В процессе эксплуатации поверхности катания колес и их гребни изнашиваются. Линейный износ колеса по кругу катания — уменьшение его радиуса в процессе изнашивания называется прокатом. Для локомотивных колес он не должен превышать 7 мм, для колес мотор-вагонного подвижного состава — 8 мм и колес локомотивов и вагонов, включенных в поезда, движущиеся со скоростью 120 ... 140 км/ч, — 5 мм [47, 50, 55]. Износ гребня не должен превышать 8 мм. Для колес локомотивов он измеряется на расстоянии 20 мм от вершины гребня, а для мотор-вагонного подвижного состава — на расстоянии 18 мм. По достижении предельного значения проката или износа гребня колесо подвергается переточке для восстановления профиля поверхности катания. Колесо может перетачиваться до тех пор, пока толщина обода или бандажа не достигнет минимально допускаемого значения. Для цельнокатаных колес прицепных вагонов толщина обода должна быть не менее 25 мм, минимальные толщины бандажей следующие: 30 мм для прицепных вагонов, 35 мм для моторных вагонов электропоездов и тепловозов, 45 мм для электровозов. С уменьшением толщины бандажа ослабляется его посадка на колесном центре, что может привести к его провороту.
Исследована геометрия профилей поверхностей катания колес тепловозов [99]. Снято свыше 480 профилограмм с колес тепловозов ТЭ3 и некоторого числа колес тепловозов ТЭ109, 2ТЭ10Л и ТЭ114, которые эксплуатировались на участках с удельной протяженностью кривых 25 %.
Измерения проводились по 15 сечениям. Износ по кругу катания z10 описан зависимостью
(10.6) где х - пробег колесной пары, км; Α1, А2 м коэффициенты; рекомендуется принимать Α1= 3,5759, А2= 0,1841.
Бандажи первой и четвертой колесных пар трехосных тележек изнашиваются более интенсивно, для них рекомендуются коэффициенты Α1=4,6272, А2=0,3985, а для остальных колесных пар Α1=3,0828, А2=0,41.
Вероятность появления бандажей с соответствующим прокатом приведена в табл. 10.5.
10.5. Вероятность появления бандажей с величиной проката z10
Прокат, мм | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Число бандажей | 22 | 146 | 81 | 73 | 62 | 73 | 23 |
Вероятность | 0,046 | 0,304 | 0,17 | 0,15 | 0,13 | 0,15 | 0,046 |
10.6. Значения коэффициентов Bi
z10, мм | B1 | B2 | В3 | B4 | B5 |
1 | 6,649 | -125,31 | -2,633 | -0,0511 | 0,00111 |
2 | 210,6 | -4054,0 | - 85,997 | -0,06814 | 0,00054 |
3 | -91,55 | 1388,5 | 28,7 | -0,09918 | 0,00132 |
4 | -3,604 | 45,273 | 0,916 | -0,08051 | 0,00143 |
5 | -2,718 | 32,075 | 0,646 | -0,07599 | 0,00144 |
Аппроксимировать изношенный профиль бандажа одной монотонной функцией с удовлетворительной точностью не удалось. Для сечений 1-10 наилучшее приближение дает функция
(10.7а)
а для сечений 10-15
(10.76)
Значения коэффициентов Д приведены в табл. 10.6.