Содержание материала

Короткие замыкания в цепях управления первой позицией, в зависимости от их места, сопровождаются отключением автоматических выключателей В20 (ток уставки 50 А) и ВЗО (ток уставки 16 А). На электровозах до № 325 перегорал предохранитель ПрЮ на 15 А, на электровозах до № 496 предохранитель выключателя управления ВУ20 на 45 А.
При к.з. в цепях, защищенных выключателем В20 (ВУ20), ток к.з. может не достигать тока уставки. Вместо отключения резко снижается напряжение в цепях управления, что определяется по показанию вольтметра на пульте помощника машиниста, по снижению накала сигнальных ламп, ламп освещения; возможно появление запаха горелой изоляции. Подобное происходит и при установке на предохранителях и автоматических выключателях «жучков».
В свою очередь, отключение автоматических выключателей В20 (ВУ20) и ВЗО (ПрЮ) сопровождается разбором схемы управления тяговыми электродвигателями, а на электровозах до № 599 свистком ЭПК и погасанием ламп локомотивного светофора. Однако не следует забывать, что цепь АЛС защищена своими предохранителями Пр7 и Пр8 (с № 265 — автоматическим переключателями В26 и В27), расположенными в машинном отделении на торцовой стенке высоковольтной камеры. Их отключение сопровождается свистком ЭПК и погасанием ламп локомотивного светофора. Схема при этом не разбирается до срабатывания ЭПК.
Отключение автоматических выключателей В20 (ВУ20) и ВЗО (ПрЮ), кроме визуального осмотра, определяется на слух по отсутствию срабатывания клапана электропневматического клапана КЭП9 при нажатии ножной педали отпуска тормоза электровоза.
Чтобы определить участок цепи управления с к.з. на первой позиции, независимо от момента срабатывания автоматических выключателей, цепь разбивают на отдельные участки. Для этого переводят главную и реверсивно-селективную рукоятки контроллера машиниста на нулевые позиции, выключают автоматические выключатели В20 (ВУ20), ВЗО (ПрЮ) и ЭПК КЭП 13. Затем действуют в следующей последовательности: включают автоматические выключатели В20 (ВУ20), ВЗО (ПрЮ) и ЭПК КЭП 13, поочередно переводят реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положения «Вперед-М» и «Вперед-СМ». Главную рукоятку контроллера вначале устанавливают на первую позицию СП-соединения, а затем на первую позицию С-соединения. Участок цепи с к.з. определяют по отключению автоматических выключателей.
Если после выполнения указанных действий к.з. не обнаружено, опустить токоприемники, включить БВ, установить реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-М» и перевести его главную рукоятку с первой на ходовую позиции. Отключение автоматических выключателей на одной из реостатных позиций свидетельствует о соединении между собой зажимов у катушки вентиля того реостатного контактора, катушка которого на данной позиции соединяется с корпусом.
Примечание. Число участков, на которые разбивается электрическая цепь, зависит от намеченного выхода из положения. В свою очередь, выход из положения во многом зависит от наличия и правильности маркировки проводов в контроллере машиниста. При прозвонке электрической цепи с помощью ВУ20 и ПрЮ надо помнить, что для перегорания предохранителя необходимо время. Исходя из этого, подключать к ним участки прозваниваемой цепи с некоторой выдержкой времени.
В зависимости от места к.з., тока уставки автоматических выключателей отключается один из них или оба. Важен момент срабатывания выключателей.

Автоматические выключатели В20 (ВУ20) и В30 (Пр 10) (один или оба) отключаются сразу после их восстановления, рукоятки контроллера машиниста находятся на нулевых позициях

Возможные причины:

  1. на электровозах до № 489 — к.з. в одном из проводов 501, 502, 503 (506), 504, 505, 637, Э646, 647 (два последних проходят после диода Д77), 739, Э740, 584, 675;
  2. на электровозах с № 490 — к.з. в одном из проводов 501, 502, 503 (506), 504, 505, 637, 688, 689 (провод 689 расположен после диода Д92), Э646, 647, 592 (все провода — после диода Д77), 739, Э740, 584, 675.

Прозвонка на к.з. провода 501. Выключить автоматический выключатель ВЗО (Пр 10) и включить автоматический выключатель В20 (ВУ20):
выключатель В20 (ВУ20) отключился — к.з. в проводе 501;
выключатель В20 (ВУ20) не отключился — к.з. в остальных проводах.
Прозвонка на электровозах до № 489. Выключить ЭПК КЭП 13, развернуть штепсельный разъем на пульте машиниста к контроллеру крана машиниста, установить реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-СМ», а его главную рукоятку — на первую позицию. Восстановить автоматические выключатели В20 (ВУ20) и ВЗО (Пр 10):
один или оба выключателя отключились — к.з. в одном из проводов 502, 503 (506) (если контакты реле РП26 включены в цепь после ЭПК) и в проводах 502, 503 (506), 504 (если контакты включены в цепь перед ЭПК);
выключатель ВЗО (Пр 10) не отключился — повернуть штепсельный разъем к контроллеру крана машиниста:
выключатель отключился — к.з. в проводе 739 или Э740;
выключатель ВЗО (Пр 10) не отключился — перевести главную рукоятку контроллера машиниста на нулевую позицию:
выключатель ВЗО (Пр 10) отключился — к.з. в одном из проводов 637, Э646, 647;
один или оба выключателя не отключились — к.з. в одном из проводов 505, 504, 584, 675.
Вновь установить главную рукоятку контроллера машиниста на первую позицию и включить ЭПК: выключатель ВЗО (Пр 10) отключился — к.з. в проводе 504 или 505 при включении контактов реле РП26 после ЭПК или в проводе 505 при включении этих контактов перед ЭПК;
выключатель ВЗО (Пр 10) не отключился — к.з. в проводе 584 или 675.

Прозвонка на электровозах с № 490. Включить автоматические выключатели В20, ВЗО и при выключенном ЭПК нажать на якорь реле РП26.
Возможны два варианта:
один или оба выключателя отключились — к.з. в одном из проводов 502, 503 (506), 637, 688, 689, Э649, 647, 592, 739, Э740;
один или оба выключателя не отключились — к.з. в одном из проводов 504, 505, 584, 675.
Дальнейшую прозвонку можно выполнить по одному из вариантов.
По первому варианту — развернуть штепсельный разъем на пульте машиниста к контроллеру крана машиниста, установить реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-П», а его тормозную рукоятку на позицию «П».
Восстановить автоматические выключатели В20 (ВУ20) и ВЗО (ПрЮ):
один или оба выключателя отключились — к.з. в проводе 502 или 503 (506);
выключатель ВЗО (ПрЮ) не отключился — повернуть штепсельный разъем к контроллеру крана машиниста:
выключатель отключился — к.з. в проводе 739 или Э740;
выключатель ВЗО (ПрЮ) не отключился — перевести тормозную рукоятку на позицию «0»:
выключатель отключился — к.з. в одном из проводов 688, 689, Э646, 692, 647;
выключатель ВЗО (ПрЮ) не отключился — перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста из положения «Вперед-П» в положение «Вперед-СМ»:

выключатель ВЗО (Пр 10) отключился — к.з. в проводе 637.
По второму варианту — установить главную рукоятку контроллера машиниста на первую позицию и включить ЭПК:
выключатель ВЗО (Пр 10) отключился — к.з. в проводе 504 или 505; выключатель ВЗО (Пр 10) не отключился — в проводе 584 или 675.
Примечание. После подключения участков электрической цепи к автоматическому выключателю ВЗО (Пр 10), при включенном выключателе В20 (ВУ20) возможно отключение обоих автоматических выключателей. Штепсельный разъем на пульте машиниста разворачивается для отсоединения проводов 739 и Э740 от провода 503. При прозвонке на электровозах до № 489 перевод главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию при выключенном ЭПК выполняется для отсоединения проводов 637, Э646, 646, 584, 675 от проводов 502—505. При включенном ЭПК главную рукоятку переводят на первую позицию для отсоединения проводов 584 и 675 от проводов 504 и 505.
При прозвонке на электровозах с № 490 перевод тормозной рукоятки контроллера машиниста на позицию «П» при нахождении его реверсивно-селективной рукоятки в положении «Вперед-П» выполняется для отсоединения проводов 688, 689 от провода 503 и проводов 637, Э646, 647, 592 от
Рис. 11.1. Монтажная схема контроллера машиниста электровозов ВЛ 11 с № 022 по № 489
проводов 688 и 689. Нажатие на якорь реле РП26 выполняется для отсоединения проводов 504 и 505 от проводов 502, 503 (506), 637, 688, 689, Э646, 647 и 592.

Действия локомотивной бригады
При к.з. в проводе 501 (автоматический выключатель В20 (ВУ20) выключен) осмотреть 75-76 КЭ тормозного вала (на электровозах с № 490 — 71-72 КЭ реверсивно-селективного вала) контроллера машиниста. При его исправности отсоединить провод 501 и перемычку от нижних зажимов автоматических выключателей В20 (ВУ20) и ВЗО (ПрЮ) и отвести их в сторону. Освободившиеся нижние зажимы выключателей В20 (ВУ20) и ВЗО (ПрЮ) соединить перемычкой.
В контроллере машиниста выполнить следующие переключения:
на электровозах до № 489 — отсоединить провод 501 (рис. 11.1) от контакта 75 КЭ тормозного вала, оставив на месте перемычки на шине между контактами 75-97, и подвязать его к пучку проводов. Соединить перемычкой контакты 97 и 99 КЭ этого вала. При отсутствии маркировки на проводе 501 и перемычках на шине между контактами 75-97 их такою е отсоединить и подвязать к пучку проводов. В этом случае контакт 97 соединить перемычкой с контактами 99, 109 КЭ тормозного вала и с шиной между контактами 71-69 реверсивно-селективного вала;
на электровозах с Эл 490 — отсоединить провод 501 (рис. 11.2—11.4) от контакта 71 КЭ реверсивно-селективного вала, оставив на месте перемычку к контакту 79 КЭ тормозного вала.
54


Рис. 11.2. Монтажная схема контроллера машиниста электровозов ВЛ 11 с № 490 но № 716

Подвязать его к пучку проводов и соединить перемычкой контакты 71 и 73. При отсутствии маркировки на проводе 501 и перемычке ее также отсоединить и подвязать к пучку проводов. В этом случае соединить перемычкой контакт 73 с контактами 71 и шиной между контактами 79-81.

При к.з. в одном из проводов 502, 503 (506) или 502, 503 (506), 504 на электровозах до № 489 (см. рис. 1.3) необходимо выключить автоматические выключатели В20 (ВУ-45), ВЗО (ПрЮ) и осмотреть КЭ всех валов контроллера машиниста (см. рис. 11.1), состояние всех его пучков проводов, подводящих проводов к ЭПК, КрМ и кнопке «Электропечи II группы». Затем в контроллере машиниста и на рейке зажимов выполнить следующие переключения и соединения:

Рис. 11.3. Монтажная схема контроллера машиниста электровозов ВЛ 11 с № 716

  1. отсоединить все провода 502, провода от шины между контактами 99-107 КЭ тормозного вала (правый вал, рис. 11.1) и подвязать их к пучку проводов. Перемычку к контакту 73 КЭ 73-74 оставить на месте;
  2. отсоединить провода 503 от контакта 119 КЭ тормозного вала и подвязать их к пучку проводов;
  3. отсоединить провод 505 от шины между контактами 63-65 КЭ реверсивно-селективного вала и подвязать его к пучку проводов. Перемычку к контакту 17 КЭ 17-18 оставить на месте;
  4. соединить перемычкой провод 501 (на шине между контактами 75-97 КЭ тормозного вала) с шиной между контактами 99-107, контактом 119 и шиной между контактами 63-65;
  5. на рейке зажимов соединить перемычкой провод Э740 с любым «плюсом» (провод 503);

На электровозах до № 599 для работы АЛС на блоке ее предохранителей (автоматических выключателях) БлПр2 отсоединить провод 502. Освободившийся зажим соединить перемычкой на рейке с любым «плюсом» (провода 503 и 319). Оставить выключенным автоматический выключатель ВЗО, восстановить автоматический выключатель В20 и включить ЭПК.

Следовать на всех соединениях тяговых электродвигателей с применением ослабления возбуждения. Помнить о том, что схема первой позиции соберется при выключенных ЭПК и АБТ.
Примечание. При отсутствии маркировки на проводах 502 и перемычке к контакту 73 ее также отсоединить от шины и подвязать к пучку проводов. В этом случае провод 501 дополнительно соединить с контактом 73. Тяговые электродвигатели дистанционно не отключать, так как промежуточное реле РП15 выключено и отсутствует напряжение на КЭ 17-18 главного вала контроллера машиниста.
В контроллере машиниста имеются шины и перемычки. Шины соединяют несколько расположенных рядом неподвижных контактов КЭ. Они выполнены из медных, луженых пластин, например, шина между контактами 99-107 КЭ тормозного вала или между контактами 25-57 КЭ главного вала (минусовая шина вала). Перемычки соединяют отдельные неподвижные контакты или шины. Они выполнены из провода и пронумерованы цифрами, соответствующими номеру контакта, например, 63, 65, 73, 1, 5. Если перемычек более одной, то к их нумерации через тире добавляются цифры 1 шш 2.

При к.з. в одном из проводов 502, 503, (506) на электровозах с № 490 по № 715 (см. рис. 7.5) следует выключить автоматические выключатели В20 (ВУ-45). ВЗО (ПрЮ) и осмотреть КЭ всех валов контроллера машиниста (рис. 11.2), его пучки проводов, подводящие провода к ЭПК, КрМ и к кнопке «Электропечи II группы». Затем в контроллере машиниста, на реле РП26 и на рейке зажимов выполнить следующие переключения и соединения:

  1. отсоединить провода 502 от контакта 73 КЭ реверсивно-селективного вала и подвязать его к пучку проводов, перемычку к контакту 67 оставить на месте;
  2. отсоединить провода 503 от контакта 111 КЭ тормозного вала и подвязать его к пучку проводов;
  3. соединить перемычкой провод 501 (на шине между контактами 69-71 КЭ реверсивно-селективного вала) с контактами 73 КЭ реверсивно-селективного вала и 111 КЭ тормозного вала;
  4. от контактов реле РП26 на секции, из которой производится управление, отсоединить провод 504 и соединить его перемычкой с проводом 417 на катушке реле времени РВ7;
  5. для работы АЛСН на электровозах до № 599 на блоке ее предохранителей (автоматических выключателях) БлПр2 отсоединить провод 502 и освободившейся зажим соединить перемычкой на рейке с любым «плюсом» (провода 503 и 319);
  6. на рейке зажимов соединить перемычкой провод Э740 с любым «плюсом» (провод 503).

Оставить выключенным автоматический выключатель ВЗО, восстановить автоматический выключатель В29 и включить ЭПК. Следовать на всех соединениях тяговых электродвигателей с применением ослабления возбуждения. Помнить о том, что схема первой позиции соберется при выключенных ЭПК и АБТ.
Примечание. При отсутствии маркировки на проводах 502 и перемычке к контакту 67 ее отсоединить от контакта 73 и подвязать к пучку проводов. В этом случае провод 501 дополнительно соединить с контактом 67. Тяговые электродвигатели дистанционно не отключать, так как промежуточное реле РП15 выключено.

При к.з. в проводе 502 или 503 (506) на электровозах с №716 (см. рис. 7.4) выключить автоматические выключатели В20 и ВЗО и осмотреть КЭ всех валов контроллера машиниста (рис. 11.3), его пучки проводов, подводящие провода к ЭПК, КрМ и кнопке «Электропечи II группы». Затем в контроллере машиниста на реле РП26 и рейке зажимов выполнить следующие переключения и соединения:

  1. отсоединить провода 502 от контакта 3 КЭ реверсивно-селективного вала и подвязать их к пучку проводов;
  2. отсоединить провода 503 от контакта 111 КЭ тормозного вала и подвязать к пучку проводов;
  3. соединить перемычкой провод 501 (на шине между контактами 101-105 КЭ тормозного вала) с контактом 3 КЭ реверсивно-селективного вала и контактом 111 КЭ тормозного вала;
  4. от контактов реле РП26, ведущей секции отсоединить провод 504 и соединить его перемычкой с проводом 417 на катушке реле времени РВ7;
  5. на рейке зажимов соединить перемычкой провод Э740 с любым «плюсом» (провод 503).

Оставить выключенным автоматический выключатель ВЗО, восстановить автоматический выключатель В20 и включить ЭПК. Следовать на всех соединениях тяговых электродвигателей с применением ослабления возбуждения. Помнить о том, что схема первой позиции соберется при выключенных ЭПК и АБТ.
Примечание. При отсутствии маркировки на проводах 502 и перемычках от контакта 3 к контактам 11 и 67 их также отсоединить от контакта 3 и подвязать к пучку проводов. В этом случае провод 501 соединить с данными контактами. Тяговые электродвигатели дистанционно не отключать, так как промежуточное реле РП15 выключено.

При к.з в проводе 505 (504-505) необходимо выполнить следующее:

  1. на реле РП26 отсоединить провод 504 или при помощи изолированной трубки заизолировать неподвижный контакт, к которому подключен этот провод;
  2. в контроллере машиниста электровозов по № 489 (см. рис. 11.1) отсоединить провод 505 от контакта 65 КЭ реверсивно-селективного вала и подвязать его к пучку проводов. Освободившийся контакт соединить с проводом 503 на контакте 119 или с проводом Э301 в кабине. При отсутствии маркировки на проводе 505 и перемычке к контакту 17 ее также отсоединить и соединить с одним из вышеуказанных проводов;
  3. в контроллере машиниста электровозов с № 490 по 715 (см. рис. 11.2, 11.3) отсоединить провод 505 от контакта 75 КЭ реверсивно-селективного вала и подвязать его к пучку проводов. Освободившийся контакт соединить с проводов 503 на контакте 111 КЭ тормозного вала или с проводом Э301 в кабине. При отсутствии маркировки на проводе 505 и перемычке к контакту 65 ее также отсоединить и соединить с одним из вышеуказанных проводов;
  4. в контроллере машиниста электровозов с № 716 (см. рис. 11.3) отсоединить провод 505 от контакта 77 КЭ реверсивно-селективного вала и подвязать его к пучку проводов. Освободившийся контакт соединить с проводом 503 на контакте 111 или с проводом Э301 в кабине. Помнить о том, что схема первой позиции соберется при выключенном ЭПК.

При отсутствии маркировки на проводе 505 и перемычке к контакту 65 ее также отсоединить и соединить с одним из указанных проводов;

При к.з. в одном из проводов 637, Э646, 647 на электровозах до Ле 489 или в проводе 637 на электровозах с Ле 490 необходимо осмотреть 61 -62 КЭ главного вала контроллера машиниста (рис. 11.1). Если неисправность не обнаружена, на его подвижный контакт надеть изоляционную трубку. БВ включить кнопкой «БВ» и кратковременным соединением проводов Э404 и Э402 на рейке зажимов, не нажимая кнопку «Возврат БВ».
При к.з. в одном из проводов 688, 689, Э646, 692, 647 на электровозах с № 490:

  1. в контроллере машиниста (см. рис. 11.3) осмотреть 111-112 КЭ тормозного и 85-86 КЭ реверсивно-селективного валов. Если неисправность не обнаружена, на подвижные контакты обоих КЭ надеть изоляционные трубки;
  2. на рейке зажимов секции, из которой производится управление, соединить перемычкой провод 637 с любым «плюсом» (провод Э404) и включить БВ обычным порядком.

При к.з. в проводе 739 или Э740. Проверить крепление проводов в контроллере КрМ крана машиниста усл. № 395, штепсельный разъем на пульте машиниста. Если неисправность не обнаружена, отсоединить штепсельный разъем контроллера крана машиниста усл. № 395 на всех секциях, на каждой секции расклинить промежуточное реле РП28 во включенном положении.
Примечание. В кабине задней по ходу секции автоматический выключатель В20 должен быть выключен.
При к.з. в проводе 584 осмотреть 17-18 КЭ (см. рис. 11.1—11.3) главного вала контроллера машиниста и, если неисправность не обнаружена, на его подвижный контакт надеть изоляционную трубку. При необходимости отключения тяговых электродвигателей кулачковые валы ПкД повернуть в положение «А» рукояткой привода или нажатием на грибок вентиля.