Содержание материала

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
ГЛАВА I
РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

§ 256. Основой организации движения троллейбусов является расписание движения, объединяющее работу всех подразделений троллейбуса.
Расписание движения троллейбусов утверждается соответствующим Управлением.
Движение троллейбусов строго по расписанию обеспечивается четкой организацией работы службы движения и всех ее подразделений, а также исправным содержанием троллейбусов, тяговых подстанций, контактной и кабельной сетей, дорог и других сооружений, связанных с движением троллейбусов.

Расписание движения представляет собой план движения на линии в строго определенное время c определенными интервалами между троллейбусами.
Движение троллейбусов считается правильным, если они проходят остановочные пункты своего маршрута точно по составленному расписанию.
Расписание движения дает возможность пассажирам экономить время на ожидание троллейбуса и на поездку к месту назначения.
Движение троллейбусов по расписанию зависит от того, насколько оно правильно составлено, от умелого вождения троллейбуса водителем, от четкой организации службы движения и исправного содержания всех обустройств, и в первую очередь — троллейбусов.

§ 257. Расписание движения троллейбусов должно обеспечивать:
а)   выполнение плана перевозки пассажиров;
б)    регулярность движения троллейбусов на маршруте;
в)    безопасность движения;
г)   максимальную скорость движения, допускаемую на маршрутах;
д)   наиболее эффективное использование троллейбусов;
е)   удобную перевозку пассажиров;
ж)    согласованность работы всех маршрутов с другими видами транспорта.

Выполнение плана перевозки пассажиров тесно связано с выполнением расписания движения троллейбусов, так как расписание составляется в зависимости от скапливания пассажиров в определенное время в соответствующих пунктах.
В случае невыполнения расписания пассажиры вынуждены пользоваться другими видами транспорта или идти пешком, что отражается на выполнении плана перевозки пассажиров.
Основным расписанием движения троллейбусов является маршрутное расписание. Необходимым условием правильного обслуживания (пассажиров на маршруте является регулярное движение троллейбусов, т. е соблюдение между ними во время движения равных интервалов. Другими словами, троллейбусы должны курсировать с определенной частотой движения.
Если все водители, работающие на маршруте, будут вести свои троллейбусы точно по расписанию, то движение будет регулярным, так как при составлении расписания предусмотрено, чтобы троллейбусы шли с равными интервалами.
При регулярном движении троллейбусов происходит более равномерное заполнение их, создается больше удобств для перевозки пассажиров, уменьшаются простои на остановках, увеличивается скорость сообщения, повышается эксплуатационная скорость, обеспечивается безопасность движения.
Троллейбус, идущий с увеличенным интервалом, чрезмерно переполняется, водителю становится труднее работать, и при этом создаются условия, способствующие увеличению числа несчастных случаев.
Расписанием обеспечивается допускаемая максимальная скорость на маршруте, так как учитываются рельеф местности, интенсивность движения на улицах, пассажиропотоки, конструктивные скорости и скорости сообщения, допускаемые данным типом троллейбуса. При этом обеспечивается наиболее эффективное использование троллейбусов.
При составлении расписания должна быть обеспечена согласованность работы троллейбусов всех маршрутов с другими видами транспорта, в противном случае не будут созданы условия для хорошего обслуживания населения и выполнения плана перевозок пассажиров.
§ 258. Расписание движения троллейбусов составляется как в целом на маршрут, так и на каждый троллейбус в отдельности.
Расписанием устанавливается время выхода троллейбусов из депо и маршрут их следования, время прохождения через контрольные пункты, прибытие и отправление с конечных станций и возвращение в депо, время смены бригад и перерыва для приема пищи.

Расписание движения для троллейбусных маршрутов составляется согласно наряду машин 'в соответствии с установленными скоростями движения на основе действующей маршрутной системы.
Расписание составляется для каждого отдельного маршрута.
В расписании указывается:
а)  время отправления с конечных пунктов в каждый рейс каждого маршрута за весь период движения троллейбуса на линии;
б)  время начала и окончания работы бригады или водителя при бескондукторном обслуживании;
в)  время пробега за рейс и время стоянки на конечном пункте;
г)  количество машин, установленное для данного маршрута и интервалы времени, с какими эти троллейбусы движутся на данном маршруте.
Расписание для каждого отдельного троллейбуса составляется по данным маршрутного расписания и служит для непосредственного руководства при работе на линии.
Это расписание отличается от маршрутного тем, что в нем показано не только время прохождения промежуточных станций, время прибытия и отправления троллейбуса с конечных станций, но также время прохождения троллейбусом промежуточных контрольных пунктов, которое определяется путем расчетов норм времени пробега между контрольными пунктами.
Для оперативного руководства выпуском машин из депо и их движением на линии служат следующие основные документы: наряд подвижного состава и маршрутное расписание, на основе которых составляются производные документы (расписание деповское, расписание станционное, расписание машинное для каждого троллейбуса).

Наряд подвижного состава — первичный документ, служащий основой для составления маршрутного расписания. Он включает в себя следующие данные: колич ество троллейбусов, необходимое для обслуживания каждого маршрута с разбивкой по сменности (три, две, одна смена); распределение троллейбусов между депо (если их два или несколько); продолжительность оборотного рейса (тура) в зависимости от времени суток.
Маршрутное расписание составляется в разных троллейбусных предприятиях по различным формам, но сущность его во всех случаях сохраняется. В нем указаны время выхода каждой единицы (троллейбуса) данного маршрута из депо и моменты оборота троллейбуса на конечных пунктах. Каждый троллейбус маршрута имеет свою горизонтальную строку, а в вертикальных столбцах фиксируется время прохода конечных пунктов.
Часть маршрутного расписания и наряд подвижного состава приведены ниже.
Кроме того, в верхней части маршрутного расписания помещается сводная таблица, в которой указано по каждому депо, сколько требуется всего троллейбусов с разбивкой по сменам, сколько нужно выделить водителей и кондукторов, сколько должно быть выработано машино-часов и машино-километров и другие суммарные показатели.
На основе маршрутного расписания составляются для разных целей производные документы (перечисленные выше).
Станционные расписания составляются на основе маршрутного расписания для конечных и промежуточных станций. В расписании для конечной станции указывается время прибытия на конечный пункт, время отправления с конечного пункта и продолжительность стоянки в расписании для промежуточной станции фиксируется только время прохождения через данный пункт.
Станционные расписания являются основными оперативными документами для дежурных конечных и промежуточных станций1.
Водитель троллейбуса руководствуется троллейбусным расписанием, находящимся в кабине водителя и представляющим собой выборку из маршрутного расписания, в котором указано для каждого рейса время прохода конечных и промежуточных контрольных пунктов.

§ 259. Расписание движения составляется на основе результатов обследования пассажирских потоков по часам дня, отдельным дням недели, временам года и по протяжению маршрута.

МАРШРУТНОЕ РАСПИСАНИЕ (ЧАСТЬ)
Расписание движения троллейбусов маршрута

НАРЯД НА ВЫПУСК ТРОЛЛЕЙБУСОВ ИЗ ДЕПО НА РАБОЧИЕ, ВЫХОДНЫЕ И ПРЕДВЫХОДНЫЕ ДНИ

РАСПИСАНИЕ ДЛЯ КОНЕЧНОЙ СТАНЦИИ (примерная форма)

РАСПИСАНИЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

Размеры и направления пассажиропотоков периодически проверяются путем обследования пассажирских перевозок и статистических обработок результатов обследований. Периодические обследования, как правило, производятся комплексно, одновременно на всех видах городского пассажирского транспорта.
Материалы обследования содержат данные о направлении и мощности пассажиропотоков, распределении потоков по участкам транспортной сети, о пассажирообороте остановочных пунктов, изменении пассажиропотоков по времени — сезонам года, дням недели и часам суток, а также данные по средней длине поездки пассажиров.
Обследования могут носить периодический характер (одновременное обследование всех видов городского общественного транспорта) и систематический — повседневный характер (обследование работы отдельных маршрутов различных видов транспорта или обследование отдельных участков транспортной сети всех видов городского общественного транспорта).
Систематические обследования работы отдельных маршрутов (транспортных узлов) должны производиться по заранее составленному на год плану, который по мере надобности может корректироваться. Обследования пассажиропотоков могут быть подразделены на два вида:

  1. обследования, несвязанные с существующей маршрутной схемой городского транспорта, — анкетный метод;
  2. натурные наблюдения за фактическими пассажирскими перевозками по действующим маршрутам:

а) талонный метод;
б) по проданным билетам;
в) наблюдателями, находящимися на транспорте, иногда с использованием кондукторов в качестве наблюдателей;
г) с использованием наблюдателей в определенных пунктах маршрутной сети (глазомерный способ). По продолжительности периодические обследования могут производиться в течение одного или трех дней: в предвыходной, выходной и обычный рабочий день недели.
Систематические (повседневные) обследования работы отдельных маршрутов и отдельных участков транспортной сети могут производиться как в течение полного дня, так и в отдельные, наиболее загруженные часы суток.
Обследования пассажиропотоков в троллейбусных предприятиях принято производить следующими методами.
Анкетный метод состоит в непосредственном опросе населения о характере и направлениях регулярных поездок. Данные заполненных населением специальных анкет позволяют судить о видах используемых транспортных средств, о начальных и конечных пунктах и времени следования пассажиров. Однако эти данные не отражают фактических размеров перевозок. Поэтому анкетный метод предназначен для решения больших принципиальных вопросов, касающихся реконструкции существующих или проектирования новых транспортных сетей. Этот метод очень трудоемок и сложен в обработке. Для оперативных целей транспортных предприятий этот метод не может быть рекомендован.
Талонное обследование пассажиропотоков, получившее широкое применение, осуществляется путем выдачи пассажирам при посадке специальных билетов (талонов) с условным обозначением пункта посадки. Талоны отбираются при выходе пассажиров. При проведении наблюдений в каждом троллейбусе находятся два специальных наблюдателя, которые располагаются у входной и выходной двери. Талонное обследование позволяет выявить мощность пассажиропотока, длину поездки пассажиров и пассажирооборот остановочных пунктов. Однако талонный метод не дает ответа на вопрос о пересадочных пассажирах и не учитывает пассажиров, оставшихся на остановке. Поэтому этот метод не позволяет решить полностью все задачи транспортного и планировочного характера.
По своей трудоемкости и стоимости талонный метод занимает второе место после анкетного. Обработка материалов достаточно трудоемка и продолжается не менее 2—3 месяцев, поэтому не все транспортные предприятия в состоянии систематически им пользоваться.
Метод определения пассажиропотоков по проданным билетам позволяет получить только частичные сведения о числе перевезенных пассажиров по маршрутам. Пользуясь этим методом, можно проследить лишь изменение числа пассажиров, приобретавших у кондуктора билеты, по часам суток, дням недели и т. д., что только до некоторой степени позволяет судить о характере колебаний пассажиропотоков. Пассажиры, имеющие служебные удостоверения и месячные проездные билеты, при этом обследовании не могут быть учтены.
Метод определения пассажиропотоков с помощью кондукторов основан на наблюдениях, организованных в подвижном составе. Недостаток этого метода — его неточность вследствие занятости кондуктора своими основными обязанностями.
Глазомерное обследование пассажиропотоков производится путем приблизительного подсчета и записи количества пассажиров, находящихся в подвижном составе на отдельных наиболее характерных участках транспортной сети. Запись может производиться наблюдателями, находящимися как внутри, так и вне подвижного состава.
Глазомерное обследование является важным оперативным 'методом, наиболее простым, доступным и относительно дешевым. Однако при этом методе не представляется возможности получить полные данные о направлении пассажиропотоков и длине поездки пассажиров. Эти данные также невозможно получить при обследованиях пассажиропотоков методам проданных билетов.
Как видно из краткого описания различных методов обследования пассажиропотоков, ни один из них не является всеобъемлющим, дающим все данные, необходимые для правильной организации движения городского транспорта. Однако каждый из них может быть применен в зависимости от целей и задач, которые поставлены перед обследованием.

§ 260. Для составления расписания движения разрабатывается наряд троллейбусов.

Подробно о наряде см. § 258. Однако необходимо добавить следующее.
Наряд определяет количество троллейбусов, назначаемых на линию, и их распределение по маршрутам, депо, периодам дня, а также основные показатели работы троллейбусного предприятия: продолжительность работы машин, эксплуатационную скорость и др.
Нарядом определяется количество машинных бригад, необходимое на каждый день для обслуживания троллейбусов, и количество подлежащих выполнению машино-километров. Таким образом, наряд троллейбусов есть один из основных документов, который на известный отрезок времени определяет и регулирует работу предприятия. Ведущим документом для предприятия, как было сказано выше, является основное маршрутное расписание движения.
В соответствии с установленными колебаниями пассажиропотоков подвижной состав в наряде должен быть правильно распределен по маршрутам и часам дня. При этом в первую очередь учитываются интересы пассажиров.
В правильно составленном наряде количество троллейбусов, находящихся на линии, должно изменяться, как правило, не менее четырех раз в течение дня:

  1. утренний максимум (обычно 100% троллейбусов на линии);
  2. день (количество троллейбусов на линии уменьшается);
  3. вечерний максимум (обычно 100% троллейбусов на линии);
  4. поздний вечер и ночь (количество троллейбусов на линии уменьшается).

Подготовительные работы по составлению наряда троллейбусов сводятся к следующим основным операциям:
а) для каждого маршрута в отдельности статистическим путем устанавливается количество пассажиров, проезжающих в каждый час по всему маршруту (наблюдательным пунктам);
б) по этим данным определяются периоды дня с более или менее одинаковым наполнением троллейбусов.
Затем подсчитывают среднеарифметическое количество пассажиров для каждого маршрута за каждый период дня в отдельности. Примерная разбивка дня на периоды показана в табл. 11.

§ 261. Наряд троллейбусов является документом, регламентирующим выпуск троллейбусов на линию и распределение их по маршрутам, он составляется службой движения и утверждается Управлением троллейбуса.
§ 262. Наряд троллейбусов составляется с таким расчетом, чтобы количество троллейбусов на маршрутах соответствовало пассажирским потокам.

При распределении троллейбусов по маршрутам и по часам дня необходимо для каждого маршрута выделить число троллейбусов, соответствующее количеству пассажиров.

§ 263. Наряд троллейбусов должен включать:
а)   для каждого маршрута в отдельности — распределение троллейбусов по: депо, типам, сменности (трехсменные, двухсменные, односменные, работающие с перерывом, и т. д.);
б)   среднюю за день и по периодам дня продолжительность рейса, эксплуатационную скорость, интервал, а также частоту движения троллейбусов по каждому маршруту.

Пояснения к § 261, 262 и 263.
После выявления необходимого количества троллейбусов для каждого отдельного маршрута и всех маршрутов в целом необходимо решить вопрос о порядке обслуживания маршрутов  по депо. Подвижной состав нужно распределить между депо в соответствии с количеством троллейбусов, выпускаемых каждым из них.
Наряд выпуска, как правило, состоит из следующих групп по сменности:
трехсменные — выпускаемые на линию с начала движения (примерно в 5 ч 30 мин или 6 ч 30 мин) и возвращающиеся в депо после прекращения движения на линии (примерно в 1 ч 30 мин — 2 ч 30 мин ночи). Во время дневного спада пассажирской нагрузки часть троллейбусов может быть отправлена в депо для осмотра (примерно в периоде от 12 до 16 ч). 

В этом случае троллейбусы обычно называются трехсменными с перерывом. При необходимости длительность этого перерыва (2 ч) может быть использована для обеда и отдыха бригад внутри первой смены, что позволяет наилучшим образом загрузить рабочий день бригад в пределах установленных норм продолжительности смены;
двухсменные — выпускаемые на линию также с начала движения и работающие примерно до 20—22 ч. Во время дневного спада нагрузки часть троллейбусов может отправляться в депо для осмотра аналогично трехсменным с перерывом (примерно в периоде от 9 ч 30 мин — 10 ч до 12 ч — 12 ч 30 мин).
Эти троллейбусы обычно называют двухсменными с перерывом;
односменные добавочные, которые в зависимости от начала их работы и длительности могут быть трех видов: добавочные на вечер, добавочные на утро, добавочные с разрывом (утро и вечер).
При составлении нарядов учитывается следующее: на всех маршрутах должно быть обеспечено минимальное количество троллейбусов, работающих до конца движения, определяемое максимально допустимым интервалом для данного маршрута;
на маршрутах с высоким и продолжительным утренним максимумом на линии в это время должно быть 100% троллейбусов;
маршруты, имеющие невысокий и непродолжительный утренний максимум при значительном превышении вечернего максимума должны иметь добавочные троллейбусы на вечер;
во время перерыва между часами максимума часть троллейбусов, в зависимости от размеров пассажирской нагрузки и требований обеспечения проведения контрольно-профилактического осмотра подвижного состава, должна отправляться в депо, с последующим выпуском на линию после окончания осмотра.
Количество троллейбусов между часами максимума на каждом маршруте должно определяться отдельно и увязываться с принятой системой осмотра троллейбусов в депо.
В каждом разработанном наряде должно быть указано: количество подвижного состава на каждом маршруте и распределение их по депо, распределение троллейбусов по типам.
Кроме того, в наряде должны быть обозначены: конечные пункты маршрутов, протяжение маршрутов, время на пробег одного рейса, интервал на маршруте, эксплуатационная скорость по каждому маршруту.

Путем изменения интервала можно усилить частоту движения поездов на каком-нибудь участке маршрута.
Интервал и частота движения определяются по формулам :

§ 264. Наряд троллейбусов пересматривается не чаще одного раза в месяц.

Как правило, пересмотр наряда связан с изменением и направлением пассажирских потоков, а это, в свою очередь, связано с изменением маршрутной схемы и распределением троллейбусов по маршрутам.

§ 265. Установление, изменение и развитие маршрутной схемы производятся в соответствии с объемом и направлением пассажирских потоков и утверждается горисполкомом. Всякое изменение в маршрутной схеме должно быть заблаговременно доведено до сведения населения.

Зависимость количества троллейбусов на маршруте от объема перевозок выражается формулой
*
где N— количество троллейбусов, работающих на маршруте;
А — количество перевозимых пассажиров;
I — средняя длина поездки в км;
υэ — эксплуатационная скорость движения троллейбусов к км/ч;
h — наполнение троллейбусов;
* Т — время, в течение которого должна быть выполнена перевозка пассажиров, в ч.
Изменение маршрутной схемы доводится до сведения населения оповещением через местную газету и вывешиванием объявлений на остановочных пунктах.