Содержание материала

СНЕГОБОРЬБА И ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСОНАСАЖДЕНИЯ
И. Т. ШАРБАТОВ, начальник сектора текущего содержания пути ПТКБ ЦП МПС
НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ СНЕГОУБОРОЧНЫХ РАБОТ НА ПЕРЕГОНАХ И СТАНЦИЯХ

Устойчивая и бесперебойная работа дорог в зимний период зависит от организации работ по очистке снега на перегонах и уборке его на узлах и станциях. Вместе с тем успешное выполнение снегоуборочных работ в условиях непрерывного увеличения размеров движения возможно только на базе комплексной механизации.
Передовые коллективы дистанций пути и станций, непрерывно совершенствуя организацию и технологию уборки снега, изыскивают наиболее эффективные способы снегоуборочных работ.
На Пермском отделении Свердловской дороги на очистке и уборке снега использовали 18 снегоочистителей, 6 снегоуборочных машин, 2 путевых струга, снеговые поезда .в составе 186 вагонов и 12 локомотивов. При такой высокой оснащенности средствами механизации принятые меры борьбы со снежными заносами оказывались недостаточными и не обеспечивали бесперебойной поездной и маневровой работы.
Анализ показал, что главной причиной неудовлетворительной организации снегоуборочных работ явилось их планирование в отрыве от графика движения поездов, в результате чего снегоуборочная техника была обречена на простои из-за не предоставления путей.
Нормальная эксплуатационная деятельность отделения дороги при любой метеорологической обстановке может быть обеспечена только при четкой организации снегоуборочных работ, высокопроизводительном использовании всей имеющейся на отделении снегоуборочной техники и слаженности действий работников всех служб.
В этих целях инженеры отделов пути и движения разработали и успешно внедрили технологию снегоуборочных работ для каждой станции, увязанную с технологией работы станции и ее путевым развитием, и единую технологию механизированной очистки и уборки снега на отделении дороги, увязанную с планом эксплуатационной работы и графиком движения поездов, Разработанный технологический процесс ежегодно корректируется.
Главной особенностью метода Пермского отделения является разграничение обязанностей в организации снегоуборочных работ между службами отделения дороги.
Начальник отдела движения с диспетчерским аппаратом обеспечивает точное выполнение графика -работы снегоочистителей и снегоуборочных машин, своевременно выделяет локомотивы под снегоочистители и принимает меры к освобождению на станциях путей от подвижного состава для их механизированной очистки.
Начальник локомотивного отдела и начальники локомотивных депо выделяют на весь зимний период в постоянное пользование локомотивы, оборудованные радиосвязью, под снегоуборочные машины, обеспечивают своевременную экипировку локомотивов и смену бригад. Выделяют стойла для профилактического осмотра машин и ремонтируют снегоуборочную технику вне очереди.
Начальники вагонного отдела и начальники вагонных депо обеспечивают ремонт и исправность ходовых частей, кузовного оборудования, автосцепки и тормозной системы снегоочистителей и снегоуборочных машин.
Начальник отдела пути осуществляет руководство работой снегоуборочных и снегоочистительных машин, контролирует выполнение другими службами их обязанностей по своевременному ремонту машин, оборудованию связью и предоставлению локомотивов и путей.
Начальник отдела СЦБ и связи и начальник дистанции СЦБ и связи обеспечивают исправную -работу радиостанций, установленных на снегоуборочных машинах и локомотивах, постоянно закрепленных за ними.
Начальники станций непосредственно руководят работами по уборке снега на станции и несут ответственность за своевременную подготовку путей для беспрепятственного применения снегоуборочной техники, своевременное предоставление для очистки путей и маршрутов в горловинах, выполнение заданной нормы выработки снегоуборочными машинами в рейсах и за полное окончание всех работ по механизированной уборке и очистке снега в отведенное графиком время.


Рис. 1. График сквозного прохода снегоочистителя СДП по участку А—Ж

Работа каждой снегоуборочной машины находится под постоянным контролем маневровых диспетчеров, дежурных по станциям, дежурных по паркам, горкам и др.
Начальники дистанций пути несут ответственность за содержание в постоянной исправности снегоуборочной техники, за укомплектованность кадрами машинистов и их помощников снегоуборочных и других машин, используемых на снегоборьбе, из расчета трехсменной работы, организуют постоянно действующие на весь зимний период оперативно-наладочные бригады по содержанию в постоянной исправности снегоуборочной техники.


Рис. 2. График оборота снегоочистителя СДП с работой по станциям на участке А—Ж
Начальники дистанций пути совместно с начальниками станций по каждому раздельному пункту устанавливают, какие приемо-отправочные пути очищать от снега проходом снегоочистителей, с каких путей промежуточных станций убирать снег снегоуборочными машинами, определяют продолжительность нахождения машин на станциях и разрабатывают график их работы.
На основании этих данных начальники отделов движения, пути и локомотивного хозяйства отделения дороги разрабатывают график работы снегоуборочных машин в границах отделения, график оборота снегоочистителей и вариантные графики движения поездов. Графики работы снегоочистителей разрабатывают в двух вариантах — сквозного прохода снегоочистителя по главным путям (рис. 1) и очистки перегонов с работой снегоочистителя по станциям (рис. 2). В графиках регламентировано время перегонного хода и оборота снегоочистителей. Вариантные графики движения поездов предусматривают перегонное время хода снегоочистителя или снегоуборочной машины; последовательность обслуживания станций и продолжительность нахождения на каждой из них; время прибытия на станцию для работы, заезда на пути для очистки и погрузки снега и выезда для выгрузки; время направления на другую станцию; время, место и порядок смены локомотивных бригад; время, место и продолжительность экипировки локомотивов.
Распоряжение на ввод в работу снегоуборочных машин и снегоочистителей передается телеграммой начальника дистанции пути в адреса руководителей, обеспечивающих работу снегоуборочных машин (ДНЦС, ДС, ТЧ, НОДН, НОДП).
Дежурный по отделению, получив телеграмму о вводе графика работ снегоуборочных машин и снегоочистителей, предусматривает работу машин в плане поездной работы, дает распоряжение соответствующим исполнителям о переходе на вариантный график движения поездов.
В период сильных снегопадов и метелей, когда создается угроза образования снежных заносов и время отправления не совпадает с нитками вариантных графиков, снегоочиститель по участку пропускается диспетчерским приказом с преимуществом перед всеми другими поездами. В этом случае график движения корректируется дежурным по отделению.
Работа каждой снегоуборочной машины находится под постоянным контролем поездного диспетчера, который вместе с начальником станции организует очистку путей станции.
Наиболее сложными в отношении ликвидации снежных заносов являются крупные узлы и станции, при этом особо уязвимы стрелочные переводы (особенно централизованные), стрелочные горловины, горочные и подгорочные пути.
Уборка снега с горловин, со стрелочных переводов и тормозных позиций ранее выполнялась вручную с погрузкой на подвижной состав и выгрузкой в специально отведенных местах, что было связано с большими трудовыми затратами и непроизводительным использованием подвижного состава.
Уборка снега снегоуборочными машинами ножевого типа также требует применения ручного труда и, следовательно, не решает проблему комплексной механизации снегоуборочных работ на станции. Комплексно механизировать процессы уборки снега на территории всей станции — на путях, стрелочных переводах, глухих пересечениях и тормозных позициях — возможно только машинами со щеточным забором снега.
Снегоуборочные работы такими машинами выполняются по профилактической системе, т. е. без накопления снега выше головки рельса, вызывающего затруднения в эксплуатационной работе. В дни снегопадов и метелей снегоуборочные машины пропускают по каждому пути не реже одного раза в сутки. Использование для уборки снега на горловинах и стрелочных переводах снегоуборочных машин со щеточным забором снега повысило уровень механизации на 25—27%.
Передовые коллективы Пермского отделения, станций Свердловск-Сортировочный Свердловской дороги, Лосиноостровская Московской дороги, Кочетовка Юго- Восточной дороги и другие по разработанной технологии снег с горловин станции и со стрелочных переводов убирают снегоуборочными машинами и полностью отказались от формирования снеговых поездов.
Эффект от внедрения метода Пермского отделения Свердловской дороги сказался незамедлительно. Высвобождено 186 вагонов и 12 локомотивов, ранее используемых для формирования снеговых поездов, резко снижено количество привлекаемой временной рабочей силы, повышены уровень механизации и часовая производительность снегоуборочных машин. Эффективность новой технологии уборки снега характеризуется данными табл. 1.

Таблица 1

В методе Пермского отделения важными являются следующие положения:
а)  высокопроизводительное использование имеющейся на отделении снегоуборочной техники не ограничивается только пунктами их приписки. Снегоуборочные машины работают в границах всего отделения по разработанному графику;
б)  руководство организацией работ по очистке и уборке снега осуществляют работники движения, а ответственность за своевременное выполнение этих работ возложена (приказом начальника отделения) на руководителей всех причастных служб (но элементам графика);
в)  на отделении план уборки снега считают неотъемлемой частью плана эксплуатационной работы и технологию уборки снега на станциях рассматривают, как часть технологического процесса работы станции, увязанного с графиком движения поездов.

Ценность метода Пермского отделения заключается в комплексном решении вопроса очистки и уборки снега на перегонах и станциях, в четком разграничении обязанностей и ответственности работников всех служб, участвующих в сложном комплексе снегоуборочных работ.
На станции Свердловск-Сортировочный Свердловской дороги уборка снега производится по специально разработанному технологическому процессу, увязанному с технологией работы станции. На станции строго разграничены обязанности и ответственность между хозяйственными предприятиями узла. В работе узла решающим является ритмичная работа горок, поэтому очистка путей и междупутий от снега в зоне тормозных позиций является первоочередной задачей. Уборка снега с путей и стрелочных переводов выполняется одной секционной машиной. В первую очередь убирают снег с участков тормозных позиций путей сортировочного парка. От конца замедлителей очищают все стрелочные переводы, тормозной путь башмакосбрасывателя и 150—200 м пути в глубину парка.
Очередность очистки и организация движения снегоуборочной машины на горочных путях осуществляются маневровым диспетчером без прекращения роспуска вагонов с горки.
Для очистки путей сортировочного парка снегоуборочный поезд формируют по следующей схеме: головной вагон машины (направлен в сторону горки), полувагоны, концевой вагон и локомотив, поставленный со стороны парка. При таком расположении уменьшается число заездов на путь и улучшаются условия производства маневровых работ на подгорочных путях.
По команде маневрового диспетчера снегоуборочная машина спускается со стороны парка приема по горке на очищаемый путь. После проследования стрелочных переводов включают боковые щетки для забора снега с междупутья во внутрь колеи, локомотив со снегоуборочной машиной по сигналу составителя движется в глубину парка. При наличии на пути вагонов их прицепляют и осаживают до тех пор, пока голова машины не пройдет 150—200 м пути за башмакосбрасыватель. По сигналу руководителя работ составитель отцепляет осаживаемые вагоны и машина в рабочем состоянии со включенными рабочими органами движется в сторону горки до предельного столбика. По команде маневрового диспетчера, если нет роспуска вагонов в данный пучок, машина продолжает двигаться с работой до первого замедлителя и сразу же передвигается на следующий путь; цикл повторяется до тех пор, пока не заполнится снегом весь состав.
Закончив уборку снега с тормозных позиций всех путей сортировочного парка, приступают к уборке снега машиной с путей сортировочного парка за пределами тормозных позиций. Для очистки путей сортировочного парка снегоуборочный поезд формируют по следующей схеме: головной вагон машины, полувагоны, концевой вагон и локомотив со стороны горки. При движении машины со стороны маневровой горловины в сторону горки включают боковые щетки для забора снега с междупутья во внутрь колен. Если на пути имеются отдельно стоящие вагоны (до 40 вагонов), по указанию маневрового диспетчера их прицепляют к локомотиву и при отсутствии роспуска вагонов вытаскивают на горку до тех пор, пока головная машина не встанет на начало очистки пути (на расстоянии 150—200 м от башмакосбрасывателя). Затем снегоуборочная машина в рабочем состоянии движется в сторону маневровой горловины и забирает снег. Вагоны подтягивают к предельному столбику этой горловины и отцепляют. После очистки одного или нескольких путей парка, когда полностью загрузится машина снегом, ее отправляют под выгрузку и затем снова возвращают к фронту погрузки и уборке снега. Цикл повторяется до полной уборки снега с путей парка.
Если на сортировочной станции отсутствуют поворотные средства или для поворота снегоуборочной машины требуется продолжительное время, снег с путей сортировочного парка убирают двумя снегоуборочными машинами.
Когда на очищаемом пути находится группа более 40 вагонов, по окончании роспуска вагонов в помощь локомотиву снегоуборочной машины выделяется горочный локомотив.
В парке приема поездов по команде дежурного по парку по свободному пути машина движется в противоположную горловину от горки, а вслед за ней и горочный локомотив, который, возвращаясь, заезжает под состав, подлежащий роспуску, и убирает его на путь надвига. На освобожденный локомотивом путь заезжает снегоуборочная машина и убирает снег с пути. По окончании очистки и уборки снега машину по этому пути возвращают обратно в горловину и затем заезжают на следующий путь, с которого горочный локомотив тем же порядком уберет состав.
В парке отправления снег убирают вслед уходящему на перегон поезду. По отправлении поезда дежурный по парку отправления разрешает заезд снегоуборочной машины на освободившийся путь.
Подсчеты показали, что применение снегоуборочных машин СМ-2 на уборке горочных путей и горловин станции Свердловск-Сортировочный высвобождает 11840 чел.-дней, что дает экономический эффект около 29 тыс. руб.
Применение на станциях снегоуборочных машин со щеточным забором снега вместо снегоуборочных машин ножевого типа сократило площадь станции, очищаемую вручную, с 25 до 7%.


Рис. 3. Места складирования снега на переходах между стрелочными переводами и концах парковых путей с тяготеющими к ним стрелочными переводами

Средневзвешенная дальность перемещения 8,6 м.
На Пермском отделении и станции Свердловск-Сортировочный уборка снега с путей и стрелочных переводов выполняется одной машиной последовательно. Вследствие большой длины секционного снегоуборщика затрудняется уборка снега с каждой стрелки. Поэтому стрелочные переводы и горловины очищают от снега в основном вручную с перекладкой его на расстояние 10— 15 м и сбором на заранее предусмотренных малодеятельных маршрутах с последующей уборкой его снегоуборочной машиной (рис. 3). При определении мест складирования снега исходят из следующих соображений: длина участка пути должна позволять погрузку снега машиной без ущерба для работы станции; трудоемкость работ по перемещению снега для вывоза его снегоуборочной машиной должна быть не больше трудоемкости погрузки его на снеговой состав.
Эффективность новой технологии уборки снега на станции Свердловск-Сортировочный характеризуется данными табл. 2.


На сортировочной станции Кочетовка Юго-Восточной дороги путейцы в содружестве с движенцами разработали новую технологию снегоуборочных работ на базе комплексной механизации, увязанную с планом эксплуатационной работы станции Кочетовка. Руководство снегоуборочными работами осуществляет штаб снегоборьбы под председательством начальника станции.
Пути парка приема и отправления очищают методом отвалки снега снегоочистителем. Снег со среднего пути парка переваливают на крайние пути с последующей отвалкой под откос.
На Северной и Южной системах узла снег убирают двумя снегоуборочными машинами СМ-2, одна из которых убирает снег в глубине сортировочного парка, другая — в пределах горба горки и первой тормозной позиции. По горловинам, стрелочным переводам п другим стесненным местам работает специально выделенная снегоуборочная машина СМ-2.
В сортировочном парке при снежном покрове более 15 см уборку снега производят комплексно с применением струга, снегоочистителя и снегоуборочной машины СМ-2. При этом требуется поочередно освобождать от подвижного состава не менее трех смежных путей.
Вначале струг, двигаясь по крайнему из смежных путей, отваливает снег из междупутья второго и третьего путей; вслед за стругом на расстоянии 50 м следует снегоочиститель, который очищает путь и междупутье на 50 мм ниже головки рельса. 

Затем струг со снегоочистителем перемещаются на следующий путь и таким же способом перемещает снежный вал на путь, на котором предусмотрено его складирование. Образовавшийся снежный вал убирают одной или двумя снегоуборочными машинами. При такой технологии за 120 мин очищают от трех до шести путей и междупутий с высоким качеством очистки, а сроки уборки снега с сортировочного парка сокращаются с 84 до 52 ч.
Эффективность от внедрения разработанной технологии характеризуется следующими данными:

  1. высвобождено подвижного состава 80 единиц и 4 локомотива, которые ранее использовались для формирования снеговых поездов;
  2. уровень механизации повысился до 85% против 62% в 1966 г.;
  3. стоимость уборки 1 м3 снега с 29 коп. в зиму 1966/67 г. снизилась до 12 коп. в 1972/73 гг.;
  4. в 1966 г. в период снегопадов и метелей роспуск вагонов с горки за смену составлял 16—18 поездов. Применение новой технологии очистки путей от снега дало возможность довести роспуск вагонов за смену до 32 поездов. При нормальных метеорологических условиях в среднем распускают с горки 40 поездов.

Без снегозащиты объем снегоуборочных работ на станции возрастает в 1,5—1,8 раза. Задержание 1 м3 снега средствами защиты в 10—15 раз дешевле его уборки даже современными машинами.
Для снегозадержания на Кочетовском узле созданы многорядные контурные линии живой защиты по всему периметру территории узла. Кроме того, применяется внутристанционная система снегозадержания из однорядных и многорядных малогабаритных щитовых линий.
На станции Лосиноостровская Московской дороги путейцы в содружестве с движенцами, развивая метод станции Свердловск-Сортировочный и Пермского отделения Свердловской дороги, для выполнения снегоуборочных работ территорию станции разделили на отдельные технологические участки, за которыми закрепили соответствующие снегоуборочные машины. Эксплуатационная работа на станции выполняется по утвержденному суточному плану-графику, который определяет режим приема, формирования и отправления поездов.
Снегоуборочные работы в парках планируют на основе суточного плана-графика работы станции, рассчитанного на максимальный поток поездов. Уменьшение поездного потока улучшает выполнение снегоуборочных работ.

Рис. 4. График работы одноваточного снегоуборщика на горочной горловине

При разработке планов снегоуборочных работ на основании анализа суточного плана-графика выявляют свободные промежутки времени или «окна» по каждому пути парка, района, станции, горловине, в течение которых они свободны от подвижного состава. Затем в эти «окна» вписывают расчетное количество рейсов снегоуборочных машин с учетом очередности очистки путей и объема убираемого снега. В суточном графике указывают место работы снегоуборочных машин и маршруты следования их к месту выгрузки и обратного возвращения к местам погрузки снега в первые, вторые и третьи сутки. В первую очередь планируют работы по очистке горловины от снега.
Горочные горловины на сортировочных станциях требуют постоянной тщательной очистки от снега, так как в этой зоне отцепы двигаются по инерции. 

Рис. 5. График работы снегоуборщика (жирная линия) в горловине приемного парка
Накопление снега выше головки рельса создает трудности в работе составительских и локомотивных бригад и ухудшает условия техники безопасности. Кроме того, при наличии снега на уровне и выше головок рельсов происходит его напрессовка вдоль рабочей грани, и тормозной башмак, упираясь в уплотненный снег, поднимается, скользит над головкой рельса и не обеспечивает своевременную остановку отцепа.
Для работы одновагонного снегоуборщика на горловинах в суточном плане-графике выявляют свободные промежутки времени на горловинах и в зависимости от их продолжительности прокладывают нитки работы машины по каждому маршруту. В графике указывают места отстоя снегоуборщика во время пропуска поездов и маневровых передвижений на горочных горловинах (рис. 4) и на горловинах приемного парка (рис. 5).

Организация снегоуборочных работ по единому графику работы станции способствует повышению сменной и суточной выработки снегоуборочных машин и позволяет выполнять снегоуборочные работы без нарушения ритма эксплуатационной работы станции.
Опыт работы станции Лосиноостровская показал, что наиболее рациональная организация и технология снегоуборочных работ на крупных станциях и узлах возможна при использовании двух типов машин; одновагонной — для уборки снега с горловин, и секционной — для работ в парках.
Такая расстановка вызвана тем, что секционные снегоуборочные машины в составе трех вагонов и локомотива общей длиной около 100 м могут быть эффективно использованы в парках, где для уборки снега с длинных путей требуется большая погрузочная емкость. На горловинах их использование затруднено. С горловин и стрелочных переводов более эффективно снег убирать одновагонной машиной, которая при одинаковых условиях убирает на горловинах снег в 1,4—1,7 раза быстрее, чем секционная машина, поэтому и стоимость уборки снега одновагонной машиной по сравнению с секционной ниже на 20—25%.
Парковые пути секционная машина очищает от снега в 1,2—1,3 раза быстрее, чем одновагонная.
Практика показала, что при одновременной работе двух снегоуборочных машин горловинного и паркового применения наиболее рациональным является их расположение рабочим ходом навстречу друг другу.
Путейцы станции Лосиноостровская со всего стрелочного перевода убирают снег механизированным способом, пропуская машину рабочим ходом по прямому и боковому направлениям. В местах, не доступных на стрелочном переводе для работы машины, перед ее проходом снег очищает и закидывает в колею вручную бригада из 6—8 чел. После прохода снегоуборочной машины с помощью сжатого воздуха производят подчистку стрелки и удаление снега из шпального ящика, в котором расположены стрелочные тяги.
Метод комплексной механизации снегоуборочных работ, осуществляемый на основе единого технологического процесса эксплуатационной деятельности станции, обеспечивает своевременную уборку снега, сохраняет 
ритм поездной и маневровой работы при самых сильных снегопадах и метелях.
Применение новой технологии снегоуборочных работ на станции Лосиноостровская дало возможность высвободить 60 вагонов и 3 локомотива, ранее используемых для формирования снеговых поездов, увеличить производительную работу снегоуборочных машин до 14—19 рейсов в сутки против 9 рейсов, повысить уровень механизации до 79% против 49%, снизить стоимость уборки 1 м3 снега на 52%.
На дорогах сети метод Пермского отделения и станции Свердловск-Сортировочный Свердловской дороги, одобренный решением Коллегии МПС, нашел широкое применение.
В результате внедрения его значительно увеличилась производительная работа снегоуборочных машин, снижены трудовые затраты и стоимость уборки. 1 м3 снега. Результаты внедрения метода Свердловской дороги на дорогах сети показаны в табл. 3.

Таблица 3


Показатели

Зима в годы

1967/68

1968/69

1969/70

1970/71

1971/72

1972/73

Число рейсов снегоуборочной машины в сутки (в среднем по сети) ...

4,56

4,82

4,93

4,62

5,4

5,5

Стоимость уборки 1 м3 снега в коп

25,69

24,67

26,0

25,2

23,8

26,0

Уровень механизации в % .

61,21

66,04

57,6

57,6

67,1

64

Новые методы организации снегоуборочных работ могут быть эффективны при соблюдении следующих принципов:
а)  четкой увязки плана уборки снега с планом эксплуатационной работы отделения дороги и станции;
б)  строгого графикового движения снегоуборочных и снегоочистительных машин по перегонам и станциям;
в)  разграничения ответственности между работниками служб по выполнению графика работы снегоуборочной техники;
г)  осуществления систематического контроля и анализа снегоуборочных работ.