Содержание материала

В зависимости от места возникновения к.з. они сопровождаются отключением автоматических выключателей В20 (ток уставки 50 А) или ВЗО (ток уставки 30 А). При к.з. в отдельных цепях или в их участках, защищенных автоматическим выключателем В20, ток к.з. может не достигать величины тока уставки. Например, при к.з. в проводе 604 величина тока к.з. 30 А. Вместо отключения выключателя В20 резко снижается напряжение в цепях управления, что определяется по показанию вольтметра на пульте помощника машиниста, по снижению накала сигнальных ламп на пульте машиниста, ламп освещения. Возможно появление запаха горелой изоляции.
Отключение автоматических выключателей В20 и ВЗО, кроме визуального осмотра, определяется на слух, когда электропневматический клапан КЭП9 не срабатывает на секции, из которой производится управление, при нажатии ножной педали КН2 отпуска тормоза электровоза.
Для определения участка цепи управления первой позицией с к.з. независимо от момента срабатывания автоматических выключателей цепь разбивают на отдельные участки. Для этого переводят главную и реверсивно-селективную рукоятки контроллера машиниста на нулевые позиции, выключают автоматические выключатели В20 и ВЗО.
Затем действуют в следующей последовательности. Включают автоматические выключатели В20, ВЗО, устанавливают реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-М», а главную рукоятку контроллера машиниста — на первую позицию. Участок цепи с к.з. определяют по отключению автоматических выключателей.
Если после указанных действий к.з. не обнаружено, опустить токоприемники, включить БВ, установить реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-М» и перевести его главную рукоятку с первой до ходовой позиции. Отключение автоматических выключателей на одной из реостатных позиций свидетельствует о соединении между собой зажимов катушки вентиля того реостатного контактора, катушка которого на данной позиции соединяется с корпусом.
Примечание. Неисправность определяют при движении, а прозвонку цепей и устранение неисправности, как правило, на остановке после вызова вспомогательного локомотива. Число участков, на которые разбивается электрическая цепь, зависит от намеченного выхода из положения. В свою очередь, успех выхода из положения во многом зависит от наличия и правильности маркировки проводов в контроллере машиниста. В зависимости от места к.з., регулировки тока уставки автоматических выключателей отключается один или оба выключателя. Важен момент срабатывания выключателей.

Автоматические выключатели В20 и ВЗО (один или оба) отключаются сразу после их восстановления при нахождении рукояток контроллера машиниста на нулевых позициях

Возможная причина — к.з. в одном из проводов 501, 502, 503, 504, 505, 637, 675, 688,
689, Э646, 592, 647 (провода 689—647 — после диода Д77), 739, Э740.
Прозвонка
Выключить автоматический выключатель ВЗО и включить автоматический выключатель В20. Выключатель В20 отключился — к.з. в проводе 501, не отключился: к.з. в остальных указанных проводах.
Выключить автоматический выключатель В20; на секции, из которой производится управление, нажать на якорь реле РП26, включить автоматические выключатели В20 и ВЗО. Возможны два варианта:

  1. Автоматический выключатель ВЗО или оба выключателя отключились — к.з. в одном из проводов 502, 503, 637, 688, 689, Э646, 647, 739, Э740.
  2. Автоматический выключатель ВЗО или оба выключателя не отключились — к.з. в проводе 505 или 504.

В первом случае перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-П», его тормозную рукоятку установить в положение «П». Развернуть штепсельный разъем на пульте машиниста к контроллеру крана машиниста усл. № 395, выключить ЭПК. При восстановленном выключателе В20 восстановить выключатель ВЗО:
выключатель ВЗО отключился — к.з. в проводе 502 или 503;
выключатель не отключился — повернуть штепсельный разъем к контроллеру крана машиниста: выключатель ВЗО отключился — к.з. в проводе 739 или Э740;
выключатель не отключился — перевести тормозную рукоятку на позицию «0»:
выключатель ВЗО отключился — к.з. в одном из проводов 688, 689, Э646, 692, 647;
выключатель не отключился — перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста из положения «Вперед-П» в положение «Вперед-М»:
выключатель ВЗО отключился — к.з. в проводе 637 или 675.
Примечание. Штепсельный разъем на пульте машиниста разворачивают для отсоединения проводов 739 и Э740 от провода 503. Перевод тормозной рукоятки контроллера машиниста на позицию «П» при нахождении его реверсивно-селективной рукоятки в положении «Вперед-П» выполняется для отсоединения проводов 688, 689, Э646, 692, 647 от провода 503 и проводов 637, 675 от проводов 688, 689, Э646, 692, 647.

Действия локомотивной бригады
При к.з. в проводе 501 необходимо при выключенном автоматическом выключателе В20 осмотреть 93-94 КЭ тормозного вала контроллера машиниста. При его исправности отсоединить провод 501 и перемычку от нижних зажимов автоматических выключателей В20 и ВЗО и отвести их в сторону. Освободившиеся нижние зажимы выключателей соединить перемычкой.
В контроллере машиниста выполнить следующие переключения: отсоединить провод 501 (рис. 14.1) от контакта 93 КЭ тормозного вала, оставив на месте перемычки к контактам 105 и 79 этого вала, и подвязать его к пучку проводов. Соединить перемычкой контакт 93 с шиной между контактами 95-103 КЭ.
Примечание. При отсутствии маркировки на проводе 501 и перемычках их также отсоединить и подвязать к пучку проводов. В этом случае контакт 93 соединить перемычкой с контактами 105 и 79 КЭ тормозного вала.

При к.з. в проводе 502 или 503 выключить автоматический выключатель ВЗО и осмотреть КЭ всех валов контроллера машиниста, проверить состояние пучков проводов. Затем на реле РП26 в контроллере машиниста и рейке зажимов выполнить следующие переключения и соединения:

  1. на реле РП26 отсоединить провод 504 и соединить его перемычкой с проводом 417 на катушке реле времени РВ7 (электровозы до № 372) или с проводом 320 (электровозы с № 373);
  2. отсоединить два провода 502 от контакта 3 КЭ реверсивно-селективного вала и подвязать их к пучку проводов. Перемычки к контактам 13 КЭ реверсивно-селективного вала и 77 КЭ тормозного вала оставить на месте;
  3. отсоединить два провода 503 от контакта 115 КЭ тормозного вала и подвязать к пучку проводов;
  4. соединить перемычкой провод 501 на контакте 93 КЭ тормозного вала с контактом 3 КЭ реверсивно-селективного вала и с контактом 115 КЭ тормозного вала;
  5. на рейке зажимов соединить перемычкой провод Э740 с любым «плюсом» (провод 503).

Выключить автоматический выключатель ВЗО, восстановить автоматический выключатель В20 и включить ЭПК. Следовать на всех соединениях тяговых электродвигателей с применением ослабления возбуждения. Помнить о том, что схема первой позиции соберется при выключенной АБТ.
Примечание. При отсутствии маркировки на проводах 502 и перемычках их также отсоединить от контакта 3 и подвязать к пучку проводов, а провод 501, кроме того, соединить с контактами 13 и 77.
Тяговые электродвигатели дистанционно не отключать, так как промежуточное реле РП15 выключено.

При к.з в проводе 504 или 505 отсоединить провод 504 от контактов реле РП26, в контроллере машиниста отсоединить провод 505 (см. рис. 14.1) от контакта 71 КЭ реверсивно-селективного вала, оставив на месте перемычку к контакту 65 КЭ реверсивно-селективного вала, и подвязать


Рис 14.1. Монтажная схема контроллера машиниста на электровозах ВЛ11м
его к пучку проводов. Освободившийся контакт соединить с проводом 503 на контакте 115 КЭ тормозного вала или с проводом Э301 в кабине.
Примечание. При отсутствии маркировки на проводе 505 и на перемычке к контакту 65 ее также отсоединить и соединить с одним из указанных проводов.

При к.з. в проводе 637 или 675 осмотреть 1-2 КЭ главного вала контроллера машиниста и устранить неисправность. Если она не обнаружена, на подвижный контакт 1-2 КЭ надеть изоляционную трубку. БВ включить кнопкой «БВ» и кратковременным соединением проводов Э404 и Э402 на рейке. При этом дистанционное переключение кулачковых валов отключателей двигателей ПкД всех секций из положения «Нормальное» в положение «Аварийное» исключается.

При к.з. в одном из проводов 688, 689, Э646, 692 или 647 необходимо:
• в контроллере машиниста (см. рис. 14.1) осмотреть 115-116 КЭ тормозного вала, 61-62 КЭ главного вала и 1-2 КЭ реверсивно-селективного вала. Если неисправность не обнаружена, на подвижный контакт 115-116 КЭ надеть изоляционную трубку;

  1. для включения БВ на рейке зажимов секции, из которой производится управление, соединить перемычкой провод 637 с любым «плюсом» (провод Э404). БВ включить обычным порядком.

Примечание. Следует помнить, что кнопка «Возврат БВ» находится под напряжением независимо от положения главной рукоятки контроллера машиниста.

При постановке реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста в положение «Вперед-М» отключается автоматический выключатель ВЗО

Возможные причины:

  1. к.з. в одном из проводов Э563, Э561 (Э562) или 512, 513, 567 одной из секций;
  2. к.з. в одном из проводов 746, 741, 742, 743, 744 одной из секций.

Прозвонка
При наличии сжатого воздуха в тормозных цилиндрах электровоза отпустить тормоз электровоза и восстановить автоматический выключатель ВЗО в нулевом положении рукояток контроллера машиниста:
автоматический выключатель ВЗО восстановился — к.з. в одном из проводов 746, 741,742, 743, 744 на одной из секций. Неисправную секцию не вызванивать;
автоматический выключатель ВЗО не восстановился — к.з. в одном из проводов Э563, Э561 (Э562) или 512, 513, 567 одной из секций. Перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-П» и восстановить автоматический выключатель ВЗО:
автоматический выключатель ВЗО восстановился — к.з. в проводе Э563;
автоматический выключатель ВЗО не восстановился — к.з. в одном из проводов Э561 (Э562) или 512, 513, 567 одной из секций. Перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Назад-М» и восстановить автоматический выключатель ВЗО:
автоматический выключатель ВЗО не отключился — к.з. в проводе Э561 (Э562);
автоматический выключатель ВЗО после поворота ПкР отключился — к.з в одном из проводов 512, 513, 567 одной из секций. Неисправную секцию не вызванивать.

Действия локомотивной бригады
При к.з. в одном из проводов 746, 744, 743, 742, 741 на каждой секции надеть изоляционную трубку на подвижный контакт ВУП4 или отсоединить от его контактов один из проводов 567, 746 и заизолировать их. Расклинить в выключенном положении токовое реле РТ38 ПРУ. ПРУ работать не будет. При необходимости включить принудительно один из клапанов КЭП6 или КЭП7.
При к.з. в проводе Э563 осмотреть 77-78 КЭ реверсивно-селективного вала контроллера машиниста. При исправности КЭ надеть изоляционную трубку на его подвижный контакт. При необходимости кулачковые валы каждого ПкТ на всех секциях установить в положение «М» нажатием на грибок вентиля.
При к.з. в проводе Э561 (Э562) на секции, из которой производится управление, надеть изоляционную трубку на подвижный контакт 71-72 КЭ реверсивно-селективного вала котроллера машиниста.
На каждой секции:

  1. оставить кулачковые валы обоих ПкР согласно направлению движения или нажатием на грибок вентиля установить их согласно направлению движения;
  2. подав песок, убедиться в правильном положении кулачковых валов обоих ПкР;
  3. на блокировочном барабане ПкР2 отогнуть палец 2 или отсоединить от него два провода 567 и соединить их вместе;
  4. на блокировочном барабане ПкГ1 отогнуть палец 21 или отсоединить от него два провода 567 и развести их;
  5. на рейке зажимов соединить перемычкой провода Э563 и 567, определить на слух или визуально включение реле РП20. При невключении реле расклинить его во включенном положении.

Прямодействующий тормоз электровоза для ликвидации боксования не применять.

При к.з. в одном из проводов 512, 513, 567 одной из секций
на каждой секции:

  1. на блокировочном барабане ПкР1 отогнуть палец 8 или отсоединить от него два провода Э561, соединить их вместе и заизолировать. Отогнуть палец 10 или отсоединить от него два провода Э562, соединить их вместе и заизолировать;
  2. на блокировочном барабане ПкР2 отогнуть палец 8 или отсоединить от него два провода 567 и развести их;
  3. на катушке вентиля контактора КН отсоединить провод 567 и освободившийся зажим соединить перемычкой с проводом 641 на катушке контактора К13;
  4. расклинить реле РП20 во включенном положении.

Примечание. Из-за невключения реостатного контактора КЗ на отдельных позициях будут провал и броски токов. Во избежание этого от катушки вентиля контактора КЗ отсоединить два провода 567 и освободившийся зажим катушки соединить с проводом 641 на катушке вентиля контактора К4. При торможении электровоза не будет включаться ПРУ задних по ходу тележек. Ввиду большого объема переключений выход из положения выполнять на перегоне только после вызова вспомогательного локомотива или на станции.