Н. С. ПОДЫМОВ, начальник Александровской дистанции пути Московской ордена Ленина железной дороги
НОВОЕ В МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МЕХАНИЗАЦИИ РАБОТ И ПОСТРОЕНИИ ГРАФИКА РЕЛЬСОВЫХ ЗАЗОРОВ
Определение уровня механизации.
Одним из важнейших обобщающих экономических показателей эффективности производства путевого хозяйства является уровень механизации. Директивами XXIV съезда КПСС поставлена задача в 9-ю пятилетку (1971—1975 гг.) поднять уровень механизации путевых работ, повысить производительность труда на железнодорожном транспорте примерно на 23%.
К концу девятой пятилетки намечено довести уровень механизации на текущем содержании пути до 50%, Чтобы значительно повысить уровень механизации путевых работ и производительность труда, требуется разработка такой организации и технологии работ, при которых обеспечивалось бы максимальное, эффективное использование имеющихся машин и механизмов.
Уровень механизации планируется дистанциям пути как плановое задание хозяйственной деятельности, и, таким образом, этот показатель превратился в один из основных при оценке работы путейцев.
Под уровнем механизации текущего содержания пути (М) подразумевается выраженное в процентах отношение суммы затрат труда, приходящихся на охваченные механизацией операции А, к общим затратам труда, приходящимся на весь объем выполненной работы В. В обоих случаях затраты труда определяются при ручном исполнении работ по установленным нормам
Определение фактического уровня механизации дает возможность установить, в какой степени ручной труд вытеснен механизированным, и, сравнив его с директивным уровнем, наметить оперативные мероприятия по повышению уровня механизации до планового за счет внедрения передовых методов организации труда.
Принципиальная основа действующей методики определения уровня механизации правильна, так как позволяет количественно оценить результат внедрения механизации по степени вытеснения машинами и механизмами физического ручного труда в отдельных работах и производственных процессах. Однако при расчетах уровня механизации производственного процесса вытесняемые затраты ручного труда определяются не по технологическому процессу его выполнения, а ориентировочно, по удельному весу затрат труда на отдельные работы в общей трудоемкости производственного процесса текущего содержания пути при их ручном исполнении. При этом для любой операции доля вытесняемого ручного труда принимается равной в среднем 90%, а доля остающегося ручного труда при внедрении механизации — 10%.
Такое ориентировочное осреднение доли вытесняемого и остающегося ручного труда для любой работы не отражает фактического уровня механизации, так как для различных работ соотношение вытесняемого и остающегося ручного труда весьма разнообразно и в зависимости от технологических процессов и применяемых средств механизации колеблется от 0 до 100%. По данным ' ЦНИИ МПС, доля вытесняемого ручного труда, т. е. уровень механизации на работе по выправке пути подбивкой шпал электрошпалоподбойками ЭШП-3, составляет 35—40%, при работе с ЭШП-6 — от 57 до 59%, а при использовании на выправочных работах для подбивки шпал шпалоподбивочной машины типа ШПМ-02 достигает 78—81 %
В действующей методике отсутствует показатель, оценивающий результат внедрения механизации в производственный процесс и эффективность внедряемых средств механизации. Как известно из работ ЦНИИ МПС, общие затраты труда на каждую работу слагаются из затрат ручного труда и затрат труда по управлению работой машин. До появления соответствующих средств механизации эти работы выполнялись вручную с непосредственным применением физической силы рабочих к предмету труда. При переходе от ручного выполнения этой работы к выполнению с применением машин и механизмов произошло вытеснение части физического ручного труда работой машин, а остальная часть ручного труда осталась в технологическом процессе. Разница между количеством вытесненного ручного труда и количеством труда, затрачиваемого на управление работой машин, и будет являться снижением общих затрат труда.
Если ручное выполнение одной и той же операции заменить выполнением каждый раз с различными средствами механизации, то количество вытесненного ручного труда не изменится, а наиболее эффективным средством механизации будут такие машины и механизмы, которые потребуют меньших затрат на их управление. Следовательно, при одном и том же уровне механизации эффективность средств механизации .может быть различной.
Каждая отдельная работа с принятыми средствами механизации и технологией должна сопровождаться двумя показателями —- уровнем механизации М и коэффициентом производительности труда Κпρ, подсчитываемыми один раз в год.
Уровень механизации для всех работ, выполняемых бригадами текущего содержания, слагается подсчетом уровня механизации каждой работы по средневзвешенному методу.
Различают уровень механизации расчетный (плановый) и фактический.
Расчетный (плановый) уровень механизации текущего содержания пути подсчитывается на основные виды работ с учетом усредненных их объемов для 1 км (в соответствии с установленной для данных условий годовой нормой затрат труда), выполнение которых в течение года обеспечивает надлежащее текущее содержание пути.
На основании этих данных подсчитывается средний уровень механизации для каждого рабочего отделения, эксплуатационного околотка, участка пути и в целом по дистанции пути. Такой подсчет делается один раз и подвергается изменениям только за счет оснащения дистанции пути новыми машинами и механизмами. Расчетный уровень механизации не зависит от фактического использования машин и механизмов.
В основе определения фактического, достигнутого уровня механизации на рабочем отделении или околотке, не разделенном на рабочие отделения, должен лежать учет фактического выполнения за определенный срок всех видов отдельных работ текущего содержания пути и их объемов с указанием применяемых на этих работах средств механизации и технологических затрат труда в нормированных человеко-часах.
Фактический уровень механизации Мф определяется как оперативный экономический показатель дистанции и ее низовых подразделений (бригада, околоток, участок) в любых отчетных периодах времени (за месяц, квартал, год), дополняемым показателями использования машин и механизмов (выполнение норм подбивки шпал ЭШП, ШПМ, часов работы и т. д.). Естественно, что его определение должно быть основано на фактических, достоверных и проверенных данных, простым по выполнению, без привлечения осредненных статистических коэффициентов и показателей. Тогда будет возможно и оперативно вмешиваться в ход дела, проводить необходимый анализ, намечать пути улучшения, выявлять конкретно «узкие места».
Документом, в котором осуществляется такой учет, является полумесячный график формы ПУ-74, сведения из которых представляют собой единственные исходные данные для определения достигнутого в течение данного месяца уровня механизации.
На Александровской дистанции пути Московской дороги предложена и применяется простая методика подсчета фактического уровня механизации текущего содержания пути на основе технически обоснованных норм выработки и фактически выполненных объемов работ, определяемых по первичным достоверным данным — двухнедельным графикам бригад текущего содержания пути и нарядам.
Известно, что
(1) где А — сумма затрат труда по нормам на выполнение вручную отдельных операций, которые в действительности были механизированы (на фактически выполненные объемы работ), в чел-ч:
ап — норма времени на измеритель операций при работе вручную в чел.-ч;
Vn — объемы работ в измерителях по операциям.
используя итоговые данные граф 10, 11, 12 (см. карту подсчета уровня механизации).
КАРТА подсчета уровня механизации по второму участку 11 дистанции пути
Московской дороги за август 1972 г.
При получении и внедрении новых машин и механизмов, прогрессивной технологии на новые виды работ перечень операций в карте подсчета добавляется или меняется норма времени при исполнении операции более совершенными средствами механизации.
Опыт применения указанной методики подсчета уровня механизации на Александровской дистанции пути показал ее простоту, относительную точность и оперативность, что дало возможность видеть за любой отчетный период, чего достигла дистанция, и каждое ее подразделение по механизации работ и своевременно принимать необходимые меры.