Содержание материала

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
ГЛАВА I

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

§ 231. Электрические путевые сигнальные устройства служат для обеспечения безопасности движения троллейбуса, а также для оповещения водителей другого городского транспорта и пешеходов о приближении троллейбусов на пересечениях и в местах, прилегающих к троллейбусной трассе.

Назначение указанных сигналов и правила пользования ими подробно изложены в «Техническом справочнике по городскому электротранспорту», т. I, в «Правилах движения по улицам и дорогам Союза ССР», а также в ТУ на применение светофорной сигнализации, дорожных знаков и указателей на улицах и дорогах.

§ 232. По способу включения освещения электрические путевые сигналы подразделяются на:
а)    автоматические;
б)    управляемые;
в)    освещаемые только в темное время суток.

По способу включения освещения автоматические путевые сигналы являются самыми прогрессивными. К ним относятся светофоры, шлагбаумы и другие сигналы.
Автоматические путевые сигналы . работают от специального источника тока или от контактного провода без вмешательства обслуживающего персонала.
Управляемые путевые сигналы управляются специальным лицом.
Ряд сигналов — «Подъем», «Уклон» и др. — освещается только в темное время суток.

§ 233. Электрические сигналы должны обеспечивать ясную видимость на расстоянии 100 м, а надписей на сигналах — на расстоянии не менее 15 м.
§ 234. В качестве сигнальных устройств разрешается применять:
а)   одноочковые светофоры с красной линзой;
б)   двухочковые светофоры с красной и зеленой линзами;

в)  трехочковые светофоры с красной, желтой и зеленой линзами;
г)   сигнальные указатели, освещаемые, с буквенным, цифровым или смешанным текстом;
д)   аншлаги и указатели, неосвещаемые, с буквенным, цифровым или смешанным текстом.

§ 235. Сигнальные устройства могут устанавливаться в зависимости от их назначения — на опорах, зданиях, специальных колонках и проволочных или тросовых поперечинах контактной сети,
Способ крепления сигнальных устройств не должен нарушать прочности несущих конструкций и сооружений.
При установке на опорах, зданиях и колонках сигнальные устройства должны размещаться на высоте не менее 2,5 м.

Устройства сигнализации по возможности должны устанавливаться не на деревянных стенах, столбах и заборах, а на металлических или железобетонных опорах и стенах кирпичных зданий. Устройства сигнализации не должны мешать движению транспорта и пешеходов. Их следует располагать на высоте, исключающей возможность прикосновения к токоведущим частям. Все токоведущие части, расположенные на высоте, доступной для пешеходов, должны быть закрыты и заперты.
Расстановка сигнальных знаков и указателей производится в соответствии с «Техническими условиями на сигнальные знаки и указатели», разработанными АКХ и утвержденными МКХ РСФСР в 1954 г., а также в соответствии с ТУ на размещение и оборудование остановочных пунктов городского пассажирского транспорта (Стройиздат, 1965).

§ 236. Отрицательная цепь сигнальных устройств, питающихся постоянным током от контактной сети троллейбуса, должна присоединяться к отрицательному проводу контактной сети троллейбуса.

§ 237. Монтаж и оборудование электрических сигнальных устройств должны соответствовать действующим правилам устройства электроустановок и нормам.

ГЛАВА II

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

§ 238. Автоматическая сигнализация срабатывает от проходящего троллейбуса, независимо от действий водителя.

Автоматическая сигнализация, работающая от токоприемника троллейбуса, носит главным образом предупредительный характер.
Сигнализация оборудуется одноочковым (красным) или двухочковым (красно-зеленым) светофором, устанавливаемым в воротах или проезде, на поперечине или кронштейне, в месте, хорошо видимом водителем,

На контактных проводах одного или двух направлений движения устанавливаются сигнальные контакты. Входные сигнальные контакты располагаются на расстоянии 40—90 м от ограждаемого проезда, а выходные контакты — напротив этого проезда.
На рис. 80 показано расположение оборудования сигнализации, действующей для двух направлений движения троллейбуса у выезда из переулка.

Рис. 80. Расположение устройства сигнализации, действующей для двух направлений движения у выезда из переулка

Если на подходах к сигнализации с обоих направлений троллейбусов нет, в светофоре включен зеленый свет. При проходе троллейбусом входных сигнальных контактов срабатывает сигнальное реле и сигналы светофора переключаются на красный свет. При проходе троллейбусом выходных воздушных контактов в светофоре восстанавливается зеленый сигнал.
Электрическая схема в этом случае имеет автоматическую блокировку, не позволяющую сигнализации переключаться на зеленый сигнал до тех пор, шока на ограждаемом участке имеется хотя бы один троллейбус. Питание схемы осуществляется от контактной сети напряжением 600 в.
Автоматическая предупредительная сигнализация устраивается также при левом повороте движения. Она предназначена для ограждения от столкновения с параллельно идущим транспортом.
Кроме того, автоматическая предупредительная сигнализация устраивается в местах выезда троллейбуса на улицу с интенсивным движением автотранспорта. При выезде троллейбуса с левым поворотом на улицу, где движется автотранспорт, возникает опасность столкновения. Для предупреждения столкновения на обоих пересекающихся направлениях устанавливаются двухочковые светофоры, которые автоматически включаются от токоприемника троллейбуса независимо от действий водителя.

§ 239. В приборах автоматической сигнализации в качестве контактных устройств, устанавливаемых на контактном проводе для получения импульса тока, разрешается применять контактные салазки шунтового типа с полозками из стальной семафорной оцинкованной проволоки диаметром 5 мм.

Автоматическая вызывная сигнализация предусматривает питание светофоров от сети переменного тока напряжением 127—220 в. Напряжение 600 в используется только для подачи импульсов тока от воздушных контактов к сигнальным реле. Для получения указанных импульсов тока разрешается применять контактносигнальные провода из стальной семафорной проволоки диаметром 5 мм.
Пересечение троллейбусом трасс с интенсивным движением автотранспорта требует применения надежно действующей светофорной сигнализации. При отсутствии троллейбуса на подходах к пересечению нет надобности задерживать движение транспорта основного направления. Для этой цели оборудуется специальная схема, позволяющая включать цикл изменения сигналов трехочкового светофора автоматической сигнализации только при подходе троллейбуса к пересечению. Такая сигнализация называется вызывной.

§ 240. Расстояние между входными и выходными сигнальными контактными салазками определяется временем, необходимым для освещения сигнала, и может колебаться от 40 до 120 м.
Примечание. В отдельных случаях по требованию ревизора по безопасности движения расстояние от выходных контактных салазок может быть снижено до 20 м.

Протяженность ограждаемого участка между входными и выходными воздушными контактами колеблется в пределах от 40 до 120 м, что определяется скоростью проходящих троллейбусов и профилем пути.
Схема сигналов «Берегись троллейбуса» устанавливается в местах опасных переходов с закрытой или ограниченной видимостью, на выходах с бульваров и в других местах, где пешеходные переходы находятся в непосредственной близости от пересекающих их линий троллейбуса.
Требования ревизора по безопасности движения относятся к особо опасным местам.

ГЛАВА III УПРАВЛЯЕМАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

§ 241. Управление сигнализацией должно осуществляться со специально оборудованного поста. Управлять сигнализацией разрешается только вполне подготовленным лицам, имеющим соответствующие удостоверения, выданные специальной комиссией.

Сигналы и сигнальные устройства предназначаются прежде всего для обеспечения безопасности движения троллейбусов и пешеходов, а поскольку действие управляемой сигнализации зависит от степени подготовленности лица, обеспечивающего правильность управления ею, то необходима строгая проверка его знаний специальной эмиссией с выдачей ему соответствующего удостоверения.

§ 242. Расположение поста управления должно обеспечивать хорошую видимость обслуживаемого участка и безопасность работы лица, управляющего сигнализацией.

§ 243. Пульт, приборы и внутренняя коммутация поста управления сигнализацией должны быть защищены от попадания влаги и от механических повреждений. Помещение должно быть утеплено и в холодное время года отапливаться.

Следует добавить, что токоведущие части пульта управления должны быть защищены от прикосновения.

§ 244. Пульт управления сигнализацией должен иметь табло, повторяющее показания сигналов. Пользование пультом управления при неисправности повторительных сигналов запрещается.

Здесь имеются в виду сигналы, дублирующие сигналы светофоров.

§ 245. При установке на одном узле троллейбусной линии нескольких сигналов схема их включения должна обеспечивать автоматическую блокировку, не допускающую движения троллейбусов во враждебных направлениях.

§ 246. На пересечениях троллейбусных линий с железнодорожными путями в одном уровне переездная сигнализация оборудуется и обслуживается в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР.

Согласно § 273 ПТЭ троллейбусов пересечения троллейбусных линий с главными железнодорожными путями не допускаются. Пересечения в одном уровне допускаются в исключительных случаях и только с второстепенными железнодорожными путями. В этом случае предусматривается переездная сигнализация.
Железнодорожные пересечения в одном уровне с троллейбусной линией оборудуются управляемой электрической сигнализацией, работа которой дополняется шлагбаумами.
Если пути троллейбуса пересекаются в одном уровне с магистральными железнодорожными путями, сигнализация и шлагбаумы железнодорожного переезда регулируют только движение троллейбуса. Управление светофорами и шлагбаумами производится сигналистом с железнодорожного сигнального поста. Когда железнодорожных составов нет, в светофорах включены зеленые огни и шлагбаум поднят. При подходе железнодорожных поездов к переезду на расстояние 1 км шлагбаум закрывается, включаются красные огни и звонок громкого боя. После пропуска железнодорожного состава и при отсутствии других поездов на подходах к железнодорожному переезду по нему вновь открывается движение троллейбуса.
Переезды на магистральных путях оборудуются радиоусилительной установкой и динамиками Р-10. При приближении железнодорожного состава наряду с управлением светофорами и шлагбаумами сигналист объявляет по радио «Поезд следует от ... (указывается наименование станции), переезд закрыт!».


Рис. 81. Расположение устройств сигнализации для железнодорожных переездов

В случаях, когда направление движения троллейбуса пересекается в одном уровне с железнодорожными путями заводских или складских веток местного значения, движение железнодорожных составов по переезду разрешается со скоростью не свыше 5 км/ч. В этом случае сигнализация оборудуется как для троллейбуса, так и для железнодорожного транспорта.
Шлагбаумы, как правило, устанавливаются для перекрытия движения троллейбуса. Со специально установленного поста управления сигнализацией руководит железнодорожный сигналист. Пост оборудуется пультом управления, на котором дублируются сигналы светофоров.
Посты управления сигнализацией на железнодорожных переездах имеют телефонную связь для сообщения сигналисту о приближающемся поезде.
На рис. 81 показано расположение оборудования сигнализацией для железнодорожного переезда. Движение железнодорожных поездов перекрыто.

ГЛАВА IV

СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОСИГНАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

§ 247. Для обеспечения бесперебойной работы электросигнальных  устройств последние должны регулярно осматриваться и подвергаться профилактическому и капитальному ремонтам в сроки, установленные эксплуатационными инструкциями.

§ 248. Объем и характеристика профилактического и капитального ремонтов электросигнальных устройств определяются специальной инструкцией, составленной в соответствии с ПТЭ и утверждаемой руководством предприятия.
§ 249. Всякая неисправность однопутных ограждающих сигнальных устройств должна немедленно устраняться.

§ 250. Лицам, не связанным с эксплуатацией электросигнальных устройств, запрещается производить какие-либо работы на этих устройствах без предварительного согласования их с соответствующей службой.

Краткая характеристика ремонтов оборудования и сетей светосигнальных устройств

  1. Виды ремонтов и осмотров:
  2. Капитальный ремонт.
  3. Профилактический ремонт.
  4. Профилактический осмотр.
  5. Периодичность ремонтов и осмотров (табл.10):
  6. Капитальный ремонт светосигнальных устройств.

1. Однопутная сигнализация. Проверка сечения проводов воздушной сети. Норма: по тросам 4 мм2, на перекидках 6 мм2.

  1. Сигнализация отправления троллейбусов. Проверка сечения проводов воздушной сети. Норма: по тросам 4 мм2, на перекидках 6 мм2.
  2. Предупредительные сигналы. Проверка сечения проводов на воздушной сети. Норма: по тросам 2,5— 4 мм2; в пролетах до 25 м — 4 мм2; свыше 25 м — 6 мм2.
  3. Остановочные указатели. Проверка сечения проводов на воздушной сети. Норма: по тросам 2,5 мм2, на перекидках до 25 м — 4 мм2, свыше 25 м — 6 мм2.
  4. Профилактический ремонт светосигнальных устройств:
  5. Однопутная сигнализация. Проверка технического состояния контактно-сигнального провода. Норма: отсутствие прогаров глубиной свыше 2 мм, замена провода с поврежденной оплеткой.
  6. Сигналы отправления троллейбусов. То же, что и для однопутной сигнализации.
  7. Предупредительные сигналы. То же, что для однопутной сигнализации.
  8. Остановочные указатели. Проверка технического состояния установочной арматуры.

Таблица 10