше, чем при качении.
Поэтому для быстрейшей остановки троллейбуса необходимо перевести колеса из состояния скольжения в состояние качения. Это достигается быстрым и полным отпуском тормоза. Как только колеса начали вращаться, надо вновь начинать торможение, обеспечивая плавное нарастание тормозного усилия (см. § 343).
Если юз возникает снова, надо опять отпустить тормоза и затем вновь начинать тормозить, повторяя эти действия до ликвидации юза или до полной остановки троллейбуса.

§ 345. При работе на линии в условиях гололеда водитель должен учитывать увеличение тормозного пути троллейбуса.

Необходимо помнить, что при движении во время гололеда сцепление колес с дорожным покрытием резко падает и при интенсивном торможении легко возникает состояние юза и бокового заноса (см. § 343). Управление троллейбусом становится затруднительным, маневренность его ухудшается, тормозные пути увеличиваются.
Особая опасность бокового заноса возникает при подъезде к остановкам.
Водитель должен учитывать возникающие при движении во время гололеда трудности, двигаться с пониженной скоростью, избегать резких торможений и поворотов, внимательно следить за движением другого транспорта и пешеходов.

§ 346. О всяком происшествии и задержке движения, имевших место на линии, водитель троллейбуса должен немедленно известить дежурного диспетчера и линейного работника.

Для быстрейшей ликвидации последствий происшествий и задержек движения, а также для обеспечения максимальной безопасности пассажиров и пешеходов водитель должен сообщать диспетчеру, дежурному по станции или первому встреченному им линейному работнику обо всех происшествиях и задержках, как происшедших с его троллейбусом, так и замеченных им при следовании по трассе. Обязательно надо сообщать о всех замеченных неисправностях дорожного покрытия и контактной сети.

§ 347. Водителю запрещается передавать кому-либо управление троллейбусом, кроме лиц, точно указанных в должностной инструкции.

Во время движения водитель не имеет права передавать управление троллейбусом никому, кроме ревизора,  начальника маршрута и наставника-водителя при предъявлении ими прав на управление.

§ 348. Водитель, передающий троллейбус, обязан сообщить сменяющему его водителю сведения:
а)   о техническом состоянии троллейбуса и всех случаях неисправностей и повреждений, которые имели место в течение смены;
б)   о полученных им распоряжениях, в частности о режиме езды;
в)    о состоянии дороги и контактной сети.
§ 349. Водитель, принимающий троллейбус, обязан проверить передний ход, исправность тормозов, исправность цепей освещения и общее состояние троллейбуса, уделив особое внимание проверке состояния ходовых частей и токоприемников.

Перечисленное касается приемки троллейбуса во время смены. Приемку троллейбуса в депо водитель обязан производить согласно должностной инструкции.
При приемке троллейбуса во время смены на конечной станции надо узнать от сменяемого водителя о замеченных им неисправностях, проверить, записаны ли эти неисправности в книгу троллейбуса, и осмотреть его.
Если смена произошла не на конечном пункте, то окончательный осмотр троллейбуса для определения его технического состояния и исправности надо произвести по прибытии на конечный пункт.
Мелкие неисправности троллейбусов, обнаруженные при смене водителей, должны быть устранены сдающим и принимающим водителями.
Если неисправности силами водителей устранить нельзя, принимающий водитель должен сообщить об этом дежурному или начальнику конечной станции для принятия необходимых мер.

§ 350. Каждый водитель троллейбуса во время исполнения служебных обязанностей должен всегда иметь при себе удостоверение на право управления троллейбусом, выданное Госавтоинспекцией, книжку водителя или другое удостоверение, выдаваемое Управлением троллейбуса.

Водитель должен также иметь путевой лист, индивидуальный наряд и машинное расписание.

Порядок возвращения троллейбусов с линии в депо

§ 351. Получив отметку линейного ревизора движения или дежурного по станции об отправлении троллейбуса в депо, водитель на обратном рейсе должен вести троллейбус, исходя из условий нормального движения, соблюдая все обязательные остановки.

Окончив работу, водитель получает отметку в наряде о направлении троллейбуса в депо и отправляется в нулевой рейс.

§ 352. Перед въездом на территорию троллейбусного депо водитель обязан предварительно остановить троллейбус у входных ворот для удаления из него всех посторонних лиц.
§ 353. При производстве маневров водитель должен подавать предупредительные сигналы.
§ 354. При сдаче троллейбуса водитель должен сделать приемщику подвижного состава заявку о всех неисправностях троллейбуса и сделать запись о них в книге троллейбуса, если они не были записаны в течение смены.

Пояснения к § 352, 353 и 354.
Подъезжая к депо, водитель обязан: остановить троллейбус и высадить из него пассажиров, наблюдать за движением троллейбусов по соседним проводам, принимая меры для предупреждения столкновения троллейбусов, установить, в каком положении находятся ворота депо и закреплены ли они на крючки, следить и точно выполнять не только указания постоянных сигналов, но и сигналов, подаваемых как работниками депо, так и другими троллейбусными бригадами, подавать звуковой сигнал о следовании. Скорость движения троллейбуса на территории депо не должна превышать 5 км/ч.
При въезде в депо, убедившись, что ворота открыты и закреплены на крючки (при воротах с автоматическим приводом ворота на крючки не закрепляются), водитель должен, непрерывно подавать звуковой сигнал для предупреждения рабочих, находящихся на пути или в канаве.                                         
Поставив троллейбус на указанное место, водитель обязан выпустить воздух из резервуаров, выключить автомат, мотор-компрессор и освещение, затормозить троллейбус ручным тормозом и снять токоприемники с контактных проводов.

Скорость движения

§ 355. Максимальная скорость движения троллейбусов на перегонах в каждом городе устанавливается Управлением троллейбуса с учетом безопасности движения, в зависимости от местных условий.

§ 356. Скорость движения троллейбусов не должна превышать 20 км в час при:
а)   проезде мимо шествий, колонн воинских частей; а также мест скопления пешеходов;
б)    пересечении железнодорожных переездов;
в)    в зимний период на спусках, превышающих 0,03;
г)   проезде мимо стоящих трамвайных вагонов или объезде остановившихся в пути троллейбусов и автотранспорта;
д)   проезде мест, где на проезжей части улицы производятся какие-либо работы;
е)   движении во время гололеда на ровных участках улиц, покрытых ледяной коркой;
ж)    буксировке;
з) движении с неисправным стеклоочистителем в дождлйвук) или снежную погоду;
и)   плохой видимости лежащих впереди участков пути (при снежных метелях, буранах и т. п.);
к)   прохождении воздушных пересечений с трамвайными или другими троллейбусными контактными линиями;
л)  прохождении кривых малого радиуса, а также воздушных стрелок контактной сети.

§ 357. Скорость движения троллейбусов на спусках, превышающих 0,04 в весенне-летний и осенний периоды не должна превышать 15 км в час.
Примечание. На горных дорогах, проходящих вне черты города, в том числе и на затяжных спусках свыше 0,04 допускаемые скорости движения регламентируются особыми правилами или инструкциями, утверждаемыми отделами безопасности движения соответствующих исполкомов.

§ 358. Скорость движения троллейбусов не должна превышать 5 км в час при:
а)   осаживании назад;
б)   прохождении участков пути, залитых водой.
Примечание. Если дорога залита водой на высоту более 15 см, движение троллейбусов прекращается;
в)   движении в пределах территории депо;
г)   густом тумане и метели при видимости 30 м;
д)   движении троллейбуса с предельным отклонением штанг токоприемников от оси подвески контактных проводов троллейбусной линии.

Пояснения к § 355, 356, 357 и 358.
Движение транспорта, в особенности в крупных городах, весьма сложно в связи с частым проездом транспорта через перекрестки улиц и большим количеством пешеходов. Поэтому скорость движения всех видов городского транспорта ограничивается.
В каждом отдельном случае местными городскими и областными Советами устанавливаются максимально допустимые скорости движения отдельных видов городского транспорта. Величина их зависит от ряда факторов: от профиля и состояния пути, степени обзорности и видимости, интенсивности движения транспорта и пешеходов, действий других водителей, поведении окружающих лиц и конкретно сложившейся обстановки. Водитель обязан регулировать скорость так, чтобы она обеспечивала полную безопасность, а в случаях необходимости — и полную остановку троллейбуса.
Максимально допустимые скорости движения для различных видов транспорта в городе следующие: для легковых автомобилей 60 км/ч, для транспортных средств других видов 50 км/ч.
С такими скоростями водители могут ехать только, если путь свободен, знаки, ограничивающие скорость, отсутствуют и полностью обеспечена безопасность движения.
В местах, наиболее опасных для движения, предельные скорости движения всех видов транспорта не должны быть более 20 км/ч.
Скорость движения троллейбусов ограничивается в ряде случаев, указанных в § 356, 357, 358 ПТЭ.
Проезд перекрестков улиц в городах является сложным транспортным процессом, и от водителя требуются при этом наибольшее внимание и точное выполнение правил уличного движения.
Приближаясь к перекрестку, водитель обязан снизить скорость для того, чтобы своевременно остановить троллейбус при запрещении движения в нужном направлении.
Переезд перекрестков, где движение не регулируется, требует особого внимания и умения точно выполнять правила уличного движения. При этом водитель должен помнить, что на таких перекрестках опасность повышается и нормальный переезд их зависит исключительно от действия водителя.
С целью упорядочения движения и предупреждения аварий на нерегулируемых перекрестках установлена определенная очередность проезда транспорта в зависимости от значения улиц, дорожных условий и типов транспортных средств.
На нерегулируемых пересечениях водитель обязан пропустить транспортные средства, движущиеся по главной улице или дороге, а при равнозначных улицах —  транспорт, движущийся на подъем или под уклон.
На перекрестках равнозначных улиц (дорог) должна соблюдаться следующая очередность проезда:
а)   трамвай (независимо от направления движения);
б)  нерельсовые механические транспортные средства;
в)  прочие (немеханические) транспортные средства. При подъезде к перекрестку равнозначных улиц (дорог) транспортных средств одной группы (механические или немеханические) первым выезжает на перекресток тот, кто не имеет помехи справа.
При видимости менее 20 м любой перекресток, где движение не регулируется, поочередно проезжают только те, кто не имеет помехи оправа.
Движение нерельсового транспорта по полотну трамвайных путей допускается, если ширина проезжей части меньше габаритной ширины транспортного средства или занята неподвижным препятствием, а также для обгона.
Обгон запрещается на перекрестках и пешеходных переходах, у обозначенных трамвайных, троллейбусных и автобусных остановок, а также на железнодорожных переездах. Кроме этого, дополнительно запрещается обгон грузовым автомобилям при движении их в два ряда —  с выездом на полотно трамвайных путей.
При проезде трамвайных и троллейбусных остановок водителю нерельсового транспорта запрещается останавливаться с 6 до 24 ч на обозначенных остановках трамвая и троллейбуса и ближе чем на 20 м от них.

При наличии на остановочном пункте трамвайного поезда на улице с однорядным движением или наличии аншлага «Остановка обязательна» водитель нерельсового транспорта может начинать движение лишь после того, как трамвай двинется, а при продолжительной вынужденной остановке трамвая — после окончания выхода пассажиров.
Движение троллейбуса по залитым водой участкам дороги должно производиться с малой скоростью — не более 5 км/ч, так как при большей скорости движения разбрызгиваемая вода будет попадать на расположенное под кузовом электрооборудование — тяговый двигатель, пусковые сопротивления и пр., что вызовет резкое понижение величины сопротивления изоляции и появление значительных токов утечки, которые могут поразить пассажиров, а также вызвать загорание проводов и деревянных частей кузова.
При глубина воды более 15 см движение должно быть прекращено и въезд на такие участки дороги не допускается, так как вода, даже при неподвижном троллейбусе, может в этом случае проникнуть внутрь тягового двигателя и кроме указанного выше вывести его из строя.

§ 359. На опасных участках, где требуется ограничение скорости движения троллейбусов, должны быть постоянно установлены соответствующие знаки с указанием допускаемой скорости.

Сигнализация

§ 360. Сигналы служат для обеспечения безопасности движения. Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению. Работники городского электротранспорта должны немедленно выполнять требования сигнала всеми возможными средствами.

 § 361. Неправильные или непонятные показания сигналов, регулирующих движение, требуют остановки.

Сигнал

Требование сигнала

Кто подает сигнал

В каких случаях и для кого

Один короткий

1. Троллейбус отправляется

Водитель

а)  По окончании посадки и высадки пассажиров, для пешеходов
б)  При выезде из-за углов улиц
в)  При приближении к перекресткам
г)  При выезде из-под путепроводов
д)  При приближении к остановочным пунктам и в других местах, где можно ожидать внезапного появления на пути следования троллейбуса людей или автогужтранспорта, пересекающего путь
е)  Периодически во время сильного тумана, метели или дождя

2. Берегись троллейбуса

Один короткий

1. Можно отправлять троллейбус в движение

Кондуктор

а)  Для водителя после
окончания посадки и высадки               пассажиров
(дается на остановке)
б)  Для остановки троллейбуса «по требованию» (дается в пути следования)

2. Для остановки троллейбуса «по требованию»

Два коротких

Остановить троллейбус

Кондуктор

При нормальной остановке троллейбуса на перегоне, для водителя

Три и более коротких

Немедленно остановить троллейбус

Кондуктор

В экстренных случаях, угрожающих безопасности пассажиров, для водителя

§ 362. Сигналы, связанные с движением троллейбусов, разделяются на сигналы троллейбуса, путевые и сигналы регулирования уличного движения.

§ 363. К сигналам троллейбуса относятся:
а)     лобовые фонари троллейбуса;
б)     передние габаритные фонари;
в)     задние габаритные фонари;
г)     стоп-сигналы;
д)     звуковые сигналы, подаваемые кондуктором и водителем троллейбуса.

§ 364. Сигнализация пешеходам и водителям, за исключением городов, где подача звуковых сигналов запрещена, а также сигнализация между кондуктором и водителем осуществляются при помощи звуковых сигналов, приведенных в табл. 12.

§ 365. К путевым сигналам относятся:
а)   светофоры;
б)   сигнальные знаки красного, желтого и зеленого цветов;
в)  освещаемые или неосвещаемые аншлаги с соответствующими надписями на них для обозначения;

  1. ограничения скорости движения;
  2. месторасположения автоматических стрелок;
  3. мест выключения тока;
  4. мест выездов из зданий пожарных частей;
  5. участков пути с повышенной опасностью для движения (подъемы, спуски, крутые повороты и т. п.);

г)   остановочные указатели с номерами троллейбусных маршрутов;
д)   переносные сигнальные фонари;
е)   временные остановочные указатели, устанавливаемые в месте посадки и высадки пассажиров при временном переносе остановки троллейбуса.

Пояснения в § 360, 361, 362, 363, 364 и 365.
Сигналом называется условный знак, при помощи которого передается распоряжение, указание или извещение, обеспечивающее безопасность движения.
Показание каждого сигнала является приказом и подлежит беспрекословному выполнению.
Работники городского транспорта должны немедленно выполнять требования сигнала всеми возможными средствами.
В случае, если подаваемые сигналы неправильны или непонятны, троллейбус следует остановить.
Сигналы, связанные с движением троллейбусов и трамвайных поездов, разделяются на сигналы троллейбуса (поездные), путевые и сигналы регулирования уличного движения.
К сигналам троллейбуса кроме указанных в § 363 относятся также сигналы поворота.
Сигнализация пешеходам и водителям другого транспорта осуществляется подачей звуковых или световых сигналов.
Запрещение звуковой сигнализации относится лишь к нормальным условиям; в экстренных же случаях, для предупреждения аварии, столкновения или наезда на пешехода водитель обязан подать звуковой сигнал, если ранее подаваемые им другие сигналы (световые) или действия (торможение) не достигли цели.
Железнодорожные пересечения ограждаются специальными шлагбаумами, закрывающими к моменту прохода железнодорожного состава через пересечение проезжую часть улицы. На крыльях шлагбаума устанавливаются сигналы красного и зеленого цветов. Крылья шлагбаума устроены так, что в одном своем положении они закрывают путь для железнодорожного состава и в этом направлении показывают красный сигнал, а зеленый — по направлению движения троллейбуса. В поперечном положении, при повороте на 90° вокруг своей оси, шлагбаумы закрывают проезжую часть улицы и в этом положении показывают красный сигнал для троллейбуса, а зеленый — по направлению движения железнодорожного состава.
Для предупреждения столкновения троллейбусов с выезжающими из депо пожарными машинами устанавливаются особые (пожарные) сигналы.
Пожарный сигнал состоит из двух фонарей, устанавливаемых на опорах контактной сети или, при отсутствии опор, подвешиваемых на оттяжках контактного провода на расстоянии 30—40 м от выездных ворот пожарной части. Стекла в фонарях — красные с надписью «Стоп», а иногда и с изображением пожарной каски.
Фонари включаются рубильником, находящимся у дежурного по пожарной части, одновременно с подачей сигнала пожарной тревоги.
К путевым сигналам относятся и следующие сигналы, включаемые проходящим поездом: сигнал «Транспорт— стоп», сигнал «Берегись трамвая».
Указанные сигналы имеют в основном одинаковые устройства и общий принцип действия. Они представляют собой сигнальный фонарь, лампы которого соединены с добавочным проводом, подвешенным рядом с контактным проводом, или действуют по релейной схеме.
Токоприемник при проходе под добавочным проводом соединяет его своей обоймой с контактным проводом, что вызывает включение ламп сигнала.
Сигнал «Транспорт — стоп!» устанавливается на пересечениях таких улиц, которые троллейбус проходит без остановки и уменьшения скорости. Действие сигнала прекращается, когда троллейбус въезжает на перекресток.
Для сигнала «Транспорт — стоп!» добавочный провод или блок-контакты релейной схемы устанавливают с обеих сторон перекрестка.
Сигнал «Транспорт — стоп!» представляет собой небольшой светофор с красными стеклами в сторону автотранспорта и зелеными в сторону движения троллейбуса.
Путевые постоянные знаки устанавливаются для ориентировки водителя при выполнении заданных скоростных режимов движения троллейбуса на перегоне,

Таким знаком является знак, определяющий место выключения тока или начало движения троллейбуса выбегом.
Этот знак наносят краской на опоры контактной сети или подвешивают в виде металлических аншлагов на тросе контактного провода.