Содержание материала

ГЛАВА II
СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ КОНТАКТНОЙ СЕТИ
§ 165. Нормальная работа контактной сети троллейбуса должна обеспечиваться систематическим осмотром и ремонтом всех частей и деталей сети. Осмотр и ремонт следует производить в сроки, устанавливаемые эксплуатационными инструкциями.

Для обеспечения надежной и бесперебойной работы контактной сети должны быть организованы соответствующий надзор и обслуживание ее, при которых могут быть своевременно устранены все обнаруженные неисправности и предупреждена авария или другое серьезное повреждение сети.
Кроме того, необходимо своевременно обновлять и совершенствовать все устройства контактной сети, применяя более совершенные конструкции и новую технику для ее ремонта (рис. 64).
Вся контактная сеть делится на участки или районы в зависимости от масштаба хозяйства, к которым прикрепляют рабочие бригады по обслуживанию и ремонту. В крупных троллейбусных предприятиях контактная сеть разбивается на районы, обслуживающие 150— 200 км контактного провода. Районы, в свою очередь, делятся на участки, обслуживаемые прикрепленными к ним мастерами и бригадами электромонтеров.
Все техническое обслуживание и ремонт контактной сети должны выполняться по приведенной в пояснении к § 167 системе ремонтов с соответствующими характеристиками работы.

Рис. 64. Машина для холодной сварки контактных проводов

§ 166. Основные сооружения и оборудование сети должны иметь технические паспорта, в которые следует заносить основные данные, дату вступления в эксплуатацию и сведения о ремонтах.

Технические паспорта на основные сооружения и оборудование контактной сети служат технической документацией для инженерно-технического персонала, занятого эксплуатацией контактной сети.
Технические паспорта составляются в момент вступления сооружения или оборудования в эксплуатацию, в них заносятся данные о произведенных ремонтах и всех конструктивных изменениях, вносимых в действующие элементы контактной сети. По данным технических паспортов можно судить о качестве той или иной конструкции контактной сети и вносить соответствующие улучшения и усовершенствования, дающие в эксплуатации технико-экономические преимущества.

§ 167. Работы, относящиеся к контактной сети, разделяются на следующие:
а)    капитальный ремонт;
б)   планово-предупредительный или средний ремонт;
в)   профилактический ремонт.

В соответствии с циркулярным письмом УГЭТ МКХ РСФСР от 15 апреля 1963 г. № 22-1-5, с 1 мая 1963 г. введена система осмотров и ремонтов контактных сетей трамвая и троллейбуса. Периодичность осмотров и ремонтов контактных сетей приведена в табл. 5.

Таблица 5


№ осмотра и ремонта

Наименование осмотра и ремонта

Сроки осмотра и ремонта

0

Контрольный осмотр

Один раз в 15 дней

1

Профилактический ремонт

Один раз в месяц

2

Профилактический »

Один раз в два месяца

3

Средний                        »

Один раз в два года

4

Капитальный                 »

Один раз в восемь лет

Примечания: 1. Изменение по сравнению с указанными сроков осмотров и ремонтов контактных сетей троллейбусов устанавливается специальным приказом по предприятию.

  1. Периодичность осмотров и ремонтов, указанная выше, предусматривается для контактных сетей троллейбуса, оборудованных медным контактным проводом.
  2. Системой осмотров и ремонтов не регламентируются заявочные и случайные ремонты, которые должны учитываться особо.


Рис. 65. Чередование ремонтов контактных сетей троллейбуса

Чередование ремонтов видно из схемы (рис. 65). Количество ремонтов за цикл:

  1. контрольный осмотр № 0—96;
  2. профилактический ремонт № 1—48;
  3. профилактический ремонт № 2—44;
  4. средний ремонт № 3—3;
  5. капитальный ремонт № 4—1.

Характеристика осмотров и ремонтов контактных сетей троллейбуса.

Контрольный осмотр №0 производится один раз в 15 дней с целью контроля за состоянием оборудования и качеством выполненных ремонтов. Контрольные осмотры осуществляются мастером или начальником района (службы) контактной сети. Сеть осматривается с земли, а при необходимости — и с автовышки.
Во время осмотра обращается внимание на состояние опор: правильность их загрузки, отсутствие недопустимых прогибов и наклона за счет смещения фундамента, изгиба опор, выявляется наличие в железобетонных опорах трещин, осматриваются концевые крепления на опорах и стенах зданий, тросовая система, контактный провод, спецчасти с целью обнаружения заметных изменений.
Замеченные неисправности сети устраняются при очередном ремонте, или, при необходимости, принимаются немедленные меры к их устранению.
Профилактический ремонт № 1 производится один раз в месяц.
Основная задача ремонта заключается в выявлении и устранении дефектов, износов и повреждений спецчастей, ведущих к нарушению бесперебойного движения.
Профилактическому ремонту № 1 подвергаются следующие спецчасти:
а)   пересечения троллейбусных проводов;
б)   пересечения трамвайных проводов с троллейбусными проводами;
в)   автоматические стрелки троллейбуса;
г)   сходные стрелки троллейбуса;
д)   разводные устройства контактной сети на мостах;
е)   секционные изоляторы;
ж)   сеть под путепроводами;
з)    линейные рубильники.
В объем ремонта входят как сами спецчасти, так и пролеты провода, непосредственно прилегающие к ним, включая ближайшую к спецчасти точку подвески.
Профилактический ремонт № 2 производится один раз в два месяца. Основная задача ремонта заключается в поддержании контактной сети троллейбуса в состоянии, обеспечивающем бесперебойное движение, и устранении дефектов.
В результате произведенного ремонта № 2 должны быть устранены все дефекты регулировки, выходящие за пределы эксплуатационных норм; все выявленные дефекты провода, троса, арматуры и прочего оборудования на сети.
При производстве профилактического ремонта № 2 выполняется весь комплекс работ ремонта № 1 (профилактический ремонт спецчастей).
Средний ремонт № 3 производится один раз в два года. Основная задача ремонта заключается в ревизии состояния оборудования, регулировке его с обязательной заменой деталей, подверженных ускоренному износу или имеющих ответственное назначение. При производстве ремонта №3 сеть подвергается полной регулировке как по высоте подвески, так и по положению проводов в плане. Арматура и спецчасти подвергаются тщательной очистке и окраске. Вся сеть должна быть приведена в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации.
В процессе ремонта выполняются все работы, предусмотренные характеристиками ремонтов № 1 и 2.
Капитальный ремонт № 4 производится один раз в восемь лет. Основная задача ремонта заключается в восстановлении и обновлении оборудования сети вместе со всей подвесной, изоляционной и натяжной арматурой, в улучшении подвески сети в соответствии с принятыми к внедрению в эксплуатацию усовершенствованиями, приведении сети в состояние, отвечающее всем требованиям устройства и правилами технической эксплуатации.
Капитальный ремонт № 4 может производиться:

  1. в порядке полного переоборудования сети с изменением системы подвески, узлов и деталей подвески;
  2. в порядке полной, в зависимости от состояния, замены оборудования без изменения основных параметров подвески.

Переоборудование участка сети в порядке ремонта № 4 производится по утвержденному в установленном порядке проекту и выполняется в полном соответствии с действующими нормами на строительство новых линий.
Капитальный ремонт № 4 без изменения основных параметров подвески производится в основном в соответствии с характеристикой ремонта № 3 в увеличенном объеме.
При этом производится выборочная или сплошная замена, в зависимости от состояния, элементов оборудования контактной сети.

§ 168. Места, где производится ремонт контактной сети, должны быть ограждены, в соответствии с требованиями правил техники безопасности.
§ 169. При необходимости производства на контактной сети ремонтных работ, требующих закрытия движения, сроки перерыва движения должны быть предварительно согласованы со службой движения.

Настоящее требование выдвигается для того, чтобы, руководствуясь знанием сроков перерыва движения троллейбусов на участке, где производится ремонт контактной сети, служба движения могла использовать имеющиеся средства поддержания нормального движения и обслуживания данного участка. Если же такого согласования не будет, при задержке ремонтных работ и закрытом движении на этом участке могут возникнуть затруднения в перевозке пассажиров, особенно в часы «пик».

§ 170. Сезонная регулировка контактной сети должна производиться в зависимости от изменений температуры наружного воздуха, но не реже двух раз в год.

Так как согласно § 151 ПТЭ величина натяжения контактного провода определена из условий прочности в пределах до 13 кГ/мм; то при изменяющихся температурах зимой и летом необходимо в течение года производить не менее двух раз регулировку натяжения в проводах.
Для поддержания натяжения в указанных пределах применяется сезонное регулирование натяжения провода — автоматическое полное и частичное регулирование компенсационными устройствами.
В последнее время получили распространение автоматические самозагружающиеся подвески с частичной компенсацией. К таким подвескам относятся маятниковые подвески.
В Москве смонтирован и успешно работают линии с автоматическим регулированием натяжения контактных проводов при помощи грузов (рис. 66).
При выполнении работы по сезонной регулировке изменение натяжения троллейбусного провода выполняется добавлением или удалением отрезка провода, для чего в середине регулируемого участка провод берется на блоки и разрезается. Если вблизи находится стыковое соединение, то резку не производят, а используют этот стык.


Рис. 67. Шунтовой динамометр для измерения натяжения контактных проводов

Натяжение провода при регулировке проверяется динамометрическим прибором МЭИ (рис. 67). Принцип действия прибора основан на том, что при измерении силы натяжения провода Т на небольшом участке длиной 21 создается местный прогиб f под действием вертикально приложенной силы S, по величине которой и устанавливается усилие Т. Для этого прибор 1 на крюках 2 и 4 завешивается на контактный провод 5. При помощи рукоятки 6 нажимной стержень 7 выдвигается вверх по резьбе нажимной шайбы 8, и контактный провод прогибается. Возникающая при этом вертикальная сила S уравновешивается измерительной пружиной 9 динамометра, получившей при этом осадку Δα=(А — постоянная пружины). Выдвижение нажимного стержня производится до тех пор, пока контактный провод не дойдет до скобы 2. В этом случае пружиной 9 будет уравновешиваться сила S, соответствующая натяжению провода Т при заданном прогибе. Равномерная шкала динамометрического прибора отградуирована непосредственно в килограммах натяжения контактного провода.
Минимальное число сезонных регулировок в год — две: осенняя — расслабление и весенняя — подтягивание. В городах, где разница в температурах между летними и зимними сезонами достигает большой величины, делается большее число регулировок (в Москве — 4).
Во время сезонной регулировки проводу дается натяжение, которое при дальнейшей работе в течение сезона будет изменяться в соответствии с изменением температуры так, чтобы величина натяжения не выходила за установленные нормы.
Натяжение, которое нужно дать проводу, при регулировке определяется по монтажным кривым или таблицам.
В табл. 6 приведено натяжение провода при сезонной регулировке, в зависимости от температуры, для простой подвески с пролетами между опорами 30 м.

§ 171. При аварийном ремонте допускаются следующие меры временного характера:
а)   двойной пролет;
б)  сращивание оборванного контактного провода в любом
месте;
в) сращивание витых тросов поддерживающей системы путем временной скрутки;
г)    оставление на блоках оборванных поперечин.

Меры временного характера при аварийном ремонте допускаются для того, чтобы сохранить непрерывность движения троллейбусов на линиях. Однако при первой же возможности все повреждения должны быть исправлены так, чтобы линии отвечали нормальным условиям эксплуатации контактной сети.

§ 172. Места пересечений контактных проводов троллейбуса с электрическими линиями других ведомств и с линиями связи должны быть оборудованы в точном соответствии с действующими стандартами, правилами и нормами.

Пересечения троллейбусных контактных проводов с линиями связи должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 67—67 «Пересечения линий связи и радиофикации контактных сетей наземного электротранспорта».
Точное соответствие действующим стандартам, правилам и нормам устройств мест пересечений троллейбусных проводов с линиями связи и другими электрическими линиями требуется в целях обеспечения взаимной защиты пересекающихся проводов и линий от перенапряжения при обрыве провода и касания его проводом другой линии.

§ 173. Подвеска оборудования посторонних организаций на поперечинах и опорах контактной сети может производиться только с разрешения Управления троллейбуса и в точном соответствии со специальными техническими условиями.
Запрещается подвеска каких-либо электрических линий на опорах, несущих на себе питающие, усиливающие и отсасывающие провода.

Оборудование посторонних организаций, не имеющее отношения к работе контактной сети, вызывает затруднения для обслуживания ее в эксплуатации. Подвеска каких-либо электрических линий на опорах с питающими, обратными или усиливающими проводами запрещается, так как наличие посторонних проводов, не связанных с электроснабжением троллейбусных линий, может вызывать нарушение питания контактной сети.

§ 174. Запрещается соединение отрицательных проводов троллейбуса через специальные электрические цепи (освещение, сигнализация, блокировка и т. п.) с проводами трамвая.

Запрещение введено с целью избежать попадания положительного напряжения +600 в в отрицательный провод троллейбуса, когда будет отсоединен обратный кабель троллейбуса или каким-либо другим способом разорвана цепь, соединяющая отрицательный провод с обратным кабелем.

§ 175. Для предупреждения водителей троллейбуса о наличии впереди проезжающего участка пути секционного изолятора в соответствующих местах трассы должны быть вывешены специальные сигналы установленного образца.

Согласно инструкции водитель при проезде секционного изолятора обязан вести троллейбус при выключенных тяговых двигателях для уменьшения дуги на секционном изоляторе, а также для того, чтобы не допустить возникновения перенапряжения на токоприемниках троллейбуса.
При наличии соответствующего сигнала на контактной сети перед подходом к секционному изолятору водителю легко отключить тяговые двигатели и проехать изолятор выбегом. Без такого предупредительного сигнала водитель не будет знать о необходимости выключения контроллера перед проходом под секционным изолятором.

§ 176. Наблюдение и ответственность за состояние контактной сети в местах крепления устройств посторонних организаций лежит на персонале, обслуживающем контактную сеть.