Содержание материала

Для успешного обнаружения причин, из-за которых не собирается схема первой позиции, и быстрейшего устранения неисправности машинист должен помнить:

  1. на первой позиции главной рукоятки, независимо от соединения тяговых электродвигателей, выбранного для их пуска, на всех секциях должны быть включены линейные контакторы К1, К18, К19 и контакторы ослабления возбуждения КЗ 1, К32 (электровозы до № 489) или КЗЗ, К34 (электровозы с № 490).

Причиной их невключения может быть как обрыв цепи катушек их вентилей, так и недостаточное давление сжатого воздуха в цилиндре привода, его отсутствие, загустевание смазки или механическая неисправность контактора;

  1. промежуточные реле РП20, РП28 должны быть включены, а РП23 и РП26 выключены, на первой позиции СП-соединения тяговых электродвигателей включено и реле времени РВ6;
  2. автоматические выключатели В20 (ВУ-20), ВЗО (Пр 10) и контакторный элемент (КЭ) блокировки АБТ усл. № 367 должны быть включены и исправны.

Их исправность проверяют нажатием ножной педали Кн2 отпуска тормоза электровоза по срабатыванию на «слух» электропневматического клапана КЭП9 секции, из которой производится управление;

  1. ЭПК КЭП 13 должен быть включен, а тумблеры на щитке У11 для управления отключателями тяговых электродвигателей находиться в положении «Нормальное»;
  2. тормозная рукоятка контроллера машиниста на электровозах с системой САУРТ должна находиться на нулевой позиции.

Примечание. Первая позиция СП-соединения: реверсивно-селективная рукоятка контроллера машиниста находится в положении «Вперед-М», его главная рукоятка — на первой позиции:
первая позиция С-соединения\ реверсивно-селективная рукоятка контроллера машиниста находится положении «Вперед-СМ», его главная рукоятка — на первой позиции.

Схема первой позиции не собирается на С-, СП-соединениях тяговых электродвигателей всех секций

Возможные причины:

  1. отсутствует напряжение на проводах 501, 502, 503, 505, Э561 или Э585 (на электровозах с № 490 — на проводе Э586);
  2. отсутствует напряжение на проводе Э740;
  3. провод Э581 не соединен с корпусом;
  4. на электровозах с системой САУРТ тормозная рукоятка находится на позициях ослабления возбуждения',
  5. сработал датчик усл. № 418-000 при перегоревшей сигнальной лампе «ТМ».

Последовательность проверки наличия напряжения на проводах:

  1. провод 501 — на слух, по повороту кулачкового вала группового переключателя ПкГ и кратковременному загоранию лампы «КП» на пульте машиниста при переводе реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста в положение «Вперед-П»;
  2. провод 502 — на слух, по повороту кулачкового вала режимного переключателя ПкС при переводе реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста из положения «Вперед-СМ» в положение «Вперед-М» и обратно;
  3. провод 503 — на слух, по перемещению рычагов БВ при нажатии кнопки «Возврат БВ»;
  4. провод 505 — на слух, по повороту кулачкового вала одного из отключателей двигателей ПкД секции, из которой производится управление, при переключении его тумблера из положения «Нормальное» в положение «Аварийное» и обратно при нулевых положениях рукояток контроллера машиниста;
  5. провод Э561 — на слух, по отсутствию поворота кулачкового вала одного из отключателей двигателей ПкД секции, из которой производится управление, при переключении его тумблера из положения «Нормальное» в положение «Аварийное» и обратно при нахождении реверсивно-селективной рукоятки в положении «Вперед-СМ» или «Вперед-М».

Отсутствие напряжения на проводе Э740 сопровождается наполнением тормозных цилиндров электровоза сжатым воздухом до давления 2—2,5 кгс/см-, а при движении, кроме того, подачей песка под колесные пары электровоза. Для проверки соединения провода Э581 с корпусом его соединяют на рейке зажимов с корпусом при нахождении реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста в положении «Вперед-СМ» и последующим переводом главной рукоятки на первую позицию. Включение линейных контакторов, что определяют на слух, и появление показаний амперметров на пульте машиниста указывает на это соединение. Отсутствие этих признаков свидетельствует об отсутствии напряжения на проводе 9585 (на электровозах с № 490 — на проводе 9586).

Действия локомотивной бригады

  1. При отсутствии напряжения на одном из проводов 501, 502, 503 или 505 соединить его в контроллере машиниста перемычкой с соседним: 501 и 502, 502 и 503, 503 и 505 или подать на любой из них напряжение от провода 9301 в кабине: для этого используют рейку зажимов пульта помощника машиниста, автомат В20 (ВУ-20), щит КУ БлКнб. При наличии на рейке проводов 502, 503 и 505 это соединение можно выполнить и на ней.
  2. При отсутствии напряжения на проводе 9740 соедини ть его перемычкой с любым «плюсом» на рейке зажимов (провод 502, 503 и т.д.). В случае отсутствия напряжения на проводе 9561 соединить его перемычкой на рейке с проводом 9563 (при движении назад — провод 9562 с проводом 9563).
  3. Если после соединения с корпусом провода 9581 схема не собралась, на рейке зажимов соединить перемычкой провод 9585 с проводом 9535 (на электровозах с № 490 — провод 9586 с проводом 9535). При отрицательном результате необходимо на рейке каждой секции соединить перемычкой провод 589 с корпусом.
  4. При наличии напряжения на указанных проводах и соединении с корпусом провода 9581 проверяют плотность тормозной магистрали поезда и переключают кнопку «Сигнализация» (на электровозах до № 087 — кнопку «Токоприемники»),

Схема первой позиции не собирается на С-соединении тяговых электродвигателей всех секций, на СП-соединении — на одной из них

Возможные причины:

  1. обрыв цепи катушек вентилей линейных контакторов К1, К18, К19, контакторов ослабления возбуждения КЗ 1, К32 со стороны «плюса» или корпуса, недостаточное давление сжатого воздуха в цилиндре привода или механическая неисправность контактора;
  2. обрыв силовой цепи тяговых электродвигателей или пусковых резисторов.

Действия локомотивной бригады
При движении перевести главную рукоятку контроллера машиниста с первой позиции на ходовую 21-ю позицию СП-соединения тяговых электродвигателей. Если на одной из реостатных позиций появится ток на амперметрах на пульте машиниста, значит, обрыв пусковых резисторов.
Оставив главную рукоятку контроллера на ходовой позиции, по развертке контроллера машиниста определить провод, который на данной реостатной позиции соединяется с корпусом. На рейке зажимов соединить его перемычкой с корпусом и выключить кнопку «Противобоксование». При необходимости «закрыть» контроллер до соединения этого провода с корпусом. Не доводя главную рукоятку до данной позиции, разобрать схему выключением кнопки «БВ» (кнопку «Возврат БВ» не нажимают).
Если на первой позиции главной рукоятки контроллера машиниста загорается сигнальная лампа «PH» (иногда загорается также сигнальная лампа «РБ»), значит, произошел обрыв в цепи тяговых электродвигателей или их обмотках. Неисправную пару двигателей определяют по появлению показаний

амперметров на пульте машиниста при поочередном переключении кулачковых валов отключателей ПкД в положение «Аварийное» с последующей постановкой главной рукоятки контроллера на первую позицию С-соединения. Рукоятки контроллера машиниста находятся в нулевых положениях.
Если повреждение на непроходной секции, а масса поезда и профиль пути позволяют следовать на исправных секциях, применяют СП- и П-соединение тяговых электродвигателей с ослаблением возбуждения.
Если секция проходная, то необходимо выполнить следующее:

  1. на позициях СП-соединения через сетку высоковольтной камеры проверить положение реле: РВ6, РП20 и РП28 должны быть включены, а РП23 и РП26 выключены;
  2. на рейке зажимов поочередно соединить перемычкой провода Э587 и 604, 589 и корпус. После установки каждой перемычки главную рукоятку контроллера переводят на первую позицию любого соединения тяговых электродвигателей.

Если после постановки перемычек схема не собралась или одно из реле находится в положении, противоположном указанному, то на остановке надо расклинить соответствующее реле, опустить токоприемники, включить БВ, установить главную рукоятку контроллера на первую позицию СП-соединения. По выходу штока из цилиндра привода проверить включение линейных контакторов KI, К18 и К19, контакторов ослабления возбуждения КЗ 1 и К32 (на электровозах с № 490 — КЗЗ и К34). Возможны следующие ситуации:
контакторы ослабления возбуждения и линейные контакторы выключены — соединить провод 589 на блокировке линейного контактора К1 с корпусом (медная трубка у вентиля привода);
контакторы ослабления возбуждения включены, а линейные контакторы выключены — нажать на грибок вентиля контактора К1 и отпустить;
контакторы включились и остались включенными — соединить провод 589 на блокировке контактора К1 с корпусом;
контакторы не включились — соединить провод 592 (на электровозах с № 716 — провод 590) на блокировке контактора К1 с проводом 604 на катушке его вентиля;
не включился контактор К1 (головная секция А) — соединить провод 606 на катушке вентиля этого контактора с корпусом.
Не включился один из контакторов К18 или К19—включить контактор принудительно или поочередно соединить перемычкой плюсовые, а затем минусовые зажимы на катушках вентилей этих контакторов.
Если неисправность появилась на остановке, когда линейные контакторы выключены, наиболее вероятен обрыв силовой цепи. Чтобы его определить визуально, на нулевой позиции главной рукоятки контроллера машиниста нажимают на грибок вентиля. Проверяют состояние силовых контактов линейных контакторов, отсутствие смещения подвижного контакта относительно неподвижного выше нормы, вызывающее трение первого о перегородки дугогасительной камеры, наличие сжатого воздуха в приводе и действие последнего. Контролируют также нормальное положение кулачковых валов переключателей ПкР, ПкТ, ПкГ, ПкД и состояние их силовых контактов (у ПкГ — со стороны стойки). Кроме того, у всех аппаратов проверить состояние и крепление силовых проводов. Если неисправность не обнаружена, надо прозвонить на обрыв тяговые электродвигатели так же, как и в движении. Для этого при нулевом положении рукояток контроллера машиниста переключить кулачковые валы отключателей ПкД исправных секций в положение «Аварийное». Затормозить электровоз, перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера в положение «Вперед-М», а его главную рукоя тку установить на первую позицию. Затем на рейке зажимов один конец перемычки закрепить на корпус, а вторым поочередно касаться проводов 3622—3635 до появления показаний амперметров на пульте машиниста. После чего закрепить перемычку на этом проводе. При нулевых положениях рукояток контроллера машиниста переключить кулачковые валы отключателей двигателей ПкД исправных секций в положение «Нормальное» и выключить кнопку «Противобоксование».
Для уменьшения бросков тока при наличии времени соединить провода с корпусом в следующей последовательности: 3626, 3632, 3625, 3628, 3630, 3634 — поочередное включение контакторов КЗ, К5, Кб, К4, К7 и К8; 3626, 3633, 3627, 3627, 3629, 3631, 3635 — поочередное включение контакторов КН, К13, К14, К12, К15 и К16. Такая последовательность включения реостатных контакторов исключает закорачивание лишних секций групп пускового реостата.

Примечание. Появление показаний амперметров на пульте машиниста при выборе реостатных позиций свидетельствует о том, что секция пускового резистора закорочена одним из реостатных контакторов. Если перевести главную рукоятку контроллера в «О» позицию до соединения катушки вентиля этого контактора с корпусом без выключения БВ, силовая цепь разомкнется одним данным контактором, и он сгорит, поскольку линейные контакторы выключатся на нулевой позиции. Чтобы подобное не происходило при боксовании (при наличии в цепи катушки вентиля данного реостатного контактора контактов реле РП16) в движении выключают кнопку «Противобоксование», а на стоянке расклинивают реле РП16 в выключенном положении на всех секциях.
Загорание сигнальной лампы «РБ» на первой позиции контроллера машиниста происходит из-за обрыва в обмотке якоря одного из спаренных тяговых электродвигателей. Это приводит к нарушению равновесия моста, в диагональ которого включен контрольный орган датчика боксования.
Если схема собралась после установки одной из перемычек на рейке зажимов, то на стоянке (при наличии времени) ее надо снять. Используя метод прозвонки «проводником», найти неисправную блокировку, и контакт восстановить.

Схема первой позиции собирается на С-соединении на всех секциях, на СП-соединении не собирается на одной из них

Возможные причины:

  1. кулачковый вал одного из отключателей Пкд находится в положении «Аварийное»;
  2. отсутствует контакт в блокировках отключателя ПкД1 Э587-596, отключателя ПкД2 596- 597 или в проводах 604, 605;
  3. кулачковый вал режимного переключателя ПКС остался в положении «С» или нет контакта в его блокировке 597-522 (на электровозах с № 730);
  4. не включилось реле времени РВ6 или отсутствует контакт в его контактах 597-598 (522-598 — на электровозах с № 730);
  5. отсутствует контакт в блокировке тормозного переключателя ПкТ 606-589 (неисправной является средняя или головная секция Б).

Действия локомотивной бригады
При движении:

  1. если секция проходная, то через сетку левой двери высоковольтной камеры убедиться в нормальных положениях кулачковых валов отключателей ПкД1, ПкД2 и ПкС, а через правую сетку ее ограждения — в положении реле времени РВ6 на первой позиции СП-соединения;
  2. несколько раз изменить положение кулачковых валов переключателей ПкД (на электровозах с № 730, кроме того, ПкС);
  3. на рейке зажимов данной секции соединить перемычкой провода Э587 и 604, поставить главную рукоятку контроллера машиниста на первую позицию СП-соединения. Если схема не собирается, то

на стоянке следует опустить токоприемники, включить БВ, поставить главную рукоятку на первую позицию СП-соединения, проверить положения кулачковых валов переключателей ПкД и ПкС, состояние их блокировок; по выходу штока из цилиндра проверить включение линейных контакторов.
Возможен один из двух вариантов:
выключен линейный контактор К19 — соединить провод 605 на катушке его вентиля с проводом 604 на катушке вентиля линейного контактора К18;
выключен линейный контактор К1 (секция средняя или головная Б) — соединить провод 606 на катушке его вентиля с корпусом.

Схема первой позиции собирается на всех секциях при С-соединении тяговых электродвигателей, на СП-соединении не собирается на всех секциях

Возможная причина: отсутствует напряжение на одном из проводов Э566; Э587 или Э582 (на электровозах с № 490 —590) одной из секций.
Действия локомотивной бригады
При движении перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста из положения «Вперед-СМ» в положение «Вперед-М» и определить на слух:
кулачковый вал режимного переключателя ПкС не повернулся в положение «СП-П» — отсутствуег напряжение на проводе Э566. Следовать на С-соединении тяговых электродвигателей. Для следования на СП-соединении перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-М», на рейке зажимов соединить перемычкой провода 9563 и Э566. Для перехода на С-соединения перемычку снять, а реверсивно-селективную рукоятку контроллера перевести в положение «Вперед-СМ»;
кулачковый вал режимного переключателя ПкС повернулся в положение «СП-П» — отсутствует напряжение на проводах Э587 и Э582 или на одном из них. На рейке зажимов перемычкой соединить провода 9587 и 9582. Если схема первой позиции не собирается, то
на остановке осмотреть К9 контроллера машиниста 1-2, 13-14, 27-28 (электровозы до № 489) и 79-80, 13-14, 23-24 (электровозы с № 490);
при исправности К9 в контроллере машиниста соединить перемычкой между собой контакты 2 и 74 на электровозах до № 489 (80 и 74 — на электровозах с № 490).

  1. Схема первой позиции собирается на всех секциях при СП-соединении тяговых электродвигателей, на С-соединении не собирается на всех секциях

Возможные причины:

  1. кулачковый вал режимного переключателя ПкС остался в положении «СП-П»;
  2. отсутствует напряжение на проводе 9583 или на проводах 594, 595 (провод 595 находится после кнопки БВ на ЩПР БлКн7) одной из секций.

Действия локомотивной бригады
При движении следовать на СП- и П-соединениях тяговых электродвигателей. При необходимости следования на С-соединении перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста из положения «Вперед-М» в положение «Вперед-СМ» и определить на слух положение кулачкового вала режимного переключателя ПкС:
кулачковый вал не повернулся в положение «С». Реверсивно-селективную рукоятку оставить в положении «Вперед-СМ», на рейке зажимов соединить перемычкой провода 9563 и 9565. Для следования на СП- и П-соединениях перемычку снять и перевести реверсивно-селективную рукоятку в положение «Вперед-М»;
кулачковый вал повернулся в положение «С». Перевести реверсивно-селективную рукоятку в положение «Вперед-0», на рейке зажимов соединить перемычкой провода 9565 и 9583. Схема первой позиции соберется после установки реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста в положение «Вперед-СМ». При следовании на С-соединении для разбора схемы перевести главную рукоятку контроллера машиниста на нулевую позицию, а реверсивно-селективную рукоятку из положения «Вперед-СМ» в положение «Вперед-М» или «Нулевое». Для следования на СП- и П-соединениях электродвигателей реверсивно-селективную рукоятку вновь установить в положение «Вперед-М».
Данную аварийную схему применять только для трогания или на перегоне для выполнения многокилометрового ограничения скорости 15 км/ч. При необходимости подтянуть поезд в пределы путей приема, перечисленные операции выполнять на СП-соединении тяговых электродвигателей. Если при движении схема не собралась, то
на остановке осмотреть 71-72 КЗ реверсивно-селективного вала и 15-16 КЭ главного вала контроллера машиниста. При необнаружении неисправности затормозить электровоз, установить реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-СМ», перевести главную рукоятку контроллера машиниста на первую позицию. На каждой секции поочередно соединить провод 9583 на рейке зажимов с проводом 598 на ней или у кнопки «БВ» на ЩПР БлКн7. Появление тока на амперметрах пульта машиниста укажет на секцию с неисправным участком цепи между проводами 9583—598. Неисправность в блокировках между этими проводами или в кнопке «БВ» устранить.
При недостатке времени следовать, не снимая перемычки, на всех соединениях. Главную рукоятку контроллера машиниста переводить на первую позицию после установки реверсивно-селективной рукоятки в положение «Вперед-СМ» с выдержкой времени, необходимой для поворота кулачкового вала ПкС.