Содержание материала

Буксовый узел электровоза ЧС-2 выполнен с использованием поступательной пары с цилиндрическими направляющими (рис. 9.4). Шпинтоны 2 запрессованы в цилиндрические посадочные места литого основания 10 и крепятся гайками 11. Рабочая цилиндрическая поверхность шпинтона свободно с небольшим зазором входит в бронзовый стакан 72, являющийся одновременно скользящей втулкой и резервуаром жидкого смазочного материала для трущейся пары. Стакан связан с приливом буксы с помощью цилиндрического резинометаллического блока 3.  

Букса электровоза
Рис. 9.4. Букса электровоза ЧС-2:
1 - корпус буксы; 2 - шпинтон; 3 - резинометаллический блок; 4, 8- крышки; 5 — наружное кольцо подшипника; 6 - ролик; 7 — внутреннее кольцо подшипника; 9 - дополнительная крышка; 10 — основание; 11 — гайка; 12 - бронзовый стакан

Типовая букса грузового вагона также является челюстной (рис. 9.3) [39]. Корпус буксы может изготовляться из стали или алюминиевого сплава. Стальной корпус представляет собой отливку из стали марок 20ФЛ или 20ГЛ. Для соединения буксы с боковой рамой тележки по бокам корпуса выполнены приливы 7, а в его верхней части ребра 8 для 400 мм. Вертикальная нагрузка на буксу передается от листовой рессоры буксового подвешивания через валик на проушины, выполненные в нижней части корпуса.
На электровозе ЧС-7 также применен буксовый узел с несоосными цилиндрическими направляющими [54]. В этом узле крылья буксы служат не только для установки резинометаллических втулок для передачи горизонтальных сил, но и для опирания пружин буксового подвешивания. По конструкции пара трения мало отличается от пары трения буксы электровоза ЧС-2. Применение в буксовом узле цилиндрических направляющих позволяет изолировать пару с поверхностным трением от внешней среды и обеспечить подачу на нее жидкого смазочного материала. Технологическая простота обработки цилиндрических поверхностей пары трения позволяет обеспечить скользящую посадку шпинтона и стакана.
Для пассажирских вагонов и прицепных тележек электропоездов ЭР22 также применяются бесчелюстные буксовые узлы (рис. 9.5). 
Буксовое подвешивание прицепных вагонов
Рис. 9.5. Буксовое подвешивание прицепных вагонов электропоезда ЭР22:
1 - боковина рамы тележки; 2 — шпинтон; 3,4 — наружная и внутренняя пружины;
5 - стальное кольцо; 6 — резиновый амортизатор; 7 — крыло корпуса буксы; 8 — тарельчатая пружина; 9 — коническое кольцо; 10 — сухарь; 11 — втулка шпинтона
Корпус буксы имеет цилиндрическую часть со стенкой переменной толщины: 18 мм в верхней части вертикального осевого сечения, 9 мм в нижней и 20 мм в горизонтальном осевом сечении. С корпусом как одно целое, в нижней его части отлиты кронштейны, на которые передаются вертикальные силы через пружины буксового подвешивания. Кронштейны усилены верхними и нижними вертикальными ребрами, связывающими их с цилиндрической частью корпуса. Продольные перемещения буксы ограничены шпинтонами, отлитыми из стали 25ЛП. В буксовом узле установлен фрикционный гаситель колебаний. Он состоит из конических колец 9 и сухарей 10. Они изготовлены из стали 45 и подвергнуты закалке с отпуском до твердости 45HRC. Из такой же стали изготовлена втулка 11.