Содержание материала

Путейцы дороги справедливо считают, что добиться успехов в содержании стрелочных переводов можно только при условии высококачественного и квалифицированного проведения их осмотров.
При осмотрах стрелочных переводов определяют состояние балластного слоя и переводных брусьев, положение рельсовых нитей в плане и профиле, состояние и размеры рельсовых зазоров, желобов в стрелке, крестовине и контррельсах, выявляют места наплывов металла на рельсах, остряках и крестовине и проверяют работу противоугонов, надежность закрепления скреплений и крепежных деталей.
При осмотре отдельных частей перевода главное внимание уделяют выявлению следующих неисправностей.
В стрелках при осмотре стыковых скреплений выявляют изношенные подкладки и накладки, трещины в них, недостающие болты, шайбы, неплотно завинченные гайки; по рельсовым цепям проверяют исправность соединителей, плотность их крепления; осматривая рамные рельсы, выявляют дефектные, проверяют прочность их закрепления на стрелочных башмаках, плотность прилегания рабочих граней башмаков к рамному рельсу, прочность закрепления упорных болтов и накладок на рамном рельсе и плотность прилегания их к шейке остряка.
На остряках выявляют дефекты, в частности выкрашивание сверх нормы. Определяют плотность прилегания головки остряка к рамному рельсу, подошвы остряка к стрелочным подушкам. Устанавливают причины неприлегания и намечают меры устранения. Особое внимание уделяют гибким частям остряков, ослабленным строжкой, зоне выпрессовки корневой части; устанавливают наличие седловин на поверхности головки остряка.
В корневой части остряка определяют совпадение рабочих граней остряка и верха их головок с путевыми рельсами, чтобы не допустить горизонтальных и вертикальных ступенек.  Выявляют изношенные и недостающие детали стыковых скреплений, наличие распорных втулок и плотность затяжки стыковых болтов. Корневые устройства вкладышно-накладочного типа периодически осматривают с их разборкой, очисткой и смазкой. В корневых устройствах накладочного типа (при гибких остряках) проверяют закрепление лафетов на брусьях шурупами, выявляют ослабленные заклепки, подлежащие замене или обварке.
В серьгах стрелочных тяг проверяют прикрепление их к остряку, плотность затяжки гаек или плотность заклепок, наличие контргаек и. шплинтов; в соединении серьги с тягой — правильность постановки вертикальных болтов и наличие в них шплинтов, состояние изоляции в серьгах при электрической централизации стрелок и автоблокировке.
На связных волосах проверяют места прикрепления полос к стрелочным башмакам с выявлением возможных трещин в сварке и отслоений металла, состояние изоляции в болтовом соединении полосы и правильность ее размещения в уголках (изолирующие прокладки должны выступать из уголков вверх и в стороны на 10 мм, чтобы при работе металлическим инструментом не замкнулась рельсовая цепь).
В промежуточных скреплениях отмечают негодные, проверяют, полным ли количеством костылей и шурупов прикреплены подкладки к брусьям, добиты ли костыли, плотно ли завинчены шурупы.
Проверяют надежность прикрепления подкладок к брусьям, плотность заклепочных соединений подушек с подкладками, выявляют изогнутые подкладки и подушки, подлежащие ремонту или замене.
В ручном переводном механизме проверяют правильность его установки (его размещают, как правило, с правой стороны по ходу поезда в противошерстном направлении, баланс при этом должен быть не ниже 100 мм от верха брусьев).
Запорные устройства стрелки проверяют на надежность запирания; в ручных стрелках, оборудованных откидными закладками, определяют прочность закрепления их валиком с гайкой и шплинтом, а также плотность прилегания к остряку.
На соединительных путях выявляют дефектные рельсы и скрепления, подлежащие замене; проверяют состояние костылей, шурупов и их комплектность; осматривают и проверяют изолирующие и токопроводящие стыки, выявляют негодные рельсовые соединители, подлежащие замене, проверяют состояние п работу противоугонов, соответствие закрепления от угона по типовым или индивидуальным схемам.
В крестовине выявляют дефектные места на сердечнике и усовиках, определяют необходимость ремонта или замены крестовины или ее частей. При этом особое внимание уделяют местам врезки литых частей в усовики; проверяют, нет ли трещин в хвостовой части сердечника, наплывов металла на сердечнике и усовиках, плотность закрепления крестовинных болтов; проверяют состояние подкрестовинных подкладок, плотность прикрепления их к опорам, осматривают клеммы, определяют надежность соединений крестовин кого узла с рельсами, комплектность деталей, совпадение рабочих граней крестовины и рельсов (горизонтальные и вертикальные ступеньки в стыках не допускаются).
Осматривая контррельсы и рельсы, выявляют дефектные из них, наличие трещин в верхней части контррельса и около болтовых отверстий; проверяют плотность затяжки путевых и контррельсовых болтов, состояние болтов, подкладок, клемм (подкладки должны быть плотно прикреплены шурупами, клеммы хорошо затянуты); проверяют надежность соединения распорок с крестовиной и контррельсами (распорки должны быть плотно прикреплены болтами к крестовине и контррельсу, а шурупами к брусу), регулировочные устройства распорки и состояние изоляции в них, прочность закрепления регулировочных клиньев.
Кроме того, стрелочный перевод осматривают при проходе по нему поезда. При этом отмечают степень вибраций остряков, крестовины, заметные на глаз просадки, люфты между деталями перевода, плохо подбитые и отрясенные переводные брусья.
Стрелочные переводы проверяют с использованием измерительных инструментов, приборов, путеизмерительных тележек, вагонов. План и профиль переводов периодически проверяют оптическим прибором ПРП, особенно по прямому направлению, которое является базисом.
Одиночные стрелочные переводы проверяют по шаблону и уровню: в переднем стыке рамных рельсов — между третьим и четвертым болтами; в месте изгиба рамного рельса бокового пути — на расстоянии, указанном на эпюре перевода; перед остряком — на расстоянии 5 см от их острия; в корне остряков — по прямому и боковому путям между третьим и четвертым болтами; в середине переводной кривой; на крестовине по прямому и боковому путям — в переднем стыке между первым и вторым болтами; в сечении сердечника 40 мм (только промер ширины колеи); в заднем стыке— между третьим и четвертым болтами.
Шаблоном ЦУП с приспособлением для измерения ординат проверяют: расстояние между рабочими гранями контррельса и сердечника, которое должно быть не менее 1474 мм, для предотвращения удара в сердечник гребнем колеса колесной пары с широкой насадкой (1443 мм); расстояние между рабочими гранями контррельса и усовика, которое не допускается более 1435 мм, с тем, чтобы предотвратить сдвиг колес на осях и разрыв контррельсовых и крестовидных болтов. Необходимо также проверять ширину колеи в середине остряков и на соединительных путях при наличии извилин.
На дороге наилучших показателей в содержании стрелочных переводов добились путейцы Буйской дистанции пути благодаря хорошо организованному и высококвалифицированному техническому осмотру и содержанию стрелочных переводов. На этой дистанции состояние переводов проверяется чаще, чем это требует инструкция по текущему содержанию. Все обнаруженные неисправности регулярно устраняются, систематически выполняются профилактические работы. В  результате при месячных осмотрах в Журнале осмотра пути, стрелочных переводов, устройств СЦБ и контактной сети нет других записей, кроме записей «Стрелка исправна».