Содержание материала

Наибольшее распространение получил буксовый узел с поводками, расположенными на разных уровнях и установленными по схеме параллелограмма, что позволяет обеспечить практически прямолинейное перемещение колесной пары относительно рамы тележки в вертикальном направлении на расстояние ±20 мм. По такой схеме выполнены буксы электровозов ВЛ60, ВЛ80к и ВЛ10.
Корпус буксы электровоза ВЛ60 имеет боковые приливы с клиновидными пазами для крепления поводков, расположенных в разных по высоте уровнях (рис. 9.6). 
Букса колесной пары электровоза ВЛ60
Рис. 9.6. Букса колесной пары электровоза ВЛ60
В резинометаллическом блоке поводка используется морозостойкая резина толщиной 15 мм, привулканизированная к втулке и валику. Поводки обеспечивают жесткость связи буксы с рамой тележки в продольном направлении 1680, в поперечном 785 и в вертикальном 45,6 кН/м. Клиновидные части валиков поводков крепятся в пазах приливов с помощью болтов, которые затягиваются силой 350 Н на плече 450 мм.
В буксах применяют цилиндрические подшипники 152536Л и 42836Л с коническими скосами, а также 42536ЛМ и 52535ЛМ. Внутренние кольца подшипников насаживают на шейку оси с натягом 0,04...0,06 мм при нагреве их до температуры 120 °C. Радиальный зазор в подшипнике 0,11...0,175 мм. Вертикальная нагрузка на буксу передается от листовых рессор буксового подвешивания на проушины, расположенные в нижней части корпуса.
Бесчелюстные поводковые буксы устанавливают также на моторные вагоны электропоезда ЭР22. Поводки для передачи продольных сил расположены на разных уровнях. Кроме приливов для крепления поводков корпус содержит кронштейны на разных уровнях для передачи на буксу вертикальных сил. В корпусе установлены подшипники 3Н232726Л1 и 3Н42726Л. Аналогичное конструктивное исполнение имеет буксовый узел тепловоза 2ТЭ116. Поводки для передачи продольных сил изготовляют из стали 40 с последующей термической обработкой. Затяжку болтов, крепящих валики поводков, производят силой 250 ... 300 Н на плече 600 ... 700 мм.
Для колесных пар тепловозов ТЭП60 также применяют поводковые буксы. Поводки, связывающие буксу с рамой тележки, разнесены по вертикали на 550 мм. В корпусе буксы, отлитой из стали 25ЛП, размещены два роликовых подшипника и один шариковый для восприятия осевых нагрузок. Разница в радиальных зазорах роликовых подшипников не превышает 0,03 мм. Радиальный зазор в подшипнике должен составлять 0,13 ... 0,195 мм. Внутренние кольца подшипников насаживают на шейку оси с натягом 0,035 ... 0,055 мм. Вертикальная нагрузка на корпус буксы передается через буксовые балансиры на проушины, распложенные в нижней части корпуса.