Содержание материала

Н. Л. СУХИМ, начальник Лозовской дистанции пути Южной ордена Ленина железной дороги
ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУТИ ПО СИСТЕМЕ КОЛЬЦЕВОГО ГРАФИКА

Лозовская дистанция пути (б. Панютинская) расположена на главном грузонапряженном участке направлений Москва—Крым, Москва—Кавказ.
Повышение скоростей движения поездов, рост грузонапряженности и осевых нагрузок, укладка в путь рельсов тяжелых типов и щебеночного балласта, оснащение подразделений путевого хозяйства машинами и механизмами потребовали от путейцев дальнейшего совершенствования системы текущего содержания пути.
Коллектив нашей дистанции пути в стремлении обеспечить высококачественное текущее содержание в 1953 г. разработал и успешно применил новую систему содержания пути, так называемый кольцевой график. Кольцевой график предусматривает четкую последовательность выполнения комплекса профилактических работ на всем протяжении главных и станционных путей с установлением очередности производства работ в зависимости от состояния пути. Кольцевой график улучшает систему контроля за работой бригад и состоянием пути.
В 1957—1959 гг. путь на дистанции был подвергнут капитальному ремонту. Усиление пути вызвало снижение затрат труда на текущем содержании и сокращение числа монтеров пути в отделенческих бригадах.
Малочисленные отделенческие бригады были не в состоянии обеспечить высокопроизводительное использование машин и механизмов, а следовательно, и выполнить потребный объем планово-предупредительных работ по текущему содержанию пути. Поэтому с 1959 г. на околотках первоначально были созданы укрупненные механизированные бригады (строенные бригады) в составе 20 чел., которые под руководством освобожденного бригадира пути осуществляли текущее содержание пути в границах околотка по кольцевому графику.
Поскольку укрупненная механизированная бригада была единственной исполнительницей всех работ на околотке, приходилось посылать из нее рабочих на обслуживание стрелочных переводов, рельсовой цепи, на выполнение погрузочно-разгрузочных и других неотложных и непредвиденных работ. При отрыве рабочих из бригады нарушались технология работ и кольцевой график, срывалось выполнение полного объема выправочно-подбивочных работ, снижалась производительность труда и эффективность использования механизмов.
Для ликвидации этих недостатков на каждом околотке были созданы малая бригада в составе 5—6 монтеров пути под руководством освобожденного бригадира и укрупненная механизированная бригада в составе 16—18 монтеров пути также под руководством освобожденного бригадира пути.
Малая бригада работает по кольцу в пределах всего околотка и выполняет неотложные работы, связанные с устранением неисправностей, обнаруженных по результатам технических осмотров пути, проводимых дорожным мастером и бригадиром малой бригады, и внезапные работы по ликвидации неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов.
Укрупненная бригада является основным звеном в данной системе текущего содержания пути и выполняет планово-предупредительные работы на всех километрах околотка строго по плану кольцевого графика. Работы по текущему содержанию пути в зимний период укрупненная бригада выполняет звеньями в составе 4—5 монтеров пути. Полумесячный график выдается на полный состав укрупненной бригады. Бригадиры укрупненной и малой бригад несут ответственность за своевременное и качественное выполнение работ, безопасность движения и соблюдение правил техники личной безопасности.
Дорожный мастер осуществляет руководство укрупненной и малой бригадами, планирует и организует их работу и несет ответственность за состояние пути и сооружений, безопасность движения и технику безопасности.
Такая система создает все условия для эффективного использования путевых механизмов, повышения производительности труда и высококачественного текущего содержания.
До перехода на новую систему организации текущего содержания пути была проделана большая работа по организационной перестройке. На базе ранее существовавших 10 околотков было организовано 9 околотков с развернутой длиной главных путей 28—32 км в каждом. Это позволило увеличить контингент монтеров пути на каждом околотке, довести состав укрупненной бригады до 16—18 чел. и состав малой бригады до 5—6 чел. Разграничены виды и объемы работ, которые выполняются укрупненной бригадой и бригадой неотложных работ.
Состав и средние объемы работ на 1 км, выполняемые малой и укрупненной бригадами, приведены в таблице.

В среднем затраты труда на содержание 1 км составляют 640 чел-ч при выполнении комплексных предупредительных работ укрупненной бригадой и 58 чел-ч при выполнении неотложных работ малой бригадой.
Потребное время для замыкания кольца определяем по формуле
где Т — потребность рабочих дней на выполнение работ в течение года;
Е — развернутая длина путей околотка;
В — потребность рабочих дней для выполнения работ на одном километре;
С — затраты труда в чел-ч для выполнения работ на одном километре;
И — количество рабочих в бригаде.
Для определения потребного времени для замыкания кольца при выполнении неотложных работ принимаем состав малой бригады 5 чел., протяженность эксплуатационного околотка 32 км и трудовые затраты на 1 км — 58 чел-ч. Тогда

Таким образом, за период апрель—октябрь малая бригада по кольцевому методу на каждом километре успевает выполнить неотложные работы три раза.
Для определения потребного времени для замыкания кольца комплексных профилактических работ принимаем состав укрупненной бригады — 18 монтеров пути и трудовые затраты на выполнение профилактических работ на километре 640 чел ч. Тогда


Рис. 1. Кольцевой ступенчатый график комплексного механизированного текущего содержания пути, выполняемого укрупненной бригадой

Следовательно, укрупненная бригада по кольцевому методу на каждом километре околотка профилактические работы текущего содержания пути выполняет один раз за период апрель — октябрь.
График работы укрупненной бригады на околотке по кольцевому методу приведен на рис. 1.
Одним из основных условий организации работ по текущему содержанию пути является подбор состава и объемов работ и разграничение их по сезонам года. Объемы и состав зависят от типа верхнего строения пути, грузонапряженности, местных природных условий. Они сокращаются в результате выполнения очередного ремонта и возрастают по мере увеличения пропущенного тоннажа после ремонта.
Весенний период является наиболее ответственным по обеспечению безопасности движения поездов и решающим для ликвидации расстройств, влияющих на устойчивость пути, так как весной при оттаивании балласта состояние пути ухудшается. В этот период особенно сильно проявляются расстройства, которые накопились в течение зимы.
При планировании весенних работ следует иметь в виду, что балластный слой оттаивает не сразу на всю глубину. Исходя из этого весь комплекс весенних предупредительных работ у нас подразделяют на два периода.

Первый период начинается немедленно вслед за оттаиванием верха балластной призмы. В этот период и малые, и укрупненные бригады выполняют работы, связанные с ликвидацией провисания рельсов. К таким работам относятся: замена изношенных путевых карточек, ликвидация просадок и провисания рельсов укладкой новых путевых карточек или регулировочных · прокладок при скреплениях марки К, сплошная добивка костылей, а на пути с раздельным скреплением — смазка и закрепление клеммных и закладных болтов. Во второй период весенних работ при полном оттаивании балластного слоя укрупненные бригады выполняют работы по регулировке зазоров, зачистке заусенцев на деревянных шпалах, приварке недостающих и неработающих рельсовых соединителей, комплексной смене частей изолирующих стыков, выборочной выправке плана и профиля пути.
В летнее время на каждом километре и станционном пути околотка выполняются работы по выправке пути подбивкой шпал электрошпалоподбойками, рихтовке прямых участков и постановке кривых по расчетным стрелам, одиночной смене шпал, выправке стрелочных переводов и закрестовинных кривых, устранению неисправностей земляного полотна и очистке водоотводов.
На осень планируем работы по подготовке путевого хозяйства к зиме. Весь комплекс работ мы также подразделяем на два периода.
В первом периоде, который продолжается до замерзания балласта, выправляют путь по уровню подбивкой шпал, регулируют зазоры, рихтуют и перешивают колею, приваривают недостающие рельсовые соединители, очищают и приводят в порядок водоотводные устройства, устанавливают колья для щитовых линий.
Во втором периоде, наступающем после замерзания балласта, подготавливают главные и станционные пути к беспрепятственному пропуску снегоочистителей с установкой перед препятствиями сигнальных знаков для снегоочистителей, подготавливают к зиме малые искусственные сооружения, устанавливают снеговые щиты.
В зимний период выполняют работы по исправлению пути на пучинах, перешивке пути, подкреплению стыковых, клеммных и закладных болтов, перестановке снеговых щитов.

Рис. 2. График выполнения летних планово-профилактических работ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

График выполнения летних планово-профилактических работ механизированной бригадой из 18 чел. показан на рис. 2.
Работа механизированной бригады на околотке организована следующим образом.
В первый день выполняются работы по регулировке зазоров, одиночной смене шпал, ремонту шпал в пути и зачистке заусенцев на шпалах.
Во второй, третий и четвертый дни выполняется комплекс выправочных работ подбивкой шпал электрошпалоподбойками, рихтовка, перешивка пути и оправка балластной призмы.
Таким образом, для выполнения комплекса работ по текущему содержанию пути с затратами труда около 80 чел.-дней укрупненная бригада затрачивает 4 рабочих дня на один километр при составе укрупненной бригады 18 монтеров пути.
Высокая интенсивность движения поездов вызывает значительные потери рабочего времени на их пропуск, а постоянный рост грузонапряженности, скоростей движения и осевых нагрузок увеличивает объемы работ по текущему содержанию и трудовые затраты на них.
На Южной дороге для выполнения работ текущего содержания пути в графике движения поездов не заложены технологические «окна», поэтому инженерно-технические работники дистанции пути приложили усилия к изысканию резервов времени для работы путевых бригад. Еще в 1968—1969 гг. на дистанции использовались для работ текущего содержания «окна», предоставляемые для ремонтно-строительных работ.
Для использования совмещенных «окон» на дистанции установлен следующий порядок.
Ежемесячно на основании плана предоставления «окон» для ремонтно-строительных работ, которые выполняются ПМС, мостопоездами, строительными организациями, энергоучастками и др., на дистанции разрабатывают график использования этих «окон» для нужд текущего содержания пути. На основании этого графика, установленного состава и объема работ, которые должны выполняться в совмещенные «окна», дается заявка в отделение дороги на предоставление этих «окон».

В совмещенные «окна» выполняются погрузочно-разгрузочные работы с применением кранов дрезин АГМу и ДГКУ, выправка пути подбивкой шпал шпалоподбивочной  машиной, смена стрелочных переводов, работа поливочного агрегата, смена изоляции в изолирующих стыках и весь комплекс планово-предупредительных работ текущего содержания пути.
С этой же целью установлена тесная связь с соседними дистанциями пути других дорог: Славянской дистанцией Донецкой дороги и Павлоградской дистанцией Приднепровской дороги.
Зная, когда запланированы «окна» на этих дистанциях для путевых работ, мы совмещаем их с выполнением работ на узле Лозовая по смене стрелочных переводов и планово-предупредительных по текущему содержанию парковых путей и стрелочных горловин.
За последние 4 года на дистанции использовано с совмещением работ 73 «окна» продолжительностью 165 ч, в период которых выполнено среднего и подъемочного ремонта пути 44 км, заменено 62 стрелочных перевода, комплексно оздоровлено по кольцевому ступенчатому графику 340 км главного пути.
Совмещение «окон» позволило увеличить коэффициент использования механизмов и в первую очередь электрошпалоподбоек. Так, при подъемочном ремонте в совмещенное 4-часовое «окно» выработка электрошпалоподбоек за счет сокращения времени на пропуск поездов повышена на 11%, нормы выработки монтеров пути на комплексном текущем содержании повышаются от 4 до 9%. Более эффективно используется моторельсовый транспорт. Для приварки рельсовых соединителей дрезина АС-1 со сварочным агрегатом работает на участке обычно 12—14 дней, а при использовании совмещенных «окон» эта работа выполняется за 8—9 дней.
От совмещения «окон» за этот период дорога получила экономический эффект 44,8 тыс. руб.
Большая работа проведена по выполнению планов социально-культурного развития.
Построено двухэтажное административное здание, в первом этаже которого расположены цех для ремонта машин и гаражи. Реконструировано здание механических мастерских, в котором рационально размещены станки и оборудование.
На четырех околотках построены типовые гаражи, мастерские с совмещенными санитарно-бытовыми помещениями, перестроены помещения дежурных по переезду. Капитальный ремонт путевых зданий производится с расширением жилой площади. В 1971 г. начато строительство путейского городка на станции Тройчатое.
В социалистическом соревновании в честь 50-летия образования СССР коллектив дистанции перевыполнил свои социалистические обязательства и был награжден Юбилейным почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
В ответ на высокую правительственную награду коллектив дистанции взял новые высокие социалистические обязательства и внесет достойный вклад в выполнение задач, поставленных XXIV съездом КПСС.