Содержание материала

А. П. КОВАЛЕНКО, начальник ПМС-121 Юго-Западной ордена Ленина железной дороги
ПУТЕВАЯ МАШИННАЯ СТАНЦИЯ № 121 — ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Путевая машинная станция № 121 выполняет ремонтные работы по оздоровлению железнодорожного пути на участках Пост-Волынский—Коростень; Пост-Волынский—Фастов—Казатин; Пост-Волынский— Дарница—Гребенка; Пост-Волынский— Фастов— Мироновка и Пост-Волынский—Дарница—Нежин— Чернигов.
На указанных направлениях капитальный ремонт пути выполняется с укладкой железобетонных шпал и рельсовых плетей бесстыкового пути.
Новые конструкции пути потребовали творческой инициативы в разработке наиболее эффективного технологического процесса, обеспечивающего рациональное использование тяжелых путевых машин и высококачественное производство работ с наименьшими трудовыми затратами.
В целях максимальной индустриализации путевых работ и значительного снижения помех в эксплуатационной работе дороги главное внимание было уделено строительству индустриальной производственной (звеносборочной) базы. В общем комплексе ремонта пути работы на звеносборочной базе занимают важное место. На базе выполняется до 40—45% общего объема работ, весьма трудоемких и ответственных. Трудоемкость работы на звеносборочных базах значительно возросла при производстве ремонта пути с укладкой железобетонных шпал и раздельного скрепления.
Звеносборочная база, расположенная на станции Пост-Волынский, является индустриальным предприятием, оснащена современными погрузочно- разгрузочными механизмами, механизированными поточными линиями по сборке новых и разборке старых звеньев путевой решетки. Территория звеносборочной базы примыкает к территориям Киевского завода железобетонных шпал и рельсосварочного поезда № 5 и связана с этими предприятиями подъездными путями, поэтому все транспортные операции по перевозке рельсов и шпал осуществляются без заезда на станционные пути. Такое выгодное расположение базы дает возможность организовать рациональную транспортировку материалов, использовать при сборке звеньев рельсы и шпалы непосредственно с колес без предварительной выгрузки на стеллажи, а старогодные рельсы отгружать в ремонт непосредственно с разборочного стенда. Транспортировка рельсов и железобетонных шпал производится арендованными вагонами без оформления поездных документов.
Такая взаимосвязь звеносборочной базы с заводом железобетонных шпал и рельсосварочным поездом позволяет снизить трудовые затраты и себестоимость продукции, повысить производительность труда.
Средняя дальность возки звеньев рельсо-шпальной решетки к месту укладки составляет 250 км.
Порядок эксплуатации базы и ее взаимоотношение со станцией определяются местной инструкцией, которая разработана руководством ПМС совместно с начальником станции и утверждена начальником отделения дороги.
Звеносборочную базу на станции Пост-Волынский мы начали строить по разработанному институтом Желдорпроект проекту, который не отвечал современным требованиям. Поэтому силами общественного проектного бюро ПМС-121 был разработан новый проект с комплексом устройств, служебных и бытовых помещений, стоянкой жилых и служебных вагонов.
При проектировании и строительстве звеносборочной базы инженерно-технические работники стремились, чтобы устройства были не только полезными, но одновременно отвечали бы требованиям культуры труда и эстетики.
Общая площадь территории базы составляет 12,5 га. Протяженность путей базы 7,7 км, тупиков для стоянки вагонов—2 км. На участках сборки и разборки звеньев рельсо-шпальной решетки уложены подкрановые пути. Общий вид звеносборочной базы показан на рис. 1.

вид звеносборочной базы
Рис. 1. Общий вид звеносборочной базы

Сборка звеньев производится на двух путях-эталонах длиной по 460 пог. м в два яруса. Оба эти пути и путь для погрузки звеньев и выгрузки материалов расположены под 10-тонными козловыми кранами.
Между путями-эталонами и путем, предназначенным для погрузки звеньев и выгрузки материалов верхнего строения пути, установлены специальные стеллажи для складирования инвентарных рельсов, накладок и стыковых болтов. Такое расположение рельсов ускоряет раскладку их на шпалы при сборке звеньев.
В конце сборочных путей под консолью крана производится выгрузка и складирование рельсовых скреплений магнитной плитой. На базе имеются 4 двухконсольных козловых крана грузоподъемностью по 10 тс. Два таких крана обслуживают сборку путевой решетки. Ими же грузят звенья на спецсостав и выгружают материалы верхнего строения пути, прибывающие на базу.
Два других двухконсольных козловых крана грузоподъемностью по 10 тс используются на работах по разборке старой путевой решетки, отгрузке рельсов и рельсового скрепления, а также на работах по ремонту звеньев на железобетонных шпалах и их погрузке для повторной укладки. Краном КДЭ-151 грузят старогодные шпалы в полувагоны и выполняют погрузочно-выгрузочные работы, связанные с производственными и хозяйственными нуждами. Для производства маневровой работы применяется модернизированный мотовоз и платформа, оборудованная силовой установкой.
Наклонная двухосная платформа, оборудованная роликовыми транспортерами, применяется для выгрузки пакетов старых звеньев на путях разборки. Ее применение значительно ускорило выгрузку.
Стенд для расшивки старых звеньев представляет собой агрегат, где расшивочным органом служит машина конструкции ОПМС-1. Все остальное оборудование установлено по схеме ПМС-75 и усовершенствовано рационализаторами ПМС-121. База питается электроэнергией от городской электросети.
На территории звеносборочной базы и стоянки жилых вагонов установлены 3 осветительные прожекторные вышки, на бетонных опорах троллейной линии смонтированы светильники с ртутными лампами, у жилых вагонов на бетонных мачтах установлены светильники дневного света. Внутри территории опасные зоны работы имеют металлическое ажурное ограждение, окрашенное в красный цвет. Подкрановый путь также отгорожен от путей сборки звеньев ажурным ограждением. Выходы на пути, где производится маневровая работа, оборудованы калитками-вертушками и предупредительными надписями.
Вдоль линии сборки звеньев установлены токоразборные точки, которые отвечают требованиям техники безопасности. Непосредственно возле рабочих точек пути-шаблона установлены киоски для хранения ключей типа ШВ-1, что исключает ежедневную транспортировку их из кладовой.
Звеносборочная база более шести лет производит сборку звеньев из рельсов типа Р65 на железобетонных шпалах.
На сборке звеньев рельсо-шпальной решетки основой технологической схемы работ у нас принят звеньевой способ. Монтеры пути распределены по группам, в каждой из которых по 3 чел. Козловые краны, которые обслуживают 2 машиниста и 4 стропальщика, работают по поточной схеме.
Оба пути-эталона разбиты на части — рабочие места длиной по 25,-5 пог. м. Одновременно работы ведутся на восьми рабочих местах, на каждом из которых группа из 3 монтеров пути монтирует звенья.
По всей длине сборочных путей через каждые 25 м расположены токораспределительные коробки для подключения электрического инструмента, а также проложена разводящая сеть сжатого воздуха для использования пневматических костылезабивщиков при сборке рельсо-шпальной решетки на деревянных шпалах.
Сборка звеньев слагается из последовательного производства следующих основных операций (рис. 2).
Первый час рабочего времени 2 машиниста и 4 стропальщика двумя козловыми кранами подают железобетонные шпалы на оба пути-эталона (для четырех звеньев).
В это же время монтеры пути сборочного цеха в специально отведенном месте комплектуют закладные и клеммные болты и складывают их в специальные металлические контейнеры на колесном ходу.


Рис. 2. График производства работ по сборке звеньев

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:


Подача и раскладка железобетонных шпал на пути-эталоны козловыми кранами
Комплектование клеммных и закладных болтов с укладкой их в контейнеры
Подача контейнеров со скреплениями кранами на рабочие места

Раскладка шпал по эпюре, выравнивание концов по шнуру, раскладка на шпалы резиновых прокладок

Раскладка на шпалы подкладок, подрельсовых прокладок и установка закладных болтов

Раскладка рельсов краном на подкладки

Установка клеммных болтов, завинчивание гаек клеммных и закладных болтов

После раскладки шпал каждая группа из трех монтеров пути устанавливает шпалы по эпюре, выравнивает концы шпал по шнуру и раскладывает на шпалы резиновые прокладки. Затем монтеры раскладывают подкладки, подрельсовые прокладки и устанавливают закладные болты.
Параллельно с этими работами стропальщики козловыми кранами развозят контейнеры с болтами и устанавливают их на специальный уголковый путь (рис. 3), который укладывается на шпалы внутри колеи на собираемых звеньях, а затем раскладывают рельсы на подкладки и устанавливают их по наугольнику.
После этого каждая группа монтеров пути устанавливает клеммные болты в гнезда подкладок, завинчивает гайки клеммных и закладных болтов электрическими шурупно-гаечными ключами.
Аналогично выполняются работы после обеденного перерыва во втором ярусе.
Применение такой технологии позволило довести сборку на одного монтера пути до 29 пог. м пути на железобетонных шпалах, а бригада в составе трех монтеров пути на двух эталонных путях в два яруса собирает 87,5 пог. м пути. Дневная выработка сборочного цеха, в состав которого входят 2 машиниста кранов, 24 монтера пути, 4 стропальщика и 1 электрик, составляет 700 пог. м пути за смену.

Рис. 3. Металлический контейнер на колесном ходу для перевозки закладных и клеммных болтов
Разборка старых звеньев ведется следующим порядком. Пакеты звеньев старой путевой решетки с деревянными шпалами выгружают на базе с помощью наклонной платформы, а с железобетонными шпалами —  10-тонными козловыми кранами.
Перед разборкой звена с деревянными шпалами очищают рельсы, подкладки, шпалы от щебня и мусора, снимают противоугоны, накладки и стыковые болты, размечают шпалы по степени их годности. Разбирают звенья на механизированной линии, смонтированной силами работников ПМС-121, основным механизмом которой является узел расшивки — машина ОПМС-1.
Процесс разборки старогодных звеньев слагается из следующих операций: два стропальщика козловыми кранами подготовленные к разборке звенья укладывают на транспортер расшивочного стенда, на котором машина ОПМС-1 поочередно расшивает шпалы, при этом подкладки и костыли падают в бункер. Шпалы тут же сортируют и укладывают в бунты.
В процессе расшивки звена рельсы по роликовым каткам подаются на специальное устройство, где после окончания расшивки механическими приводами сдвигаются в середину устройства.
Старогодные материалы козловыми кранами перемещают к местам складирования или грузят в полувагоны, а шпалы, подлежащие ремонту, подают на специализированный пункт по их ремонту.
Расшивочный стенд обслуживают: 1 машинист расшивочного агрегата, 2 машиниста козловых кранов, 2 стропальщика и 6 монтеров пути. Дневная выработка 500 пог. м пути.
Для выполнения работ на перегоне организовано 5 цехов. Три цеха выполняют подготовительные работы, основные работы в «окно», а также вторичную сплошную выправку профиля пути и его рихтовку. Два цеха ведут отделочные работы: выправку пути по уровню, отделку балластной призмы, перестановку и покраску путевых и сигнальных знаков и стеллажей покилометрового запаса. Отделочные работы выполняются в дни, когда по графику не предусмотрены «окна». В совмещенные «окна», когда ведется замена путевой решетки, эти два цеха укладывают плети бесстыкового пути на ранее отремонтированном участке.
Руководство цехами осуществляют прорабы. Старший прораб контролирует работу цехов, планирует работы на месяц прорабскому участку и каждому цеху в отдельности, руководит бригадой по земляным работам и отсыпке подходов к переездам, осуществляет контроль за обеспечением горячим питанием монтеров пути на перегоне, за работой автобытового поезда, составляет планы культурно-массовой работы в цехах. В оперативном подчинении старшего прораба находится цех по эксплуатации машин и механизмов на перегоне. Ответственность за техническое состояние машин и механизмов несет главный механик.
Основные работы в «окно» выполняются тремя цехами в составе 60 чел., двумя бригадами стропальщиков в составе 18 чел. и машинистами путевых машин. Разборка путевой решетки звеньевого пути производится краном УК-25/9, а укладка — укладочным краном УК-25/21. При выполнении ремонта бесстыкового пути на железобетонных шпалах краны меняются местами.
Перетяжка пакетов рельсо-шпальной решетки осуществляется двумя моторными платформами (МПД) и двумя платформами, оборудованными лебедками.
В 1973 г. «окна» для капитального ремонта бесстыкового пути на железобетонных шпалах предоставлялись продолжительностью 6 ч. Работы выполнялись на фронте 1500—2000 пог. м (рис. 4). Первым на перегон отправляется балластер для подъемки пути, которая производится без струнок на высоту не более 10 см, вторым — путеразборочный поезд с краном УК-25/21. После прохода основной части путеразборщика рельсовые плети бесстыкового пути 2 газорезчика и три монтера пути разрезают на звенья длиной по 25,3 м. После резки первых 150 м в работу вступает разборочный кран УК-25/21. Укладывают рельсо-шпальную решетку после планировки щебня звеньями длиной 12,5 м краном УК-25/9.
За путеукладочным краном производят регулировку стыковых зазоров, постановку накладок и сболчивание стыков, рихтовку пути, а вслед за этим — очистку щебня щебнеочистительной машиной ЩОМД. Затем из хоппер-дозаторной вертушки выгружают щебень и вслед за выгрузкой выправляют путь машиной ВПО-3000.


Рис. 4. График выполнения работ по капитальному ремонту бесстыкового пути (обозначено количество работающих монтеров пути: маш. — машинистов).

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

В предоставляемое 6-часовое «окно» совмещаются работы по вторичной выправке пути машиной ВПО-3000 на участке предыдущего «окна» и укладке рельсовых плетей бесстыкового пути дополнительным краном УК-25/9 на ранее выправленном участке. 
С 1972 г. в ПМС-121 успешно применяется устройство радиосвязи типа «Кактус». На каждое «окно» составляется пооперационный график с указанием времени начала и конца каждой операции. Для руководства в процессе «окна» графики выдаются каждому ответственному исполнителю. В центре фронта работ располагают радиостанцию «Центр» на переносном столике —  пооперационный график. Всех руководителей путевых работ обеспечивают переносными радиостанциями «Кактус», механики путевых машин пользуются установленным на машинах радиотелефоном.
Ответственные руководители цехов при выполнении безопасности при производстве работ. В процессе работы. Информацию цехов заносят в график, который руководитель работ анализирует. При отступлениях от графика принимаются соответствующие меры по вводу отстающих операций в график или к сокращению фронта работы.
Система оповещения значительно улучшает технику безопасности при производстве работ. В процессе работы при помощи радиосвязи поддерживается связь с участком, где укладываются рельсовые плети бесстыкового пути. Радиостанции используются также при движении путеукладочного поезда к месту работ и после окончания работ при возвращении на станцию. Постоянная связь машиниста локомотива путеукладочного поезда с дорожным мастером, находящимся на путеукладочном кране, придает уверенность в ведении поезда. Особенно такая связь эффективна при движении в кривых участках пути, а также во время тумана. Радиостанция используется также и при подтягивании плетей бесстыкового пути тепловозом, при заземлении контактного провода и снятии заземляющих штанг. Всю систему радиосвязи и оповещения обслуживает радист, который производит ремонт, настройку и подзарядку аккумуляторов.

Для ознакомления работников ПМС-121 с передовым опытом других ПМС, прогрессивными методами, достижениями науки и техники мы широко развиваем наглядную агитацию, техническую учебу и проведение школ передового опыта.
Из многочисленной информационной литературы мы изучаем и отбираем все ценное для внедрения в производственный процесс.
ПМС-121 выписывает 19 серий информационных выпусков ЦНИИТЭИ и НИИ ИНФОРМТЯЖМАШа, 7 технических журналов, которые публикуют информационные материалы по железнодорожному транспорту. Материалы, отобранные из информационной литературы, обсуждаются на заседаниях технического совета и принимаются к внедрению. Ежеквартально составляется план внедрения заимствованных технических новшеств и мероприятий по повышению культуры производства.
Вопросы культуры производства, условий труда и эстетики производства неразрывно связаны друг с другом и потому решаются в рамках всей ПМС и являются отдельным разделом плана научной организации труда. Этими вопросами занимается под руководством начальника ПМС Совет по эстетике, который состоит из представителей партийной и общественных организаций. Совет работает по плану, разработанному на пятилетку. В порядке реализации плана уже выполнен большой объем работ.
В целях ликвидации шума на рабочих местах двигатель внутреннего сгорания в компрессорной установке заменен электрическим.
На укладочных кранах и кране КДЭ по предложению рационализатора Е. Г. Белецкого установлены зеркала, что значительно улучшает обзор места производства работ.
На 10-тонных козловых кранах рационализаторами С. М. Вольгой и В. Г. Радчуком смонтированы откидные мостики, обеспечивающие безопасность ремонтников при выполнении работ по обслуживанию и ремонту тельфера. Этой же творческой группой предложена и установлена на 10-тонном кране площадка для монтажа новых и замены негодных светильников на опорах троллейной линии.
Все подъездные, технологические и пешеходные дорожки асфальтированы. Всего заасфальтировано 25 600 м2 площади. На территории базы построены душевые-раздевалки на 180 мест; магазин; бытовое здание, в котором размещены прачечная ПМС и прачечная общего пользования, кабинет по технике безопасности, сапожная мастерская, медицинские кабинеты — зубной и педиатрический. В честь 50-летия Великой Октябрьской революции построено здание клуба на 210 мест, а в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина — здание, в котором размещены комната Трудовой славы, комнаты производственного и бытового назначения, мастерская по ремонту электрического инструмента, путейская кладовая.
Построены также материальный склад с подвальным помещением; стационарные механические мастерские с гаражом для автомобилей; здание, где размещено помещение для обогрева работников спецпункта по ремонту шпал, кладовая и мастерская для ремонта их инструмента.
Вдоль всей территории проложен водопровод с семью водоразборными колонками и пожарными гидрантами; устроена спортивная площадка с волейбольным полем и городошной площадкой.
Все помещения и устройства базы, за исключением материального склада и механических мастерских, построены силами работников ПМС-121.
Для обеспечения горячей пищей работников ПМС-121 имеется вагон-столовая на 36 мест и вагон-кухня, оборудованные по нашему проекту вагоноремонтным заводом в двух четырехосных пассажирских вагонах.
В вагоне-кухне установлены две электрические плиты и электрический титан, а в вагоне-столовой электромармиты для поддержания пищи в горячем состоянии. Оба вагона подключены к водопроводу и канализации. Рядом с ними устроен летний павильон на 48 посадочных мест, где раздача пищи производится с электромармитов. Столовая оборудована в соответствии с требованиями эстетики. Установлены светильники дневного света, потолочные вентиляторы, столы с гигиеническим покрытием. Стоимость блюд калькулируется без накладных расходов.
На линии работников обеспечивают бесплатными обедами, которые подвозят специально оборудованной машиной к месту работ в термосах с ближайших предприятий общественного питания.

Рис. 5. Зеленый массив вокруг территории стоянки вагонов

Рабочие ПМС-121 обеспечены двумя комплектами летней и одним комплектом зимней спецодежды. Налажена стирка ее.
Совет по эстетике ПМС-121 работает в содружестве с архитектурно-художественной мастерской Юго-Западной дороги, специалисты которой дают конкретные советы в каждом отдельном случае. Составлен генеральный перспективный план приведения хозяйства в соответствие с требованиями технической эстетики, который претворяется в жизнь. Кирпичные здания облицевали плиткой, а деревянные покрасили масляной краской приятных тонов в зависимости от их назначения и расположения. Для внутренних помещений разработаны паспорта покраски и окрашивают их в цвета, предусмотренные паспортом.
Территория базы полностью озеленена (рис. 5). Предпочтение отдается пирамидальным тополям, липе, клену, рябине, иве плакучей, сирени, дикому винограду. У рабочих мест для отдыха во время перерыва поставлены легкие ажурные беседки со столиками для игр, бильярдными столами.
Большая работа средн работников была проведена в части соблюдения чистоты на рабочих местах и территории. Установлено правило, при котором каждый работник в конце рабочего дня наводит порядок и чистоту на своем рабочем месте и прилегающей к нему территории, ухаживает за газоном или цветником, расположенным у рабочего места.
Большое значение мы придаем научной организации труда.
За последние годы по плану НОТ выполнены следующие работы: построен уголок тихого отдыха с фонтаном; смонтированы два 10-тонных козловых крана на путях разборки старой путевой решетки; в стадии монтажа поточная линия для подачи шпал от расшивочной машины в ремонт. Проект линии разработан инженерно- техническими работниками ПМС-121; оборудована внутренняя телефонная связь; установлено 20 светильников общей мощностью 25 кВт в районе маневровых и погрузочно-разгрузочных работ; разработана технология, по которой сборка новых уравнительных рельсов с постановкой накладок и шайб производится на базе; разработан технико-распределительный акт, предусматривающий спецификацию путей для стоянки машин; разработана технология ремонта бесстыкового пути на железобетонных шпалах в «окно» продолжительностью 6 ч с одновременной укладкой путевой решетки на фронте до 2000 м и рельсовых плетей бесстыкового пути на фронте работ до 1600 пог. м. Экономический эффект от внедрения новой технологии составил 9,5 тыс. руб.; введена диспетчеризация и создан цех оперативной работы.
Кроме изложенного, внедрен ряд технических новшеств, в том числе: изготовлена платформа-аппарель для выгрузки пакетов звеньев; оборудованы осветительные вышки на железобетонных опорах; изготовлены и установлены новые крепления роликовых транспортеров на 40 платформах (усиленные рельсами легкого типа); изготовлена гребенка для раскладки шпал; оборудована технологическая линия для расшивки звеньев, позволившая сократить число монтеров пути, занятых на этом виде работ на 9 чел.
Разработаны и внедрены в производство технологические процессы:
капитального ремонта пути на железобетонных шпалах с укладкой 2700 пог. м в 6-часовое «окно» на участке Нежин— Киев;
капитального ремонта перронных путей станции Киев-Пассажирский с применением грейферного крана и думпкарной вертушки;
укладки рельсовых плетей бесстыкового пути на участке 3200 пог. м механизированным способом с полной уборкой рельсов с перегона в 4-часовое «окно» с применением кранов УК-25/9 и УК-25/21; изготовлены чертежи и модернизирована путерасшивочная машина. Экономический эффект — 8200 руб.
В 1974 г. планируем внедрить следующие предложения наших рационализаторов:
установить упоры на платформах путеукладочного поезда;
оборудовать две платформы лебедками для увеличения дальности перетяжек пакетов;
оборудовать платформу лебедкой, питающейся от сети переменного тока, для использования на базе при погрузке звеньев на портальные платформы;
оборудовать на базе двустороннюю громкоговорящую связь.
В 1971 г. инженерно-техническими работниками был разработан перспективный план социального развития коллектива на пятилетку, в составлении которого участвовало 6 творческих групп. Были проведены социологические исследования по анкете, которую заполнил каждый работник ПМС-121.
Планом социально-экономического развития коллектива предусмотрены не только рост производства, но и улучшение условий труда, повышение уровня благосостояния коллектива, повышение квалификации и общеобразовательного уровня работников.
Внедрение в производственные процессы прогрессивной технологии, разработка и осуществление социальных мер, направленных на улучшение условий труда и быта работников, широкое развитие творческой инициативы позволили повысить выработку ПМС до 130 км приведенного ремонта пути в год, т. е. увеличить ее за последние 10 лет на 85 км.