М. Д. ОЛОВЯННИДОВ, начальник Береза-Дартдзской дистанции пути Белорусской ордена Ленина железной дороги
ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА И ЭСТЕТИКА ПРОИЗВОДСТВА НА ДИСТАНЦИИ ПУТИ
Береза-Картузская дистанция пути Белорусской дороги расположена на главном направлении Москва— Брест, на котором реализуются скорости движения пассажирских поездов до 140 км/ч.
Наряду с выполнением плана основных путевых работ и постоянным отличным текущим содержанием пути и сооружений на дистанции широко развернуто движение за высокую культуру производства, за внедрение технической эстетики. На дорожной школе передового опыта, которая состоялась на Береза-Картузской дистанции в 1965 г., работа нашего коллектива по внедрению культуры и производственной эстетики получила высокую оценку.
Развитие на железнодорожном транспорте научной организации труда (НОТ) поставило перед путейцами нашей дистанции новые задачи по внедрению прогрессивной технологии, организации производства и труда на базе достижений науки и передового опыта, созданию благоприятных санитарно-гигиенических бытовых условий и внедрению производственно-технической эстетики.
Коллектив путейцев нашей дистанции поставил перед собой задачу оформить внешний вид пути, переездов, территорий станций, полосы отвода так, чтобы он радовал глаз пассажира, отражал общий подъем благосостояния и культуры советского народа. Для решения этой задачи в 1965 г. на дистанции были созданы постоянно действующая комиссия по внедрению НОТ и совет производственно-технической эстетики.
Планом НОТ ежегодно намечаются мероприятия по внедрению производственной и технической эстетики, которые широко обсуждаются в коллективах околотков и цехов. При этом члены совета производственной и технической эстетики и профсоюзная организация проводят широкую разъяснительную работу в коллективах околотков, цехов, в путевых бригадах по воспитанию эстетических взглядов. Вопросы внедрения производственной и технической эстетики обсуждаются на партийных собраниях, на конференциях и постоянно действующем производственном совещании, учитываются при подведении итогов социалистического соревнования между участками и цехами.
На скоростном участке Москва—Брест взамен переездных старых будок построены новые архитектурно оформленные помещения для дежурного по переезду с круговым обзором (рис. 1) и с подвальным помещением для хранения велосипедов, инструмента и для подзарядки аккумуляторов электрофонарей. Приступили к строительству таких помещений на переездах направления Жабинка—Лунииец, принятого от 19-й дистанции пути.
Рис. 1. Помещение дежурного по переезду 997 км на перегоне Береза-Картузская—Оранчицы
На всех переездах уложены железобетонные настилы, установлены решетчатые бетонные заборы, высажено большое количество цветов на клумбах, обрамленных бетонными бордюрами, устроены бетонные дорожки. Дежурные по переездам включились в работу по наведению порядка нс только на территории переезда, по и внутри помещения дежурного по переезду. При распространении этого опыта проводилась широкая разъяснительная работа о том, что одну треть своей жизни дежурные проводят на переезде и что жизнь в чистоте, культуре и порядке придает бодрость, энергию, положительно сказывается на здоровье трудящихся и на обеспечении безопасности движения поездов.
Постоянной комиссией по внедрению НОТ совместно с советом по производственно-технической эстетике в целях улучшения условий труда рабочих, организации их отдыха во время обеденного перерыва было намечено переоборудование существующих кладовых бригадиров пути с устройством в них комнат для обогрева и приема пищи (рис. 2). Таким образом переоборудовано 24 кладовых. На станции Береза-Картузская построено санитарно-бытовое помещение. Для отдыха обходчиков вблизи железнодорожного пути и искусственных сооружений построены специальные беседки.
Рис. 2. Инструментальная кладовая с комнатой для обогрева и приема пищи
Рис. 3. Бюст А. М. Горького и лозунг у путевого здания
Комнаты отдыха и красные уголки на околотках обставлены мебелью, в них установлены телевизоры и радиоприемники.
Большая работа на дистанции проводится по культурному содержанию и эстетическому оформлению полосы отвода. С вводом скоростного движения поездов на перегонах установлены хорошо оформленные ограждения, преграждающие выход скота на путь. Вся полоса отвода очищена от кустарников и засеяна многолетними травами. Еженедельно проводят генеральную уборку полосы отвода. Вдоль пути и у переездов посажено более 12 тыс. фруктовых деревьев и декоративных кустарников.
У путевых зданий на постаментах установлены бюсты революционных деятелей, писателей (рис. 3). На видных местах откосов выемок и насыпей, путепроводов, у переездов оформлено несколько десятков лозунгов и композиций на бетонных основаниях (рис. 4). Места расположения лозунгов и художественных композиций выбраны советом производственно-технической эстетики, им же разработаны тематика композиций и тексты лозунгов, которые красочно оформляют и систематически обновляют.
Ежегодно освежаются окраской фасады путевых зданий, расположенных на перегонах и станциях, и штакетные изгороди около них.
Рис. 4. Композиция в полосе отвода
Все путевые и сигнальные знаки заменены эмалированными, установленными на железобетонных столбиках. Своими силами изготовлены и уложены бетонные розетки у всех путевых и сигнальных знаков.
Все путевые упоры устроены по утвержденным чертежам с соблюдением размеров, откосы упоров обложены бетонной плиткой и окрашены в черно-белый цвет. На призме упоров высажены цветы, что придает ей красивый внешний вид.
Передовые работники дистанции, добиваясь отличного состояния пути и его устройств, наводят образцовый порядок на закрепленных за ними участках. Так, обходчики железнодорожных путей ранней весной тщательно очищают балластную призму от мусора и грязи с предварительной очисткой рельсов и скреплений, планируют обочину земляного полотна, щебеночную призму заправляют под «черту» (рис. 5).
Заведен порядок, при котором путевая бригада заправляет щебеночную и балластную призму в конце рабочего дня ежедневно после окончания путевых работ.
Рис. 5. Внешний вид пути
Для усиления безопасности движения поездов и недопущения захламленности территорий станций и перегонов большое внимание уделяется своевременной уборке новых и старых материалов верхнего строения пути, недопущению разбросанности металлических деталей. В этих целях у кладовых бригадиров пути установлены специальные ящики, крышки которых заперты на замок. Оставленные на пути костыль или подкладка рассматриваются как чрезвычайное происшествие. Поэтому каждый монтер пути обнаруженную на пути металлическую деталь (металлолом) подбирает и через небольшое отверстие опускает в ящик. В конце рабочего дня все изъятые из пути шпалы складывают в штабеля и обвязывают проволокой, располагая штабеля около инструментальных кладовых и линейно-путевых зданий.
Годные материалы верхнего строения пути (костыль, подкладка, накладка и др.) убирают с перегонов и складывают под навес около инструментальных кладовых бригадиров пути.
Постоянная забота об улучшении производственных и бытовых условий сказалась на повышении производительности труда работников дистанции, снижении себестоимости работ и значительном улучшении качества текущего содержания пути.
На протяжении более десяти последних лет коллектив дистанции содержит путь постоянно с отличной балльной оценкой, по показаниям скоростного вагона- путеизмерителя не превышающей 1—2 баллов. Более 80% проверенных километров содержатся с нулевой балльностью. Успешно выполняются все плановые показатели по ремонту пути, экономии государственных средств, механизации путевых работ.
Береза-Картузская дистанция пути неоднократно занимала первое место в социалистическом соревновании среди дистанции Белорусской дороги. Во Всесоюзном социалистическом соревновании железнодорожников дистанции неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя МПС и ЦК Профсоюза работников железнодорожного транспорта. В 1970 г. по итогам конкурса в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина коллектив дистанции награжден ленинской Юбилейной грамотой Совета Министров БССР.
Коллектив дистанции принял новые повышенные социалистические обязательства по досрочному выполнению государственного плана 9-й пятилетки.