НЕИСПРАВНОСТИ В СХЕМЕ, ПРОВОДАХ И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Общие сведения об электрических схемах тепловозов
Различают схемы принципиальные, исполнительные и монтажные На принципиальных схемах изображают электрические связи между машинами и аппаратами. Например, на рис 1, а изображена часть принципиальной схемы пуска дизеля, из которой видно, что ток от плюса батареи идет через нож рубильника ВБ, контактор Д1 на якорь генератора, обмотку добавочных полюсов, пусковую обмотку, контактор Д2 и возвращается на минус батареи через второй рубильник батареи ВБ На рис. 1, б показана исполнительная схема той же цепи пуска дизеля, в которой приведены номера проводов, место подключения их от батареи к плюсу генератора (у вывода неподвижного контакта поездного контактора П3), обозначения выводов обмоток (Я и ДП — у пусковой обмотки) и т.д.
Рис. 1 Принципиальная (а) и исполнительная (б) схемы пуска дизель генератора от аккумуляторной батареи
Монтажная схема показывает установку аппаратов (например, в аппаратной камере) и раскладку проводов. В монтажных схемах, как правило, указывают длину каждого из проводов. Номера проводов и обозначения аппаратов и машин на исполнительной и монтажной схемах соответствуют действительным обозначениям их на тепловозе. На каждом проводе с обеих концов ближе к наконечникам укреплены металлические или пластмассовые бирки с номером. На аппаратах нанесено краской или эмалью наименование по схеме. Обозначение клеммных реек (т. е. клемм, на которых соединяются при помощи наконечников отдельные провода) читается так, например, 7/8 — седьмая клеммная рейка, восьмая клемма сверху (или слева). На монтажной схеме указывается порядок укладки проводов, прибандажировки их к специальным кронштейнам и деталям кузова, порядок подсоединения наконечников и т. д.
Расположение аппаратов и машин на принципиальных и исполнительных схемах не учитывают; узлы одного аппарата (силовые контакты, катушки, блокировочные контакты) располагают в различных местах. На всех схемах контакты аппаратов изображают в том состоянии, в котором они находятся при обесточенных катушках, а для аппаратов с ручным управлением в их нерабочем положении.
В схемах тепловозов различают силовую цепь, которая включает в себя генератор и тяговые электродвигатели и аппаратуру, которая их соединяет, цепи возбуждения генератора и возбудителя, цепи управления тепловозом и вспомогательные (освещения, вентиляции и т. д.).
Типы проводов, применяемые в схемах, и их характерные повреждения
Все аппараты и машины электрически между собой соединены проводами. В зависимости от напряжения и величины тока, протекающего по ним, провода подбирают по типу изоляции и по сечению токопроводящей жилы. Количество проводов, идущих на одну секцию тепловоза, достигает 5—6 км.
Характерными повреждениями проводов являются: нарушения контакта в разъемных соединениях (в местах крепления к аппаратам, машинам, клеммным наборам), нарушение пайки в наконечниках, обрыв жил у наконечников, механические повреждения изоляции, разъедание изоляции топливом и смазкой.
При ремонте тепловоза осматривают клеммные панели в аппаратной камере, на пульте управления, присоединение проводов к аппаратам, машинам. Гайки, крепящие наконечники проводов, проверяют торцовым ключом, ослабшие подтягивают. Крепежные детали по конструкции и количеству должны строго соответствовать установленным заводом-изготовителем.
Осматривают состояние проводов и их изоляцию в местах выхода из труб, клеммных (сборных) коробок, у клиц, в местах близкого прохождения к металлическим конструкциям. Провода не должны касаться металлических предметов. В местах выхода из труб и коробок, как правило, заводы устанавливают резиновые (или из другого изоляционного материала) втулки (трубки). Если почему-либо их не оказалось или они сдвинулись в процессе работы, необходимо устранить это нарушение. Изоляционную втулку, смещенную со своего места, устанавливают и закрепляют так, чтобы провод был защищен от касания металлических предметов. Если такой втулки не оказалось, следует разрезать кусок резиновой трубки и уложить на кабель, углубив в металлическую коробку или другую деталь и закрепить шнуром. Если не представляется возможным вставить трубку, то используют электрокартон, которым обертывает провод и сдвигают на 30—50 мм его в трубу (или другую деталь), а сверху накладывают, промазывая изоляционным лаком, стеклоткань и на нее накладывают электрокартон, затягивая шнур с захватом части трубы (50—60 мм) и части выступающего из трубы электрокартона. Такое закрепление позволяет обеспечить неподвижность электрокартона на выходе из трубы.
Тщательно осматривают провода в местах их возможного перемещения. Кабели, расположенные рядом, при перемещении друг относительно друга могут перетирать изоляцию, что может привести к короткому замыканию. В таких местах провода «прибандажируют» друг к другу, чтобы создать их взаимную неподвижность.
Проверяют состояние штепсельных разъемов, сборных коробок. Разъемы и коробки вскрывают, осматривают, очищают. При оплавленных контактах, обугленных изоляционных колодках, повреждении резьбы на накидных гайках или корпусах и нарушении герметичности разъемы ремонтируют или заменяют.
Межтепловозные соединения с тепловозов снимают и проверяют на специальном стенде. Кабельные наконечники, имеющие трещины и подгары, заменяют, а деформированные выправляют. При необходимости наконечники облуживают. Если провода в месте присоединения к наконечнику имеют более 10% оборванных жил, провод обрезают и наконечник перепаивают. Соединять провода можно только на клеммных панелях, сборных коробках. Неисправный провод заменяют полностью до ближайшего клеммного соединения. Не допускается наращивать провода скруткой, производить от них отпайку, присоединять их к клеммам без наконечников.
Резиновая изоляция проводов считается годной, если не возникнет в ней трещин при изгибе на 180°. При замене проводов, перепайке наконечников обращают внимание на зачистку жил, подготовку наконечников. После пайки и необходимой правки наконечника место соединения провода к наконечнику изолируют изоляционной лентой, где предусмотрено чертежом. Местные повреждения изоляции проводов (от перетирания) восстанавливают наложением двух-трех слоев изоляционной ленты с промазкой их изоляционным лаком.