Содержание материала

Камышловская дистанция пути расположена на главном направлении, связывающем Урал и Сибирь.
Коллектив дистанции, осуществляя решения XXIV съезда КПСС, активно включился в социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий четвертого, определяющего года девятой пятилетки и взял на себя почетное обязательство обеспечить грузам пятилетки «зеленую улицу» на высоких скоростях.
На дистанции решена основная задача текущего содержания пути — обеспечено бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями. Работая в условиях непрерывного роста грузонапряженности, интенсивности и скоростей движения, коллектив Камышловской дистанции пути в течение пяти лет содержит путь только в отличном состоянии, не допускает брака в поездной и маневровой работе и длительных предупреждений о снижении скоростей движения поездов. Этих успехов коллектив добился благодаря систематическому анализу состояния пути и инженерных сооружений, четкой системы планирования работ текущего содержания и организации контроля за состоянием пути.
На дистанции большое внимание уделяют организации текущего содержания пути с применением прогрессивной технологии, позволяющей высокоэффективно использовать имеющиеся средства механизации. Для этого перестроили организационную структуру дистанции по форме № 3.
После перестройки дистанция подразделяется на 10 околотков с 51 рабочим отделением. На каждом околотке имеется укрупненная механизированная бригада и на каждом рабочем отделении—малая отделенческая бригада. Кроме того, на дистанции созданы специализированные бригады по содержанию искусственных сооружений, земляного полотна и рельсовых цепей.
Работы на околотках организуются в соответствии с планом, который разрабатывается и утверждается руководством дистанции.

Годовые планы работ по текущему содержанию пути составляют по каждому километру, каждому сооружению и стрелочному переводу на основании комиссионного сплошного осеннего осмотра, проводимого под руководством начальника дистанции пути и его заместителей, и корректируют по результатам весеннего осмотра. Перечень работ по текущему содержанию на каждом километре подразделяют на предупредительные и неотложные. К предупредительным работам относят: регулировку зазоров, одиночную смену шпал, выправку профиля подбивкой шпал, рихтовку прямых и кривых участков по точному способу, заправку балластной призмы и очистку полосы отвода.
Планово-предупредительные работы выполняются укрупненными механизированными бригадами в составе 10—18 чел. При недостаточном составе укрупненная бригада вливается в состав рабочего отделения и производит работы под руководством местного бригадира пути.
Неотложные работы планируются полумесячным графиком на основании данных осмотров пути, проводимых дорожным мастером совместно с бригадиром пути, и выполняются малыми отделенческими бригадами.
Все плановые задания, предусмотренные околотку на год, заносят в специальный бланк, в котором отражается годовой план работ и его выполнение по месяцам, план работ и его выполнение по километрам главного пути и по станциям; план смены и ремонта шпал по километрам главного пути и по станционным путям; нормы расхода материалов и рабочей силы. На этом же бланке дана схема структуры околотка.
Отличительным моментом в организационной работе дистанции является расширение прав и обязанностей дорожного мастера. Ему предоставлено больше самостоятельности в руководстве околотком. Кроме производственных вопросов, дорожный мастер занимается улучшением жилищных и бытовых условий личного состава околотка, организует труд и быт на околотке.
На дистанции успешно внедряется разработанная система контроля, при которой работа каждого околотка и рабочего отделения ежемесячно проверяется руководящими работниками дистанции (ПЧ, зам. ПЧ, ПЧГ, ПДС) по графику, утвержденному начальником дистанции. Графиком предусмотрено обязательное участие командного состава в комиссионных месячных осмотрах станционных путей и стрелочных переводов, в сплошных осмотрах рельсов и в осмотрах состояния рельсовых цепей. Руководители дистанции, находясь на околотке, решают все производственные, хозяйственные, бытовые и другие вопросы, которые не в состоянии решить самостоятельно дорожные мастера.
Особое внимание на дистанции уделяется созданию равноупругости рельсового основания. Каждый километр пути через три-четыре года при ремонтах и текущем содержании подвергается сплошным выправочный работам подбивкой шпал электрошпалоподбойками  или шпалоподбивочной машиной.
Весь комплекс профилактических работ на километрах главного пути выполняется бригадой в составе 10 чел. — четырьмя электрошпалоподбойками в течение девяти дней, а бригадой из 18 чел. — восемью электрошпалоподбойками за 5 дней.
Технологический процесс производства профилактических работ по текущему содержанию пути бригадой из 18 чел. показан на рис. 1. Состав и средние объемы работ и затраты труда на 1 км приведены в таблице.

Большое внимание на дистанции уделяется оздоровлению земляного полотна. Работы по содержанию земляного полотна выполняют отделенческие бригады и планируются в полумесячном графике.
Капитальные работы по земляному полотну выполняет специализированная бригада в составе 6—8 чел., во главе с мостовым мастером и неосвобожденным бригадиром. Этой бригадой выполнены большие работы по оздоровлению основной площадки земляного полотна. За восьмую пятилетку и три года девятой пятилетки уложено 199 теплоизолирующих асбестовых подушек протяженностью 4150 пог. м. Стоимость 1 пог. м врезной подушки составила 27,6 руб., а 1 пог. м накладной подушки 15,4 руб. Срок окупаемости затрат 4,15 года.
Работы по устройству теплоизолирующих асбестовых подушек выполняются в «окно» продолжительностью 3 ч 30 мин и заключаются в удалении пучинистого грунта и замене его асбестовым балластом. Для работ по выгрузке грунта и завалке траншей балластом используют грейферный кран ПК-6. Работу выполняет под руководством старшего дорожного мастера бригада из 14 чел., в число которых входят: 1 машинист передвижной электростанции, 2 чел. — бригада крана, 8 монтеров пути и 3 сигналиста. При одном кране в течение «окна» устраивают от 8 до 12 пог. м подушки.
В период подготовительных работ уточняют границы горбов пучины, расчетом определяют глубину и длину заложения подушки, рассчитывают и подбирают рельсовые рубки, складируют необходимое количество новых шпал.
Основные .работы в «окно» выполняются в следующем порядке (рис. 2).
Сформированный рабочий поезд по схеме: локомотив, кран, полувагон с балластом или локомотив, два грейферных крана и два полувагона с балластом отправляют со станции до места производства работ. Потребное время 15—25 мин. По прибытии на место работ краны приводят в рабочее состояние.
Бригада в составе 8 монтеров пути (для каждого крана) расшивает рельсо-шпальную решетку на одном звене, убирает рельсы, снимает шпалы на длине устройства подушки и укладывает рельсовые рубки на оставшиеся шпалы. Потребное время 10 мин.


Рис. 1. Технологический процесс производства профилактических работ по текущему содержанию пути бригадой из 18 чел.


Рис. 2. График производства основных работ по устройству врезной асбестовой подушки в «окно» продолжительностью 3 ч 30 мин (при одном грейферном кране)

В случае предоставления двух грейферных кранов подушки укладывают в непосредственной близости друг от друга.
После приведения крана в рабочее состояние в течение 1 ч 20 мин удаляют грунт в пределах длины горба и на отводах с учетом глубины заложения подушки ниже постели шпал на 1,5 м. Пучинистый грунт (глину, суглинок и др.) отбрасывают краном за пределы земляного полотна и в дальнейшем разравнивают бульдозером.
После удаления пучинистого грунта до проектных отметок краном в течение 40 мин заполняют траншею асбестовым балластом, при этом вначале укладывают старый балласт на низ траншеи, затем разворотом крана на 180° выгружают новый балласт из полувагона и планируют его.
На подготовленную балластную подушку в течение 40 мин укладывают рельсо-шпальную решетку, выправляют план и профиль пути и обкатывают его хозяйственным поездом.
Балласт из последних двух люков полувагона выгружают через люки и используют для выправки пути в процессе обкатки его поездами.
После открытия перегона по месту, где уложена подушка, скорость движения поездов ограничивают. Первый поезд пропускают со скоростью 15 км/ч, два-три последующих — со скоростью 25 км/ч.
После пропуска указанных поездов проверяют состояние пути и производят сплошную его выправку подбивкой шпал электрошпалоподбойками, после чего скорость повышают до 40 км/ч.
На следующий день вновь производят сплошную выправку пути подбивкой шпал электрошпалоподбойками, выполняют отделочные работы и по окончании работ восстанавливают уставов ленную скорость движения.
Большие работы проведены по замене деревянных лотков, переустройству подкюветных дренажей, установке железобетонных лотков, ремонту водоотводных сооружений.
Механизации работ придается особое значение. Широкое применение машин и механизмов на работах капитального характера и при текущем содержании за последние годы значительно повысило уровень механизации, который в 1973 г. достиг на текущем содержании 35%, на подъемочном ремонте — 56,5%, на среднем — 59%.

Рис. 3. Механизированная база для погрузки, выгрузки и комплектации материалов верхнего строения пути на станции Талица

Из общего объема наиболее трудоемких работ при текущем содержании пути по дистанции в 1973 г. механизированным способом выполнено: на подбивке шпал (ЭШП) —70%; разгонке и регулировке зазоров — 90%; рихтовке пути (гидравлическими рихтовщиками) —33%; на погрузке и выгрузке материалов — 75%.
На каждом околотке имеется автомашина и на каждых двух околотках — трактор с самосвальной тележкой. Дорожный мастер сам руководит работой автотранспорта в соответствии с планом работ.
Для стоянки автотранспорта на каждом околотке построены гаражи. Наличие транспортных средств сделало механизированные бригады мобильными. Теперь монтеров пути, механизмы и материалы доставляют к местам производства работ автотранспортом, что сократило до 30% непроизводительные потери рабочего времени. Для эффективного использования автотранспорта на большинстве околотков параллельно железнодорожному пути построены новые и благоустроены уже существующие автогужевые дороги. Общая протяженность автогужевых дорог в пределах дистанции составила 76 км.               


Рис. 4. Монтаж инструментальной кладовой из железобетонных элементов

На дистанции изготовлены фургоны-прицепы, в которых хранят инструмент и механизмы непосредственно на перегонах. Доставляют фургоны-прицепы на перегон и перемещают вдоль фронта работ тракторами.
На тех околотках, где нет автодорог, рабочих перевозят дрезинами.
В связи с ростом количества машин, механизмов и оборудования, строительством автоматической блокировки и электрической централизации стрелочных переводов на дистанции возникла необходимость создания производственно-ремонтной базы.
На первом этапе своими силами были реконструированы дистанционные мастерские с заменой и модернизацией станков и оборудования.
Дополнительно в центре дистанции, на станции Талица, построены и оснащены: кузнечный цех с оборудованием для ремонта путевого инструмента; цех механизированной заготовки пучинного материала со станками и оборудованием по раскряжевке, сверловке отверстий в чурках и распиловке их на карточки; столярная мастерская со станочным оборудованием. Для погрузки, выгрузки и комплектации материалов верхнего строения пути создана погрузочно-разгрузочная база, оборудованная кран-балкой грузоподъемностью 3 тс и другими механизмами (рис. 3).


Рис. 5. Гараж на станции Камышлов

С вводом погрузочно-разгрузочной базы на дистанции ликвидировано ручное выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Объем работ по механизированной погрузке и выгрузке материалов составил в 1966 г. 11 200 т, в 1970 г. — 34 720 т, а в 1973 г. — 36 894 т.
На околотках построены вновь типовые инструментальные кладовые (рис. 4), гаражи для ремонта и хранения машин и механизмов (рис. 5).
У путейцев на станции Камышлов имеется 12 подвижных единиц, требующих заправки горюче-смазочными материалами, не считая машин, прибывающих с линейных околотков. Заправка машин производилась вручную, сейчас здесь построено бензохранилище, оборудованное бензоколонкой, а на околотках установлены бензонасосы.
В 1968 г. Камышловская дистанция пути была переведена на новые условия планирования и экономического стимулирования и за истекшие 5 лет ежемесячно выполняла все финансовые показатели.
Сверхплановая прибыль в 1971 г. составила 53,8 тыс. руб., в 1972 г. — 54 тыс. руб., а в 1973 г. — 49 тыс. руб.

Получению прибыли, способствует бережное расходование материальных и денежных ресурсов к отличное содержание пути.

Себестоимость перевозок 1000 ткм брутто в 1971 г. была на 18,8% ниже, чем в 1965 г., в 1972 г. на 1,5% ниже в сравнении с 1971 г., а в 1973 г. на 5,6% ниже, чем в 1972 г.
Производительность труда в 1971 г. возросла по сравнению с 1965 г. на 34,9%, за 1972 г. — на 7,8%, а за 1973      г — на 8%.
Выработка на одного работающего возросла с 13,9 млн. ткм в 1961 г. до 20,2 млн. ткм в 1971 г. и до 24,8 млн. ткм в 1973 г.
Значительно улучшилась эффективность использования основных фондов.
Успехи и достижения камышловских путейцев стали возможны прежде всего благодаря неустанной заботе о людях, работающих на дистанции,
Подобно плану технического оздоровления пути и сооружений на дистанции составлен также и осуществляется план социального развития, в котором предусмотрены меры по улучшению жилищно-бытовых условий, закреплению, воспитанию и обучению кадров, повышению уровня дисциплины и развитию социалистического соревнования.
В целях улучшения жилищно-бытовых условий на дистанции построено 16 благоустроенных путейских городков (рис. 6) за счет строительства новых жилых домов и переноса зданий с перегонов на станцию. За период с 1966 по 1974 г. введено в эксплуатацию 689 м2 жилой площади. За этот период капитально отремонтировано жилой площади с переносом зданий с перегонов на станцию 4023 м2. Создание путейских городков приблизило путейцев к культурно-бытовым учреждениям, больницам, магазинам, школам, детсадам. В среднем на человека приходится около 8 м2 жилой площади.
В путейских городках построены красные уголки, которые обеспечены современным инвентарем, телевизором, радиоприемником, бильярдом, настольными играми. Помещения красных уголков красочно оформлены средствами наглядной агитации, витринами с портретами лучших людей и ветеранов труда. На территории городков устроены детские площадки с каруселями, качелями и другими сооружениями для игр. Территории городков благоустроены, озеленены, тротуары асфальтированы.

Рис. 6. Путейский городок ла станции Пышлимская

Для создания нормальных условий работы путевым бригадам в зимнее время на каждом километре вблизи пути оборудованы помещения для обогрева.
На дистанции создана надежная производственно-техническая база, благоустроен быт, подготовлены высококвалифицированные кадры монтеров пути, бригадиров, мастеров и других специалистов.
Улучшение условий труда и быта, механизация путевых работ позволили закрепить кадры на дистанции и резко сократить их текучесть.
Многие работники дистанции учатся в школах рабочей молодежи, техникумах и институтах.
С улучшением условий труда и быта повысилась производственная активность работников.
В итоге коллектив дистанции длительное время работает устойчиво и выполняет все возложенные на него задачи.
За достигнутые успехи коллектив дистанции пути награжден Юбилейным почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
Коллектив дистанции уверенно из года в год оправдывает присвоенное еще в 1965 г. высокое звание «Коллектива коммунистического труда» и примет все меры к досрочному выполнению заданий девятой пятилетки.