Содержание материала

С целью оценки стойкости рельсового смазочного материала в зависимости от числа пропущенных по криволинейному участку осей проведены ускоренные полигонные испытания в кривой радиусом 300 м. Опытный поезд составлялся из четырехосных грузовых вагонов, загруженных песком до предельно допускаемой осевой нагрузки 235 кН. Тележки вагонов были различных состояний, в том числе с предельными отклонениями по состоянию колес и их положений в раме. Длина опытного поезда не превышала длины контрольной кривой. В каждом опыте использовались новые вагоны, чтобы не происходило насыщение поверхностей контакта колес смазочным материалом. Скорости движения поезда охватывали диапазон непогашенных ускорений (-0,3...+0,7) м/с2. Смазочный материал на боковую грань рельса наносился штатным рельсосмазывателем только в пределах контрольной кривой, сопредельные участки рельсов не смазывались. Каждый последующий опыт начинался при полном отсутствии смазочного материала на рельсе. При испытаниях регистрировались скорость движения поезда, продольные силы в хвостовиках автосцепок, коэффициенты трения на боковой грани наружного рельса.
Для измерения использовался разработанный прибор «Трибометр», представляющий собой ручную рельсовую тележку (рис. 12.12), на которой смонтирована измерительная система, включающая мерительную головку 2, механизм ее привода к рельсу и отвода от него, тензометрический элемент, блок преобразования электрических сигналов в считываемую информацию или передачи ее на ПЭВМ. Мерительная головка включает в себя гильзу с патроном для крепления индентора 3, в качестве которого используется шарик, и градуированный упругий элемент, прижимающий индентор к рельсу. Подбором характеристик упругого элемента и размеров индентора имитируется контактное давление гребня колеса на боковую грань рельса.
Трибометр
Рис. 12.12. Трибометр:
1 - тележка; 2 - мерительная головка; 3 - механизм привода к рельсу и отвода от него; 4 - индентор

Мерительная головка смонтирована на тележке таким образом, что имеет одну степень свободы и под действием изменяющейся силы трения в контакте индентора 3 с рельсом совершает изгибные колебания относительно некоторого положения равновесия, определяемого средним значением силы трения на исследуемой боковой грани рельса (рис. 12.13). Мерительная головка имеет возможность регулироваться по высоте и ориентироваться строго перпендикулярно к боковой грани в зависимости от формы износа рельса. Коэффициенты трения определялись до начала опытов на несмазанных рельсах, а после лубрикации систематически после каждого прохода опытного поезда.
Результаты ускоренных полигонных испытаний образцов смазок представлены на рис. 12.14. Все испытанные образцы смазок после высыхания на рельсе и прохода первых двух - трех поездов имеют практически одинаковые триботехнические показатели (табл. 12.1): коэффициенты трения на боковой грани смазанного рельса не более 0,06...0,08.  

Рис. 12.13. Осциллограммы, полученные при измерениях коэффициентов трения f на боковых поверхностях головок сухого и смазанного рельсов

12.1. Триботехнические показатели испытанных в полевых условиях смазок


Состав смазки

Работоспособность смазки (количество прошедших осей до достижения коэффициента трения 0,2.. .0,25)

РС-6 «ВУ» на бензине

2500..

3000

РС-6 «В» на бензине

1700..

2100

РС-6 «В» на дизельном топливе

1300..

1500

РС-6 «В» на водной основе

1000..

1200

РС-6 «В» на уайт-спирите

600 ..

700

С увеличением числа проходов поездов коэффициент трения возрастает с различной интенсивностью для каждого типа смазки. В опытах установлено, что пределом работоспособности рельсового смазочного материала, нанесенного на боковую грань рельса, можно считать достижение коэффициентом трения значения f=0,2...0,25, так как после этого в области контакта начинает появляться металлическая пыль, а затем и «стружка», снимаемая с рельса.
Контрольные испытания смазочного материала в реальных условиях эксплуатации полигона Бекасово - Сухиничи Московской железной дороги показали, что ресурс смазки РС-6 «ВУ» составил около 9000 осей подвижного состава, а смазки РС-6 «В» около 7000.

Рис. 12.14. Результаты ускоренных полигонных испытаний образцов рельсовых смазок в кривом участке пути радиусом 300 м:
а - РС-6 «В» на бензине; б - РС-6 на воде; в - РС-6 «ВУ» на бензине; г - РС-6 «В» на уайт-спирите;
д - РС-6 на дизельном топливе