Содержание материала

Контакторные защиты предназначены для защиты силовой цепи тяговых электродвигателей и высоковольтных вспомогательных цепей оттоков к.з. при различных неисправностях БВ. Защиты выполняются при наличии достаточного времени.
При любой контакторной защите следование на параллельном соединении тяговых электродвигателей запрещается.

Контакторная защита № 1 — повреждена высоковольтная часть БВ на любой из секций. Его низковольтная часть исправна, т.е. якорь притягивается, блокировочное устройство работает

Необходимо выполнить следующее:

  1. отсоединить от БВ подводящие 003 и отводящие 008 силовые провода (рис. 7.1—7.3), соединить их вместе помимо БВ и надежно заизолировать;
  2. включить кнопку «БВ» и нажать кнопку «Возврат БВ».

Примечание. Для соединения используется один из болтов, крепящих нижний пучок силовых проводов на блоке аппаратов № 1 высоковольтной камеры, гайки и шайбы, освободившиеся при отсоединении проводов от БВ. В качестве изоляции используются резиновый коврик и лента ЛТ-19 (скотч).
Действие защиты заключается в том, что при срабатывании любого из дифференциальных реле размыкается цепь удерживающей катушки БВ. Под действием отключающих пружин перемещаются рычаги Б В и изменяют положение его блокировки. Блокировками Б В 598-599 (на электровозах ВЛ11А1 до № 372 и ВЛ11 — 590-599, на ВЛ11м с №373) размыкается цепь катушек вентилей линейных контакторов (рис. 1.3, 7.4, 7.5, 7.6). Блокировка БВ 320-417 обесточивает катушку реле РП22, которое своими контактами размыкает цепь включающих катушек контакторов вспомогательных машин и электропечей. На электровозах ВЛ 11м с № 373 это происходит из-за размыкания блокировки Б В 308-309.

Контакторная защита № 2 — повреждены силовая и низковольтная части БВ на ведущей секции

Электровоз ВЛ 11

На секции с неисправным Б В необходимо:

  1. отсоединить от Б В подводящие 003 и отводящие 008 силовые провода, соединить их вместе помимо БВ и надежно заизолировать;
  2. соединить вместе провода 598 и 599 на третьей и четвертой сверху блокировках БВ (см. рис. 5.3);
  3. на рейке зажимов соединить перемычкой провод 408 с проводами 502 (503) и 417;
  4. для включения дифференциальных реле включить кнопку «БВ» и нажать кнопку «Возврат БВ». После погасания ламп «ТД» и «Вспом. маш» выключить В20 (ВУ-20).

Электровоз ВЛ11м

На секции с неисправным Б В необходимо:

  1. отсоединить от БВ подводящие 003, отводящие 008 силовые провода, соединить их вместе помимо БВ и надежно заизолировать;
  2. на электровозах до № 372 на рейке зажимов соединить перемычкой провод 408 с проводами 503 и 417;
  3. соединить вместе провода 599 и 590 (на электровозах с № 373 — 598, 599) на четвертой сверху блокировке БВ;


Рис. 7.1. Силовая схема электровоза ВЛ 11 до № 489 (окончание)


Рис. 7.2. Силовая схема электровоза ВЛ11 с № 490

Рис. 7.3. Силовая схема электровоза ВЛ11м (начало)

Рис. 7.3. Силовая схема электровоза ВЛ11м (окончание)

Рис. 7.4. Схема цепей управления тяговыми электродвигателями электровоза ВЛ 11 с № 716
34

Рис. 7.5. Схема цепей управления тяговыми электродвигателями электровоза ВЛ 11 с № 490 по № 715
35

Рис. 7.6. Схема цепей управления электровоза ВЛ 11м

  1. на электровозах с № 373 соединить перемычкой провод 408 на правом зажиме удерживающей катушки БВ с проводом 309 на двух нижних блокировках БВ со стороны среднего прохода высоковольтной камеры и провод 408 с проводом 503 на рейке. Кроме того, расклинить реле времени РВ7 в выключенном положении, на пульте помощника машиниста выключить автоматический выключатель «Вспом. маш.»;
  2. для включения дифференциальных реле включить кнопку «БВ», нажать кнопку «Возврат БВ» и после погасания сигнальных ламп обоих реле выключить автоматический выключатель В20 (ВУ-20).

Независимо от серии электровоза и его номера проверить действие защиты в следующей последовательности:

  1. при опущенном токоприемнике включить БВ. главную рукоятку контроллера машиниста перевести с нулевой позиции на первую (на электровозах ВЛ11 — на первую позицию СП-соединения тяговых электродвигателей);
  2. включить кнопки «Компрессоры» и «Высокая скорость вентиляторов»;
  3. убедиться в том, что на секции с несправным БВ линейные контакторы, контакторы Κ5Ι и К55 включены;
  4. вручную выключить любое из дифференциальных реле. Если все вышеуказанные контакторы выключились, защита собрана правильно.

Восстановление защиты, срабатывание которой определяется по загоранию сигнальной лампы соответствующего дифференциального реле, разбору схемы силовой цепи тяговых электродвигателей и остановке вспомогательных машин, производится в следующей последовательности:

  1. перевести главную рукоятку контроллера машиниста на нулевую позицию и выключить кнопки вспомогательных машин;
  2. включить автоматический выключатель В20 (ВУ-20), нажать кнопку «Возврат БВ». После погасания сигнальных ламп дифференциальных реле вновь выключить автоматический выключатель В20 (ВУ-20).

Примечание. Напряжение к контроллеру машиниста и реле РП22 подается по цепи: плюсовая шина 18 А ПУ, автоматический выключатель «Токоприемники, БВ», провод 320, контакты кнопки «БВ», контакты обоих дифференциальных реле. Далее цепь продолжают провода 408, 502 (503) и 417 (на электровозах с № 372 — провод 309). При срабатывании любого из дифференциальных реле снимается напряжение с провода 408, что приводит к разбору схемы и остановке вспомогательных машин.
Если В20 (ВУ20) оставить включенным, то напряжение к контроллеру будет подаваться и по проводу Э301. Из-за этого при срабатывании дифференциальных реле аварийная схема разбираться не будет.
Расклинивание реле времени РВ7 в выключенном положении на электровозах ВЛ1Iм с № 373 необходимо для того, чтобы включались дифференциальные реле, так как блокировка Б В 417-400 разомкнута, реле времени РВ7 выключено и его контакты в цепи катушки контактора КбЗразомкнуты. Выключение автоматического выключателя «Вспом. маш.» препятствует образованию второй цепи от провода 309 на катушки контакторов, включающих вспомогательные машины.

Контакторная защита № 3 — повреждены силовая и низковольтная части БВ на средней или задней секции

Электровоз ВЛ 11
На секции с неисправным Б В необходимо:

  1. отсоединить от БВ подводящие 003, отводящие 008 силовые провода, соединить их вместе помимо БВ и надежно заизолировать;
  2. соединить вместе провода 598 и 599 на третьей и четвертой сверху блокировках БВ;
  3. соединить перемычкой провод 408 на правом зажиме удерживающей катушки БВ с проводом 417 на второй снизу блокировке БВ со стороны среднего прохода высоковольтной камеры;

На ведущей секции необходимо включить кнопку «БВ» и нажать кнопку «Возврат БВ». После погасания сигнальных ламп обоих дифференциальных реле на рейке зажимов соединить провод Э813 с проводом 849 или Э750.

Электровоз ВЛ 11м
На секции с неисправным БВ необходимо:

  1. отсоединить от БВ подводящие 003 и отводящие 008 силовые провода, соединить их вместе помимо БВ и надежно заизолировать;
  2. соединить вместе провода 599 и 590 (на электровозах с № 373 — 598, 599) на четвертой сверху блокировке БВ;
  3. на электровозах до № 372 соединить перемычкой провод 408 на правом зажиме удерживающей катушки БВ с проводом 417 на второй снизу блокировке БВ со стороны прохода машинного отделения.
  4. на электровозах с № 373 соединить перемычкой провод 408 на правом зажиме удерживающей катушки БВ с проводом 309 на двух нижних блокировках БВ со стороны среднего прохода высоковольтной камеры. Кроме того, расклинить реле времени РВ7 в выключенном положении, на пульте помощника машиниста выключить автоматический выключатель «Вспом. маш.».

На ведущей секции, независимо от серии и номера электровоза, следует включить кнопку «БВ», нажать кнопку Возврат БВ». После погасания сигнальных ламп обоих дифференциальных реле на рейке зажимов соединить провод 9813 с проводом 849 или 9750.
Проверка действия защиты аналогична проверке при контакторной защите № 2. Отличие заключается в том, что необходимо выключать сразу оба дифференциальных реле.
Восстановление защиты, срабатывание которой определяется по загоранию сигнальной лампы соответствующего дифференциального реле, разбору схемы силовой цепи тяговых электродвигателей и остановке вспомогательных машин, производится нажатием кнопки «Возврат БВ» после перевода главной рукоятки на первую позицию и выключения кнопок вспомогательных машин.
Примечание. Цепь подачи напряжения на провод 408 аналогична контакторной защите Ns 2. Напряжение поступает к контроллеру машиниста по заводской схеме. При соединении на рейке проводов Э813 и 849, отключении дифференциального реле РДФ1 замыкается его блокировка Э801-Э813, включается реле РП26, изменяют положение его контакты.
Размыкаются контакты 503-504 (504-505), снимается напряжение с проводов 505, Э561 и 567. На всех секциях выключаются реле РП20 и своими контактами размыкают цепь катушек вентилей линейных контакторов. Замыкаются контакты реле РП26 в цепи электропневматических клапанов КЭП4 (КЭП5) и КЭП8. Тормозные цилиндры электровоза наполняются сжатым воздухом до давления 2—2,5 кгс/см ~, под колесные пары подается песок. При соединении на рейке проводов Э813 и Э750, замыкании контактов дифференциального реле РДФ1 Э801-Э813 включается реле РП23. Своими контактами оно размыкает цепь катушек вентилей линейных контакторов и образует цепь на сигнальную лампу «ТМ».

Контакторная защита № 4 — высоковольтная часть БВ исправна, повреждена низковольтная часть (обрыв или межвитковое замыкание в удерживающей катушке)

На секции с неисправным БВ необходимо выполнить следующее:

  1. в овальный вырез контактного рычага БВ вложить металлический предмет (зубило, торцовый ключ на 14 мм), максимально заполняющий этот вырез;
  2. отсоединить провод 408 от правого зажима удерживающей катушки БВ, провод 9402 (403) от катушки вентиля «Возврат Б В»;
  3. отсоединенный провод 408 нарастить перемычкой и соединить с освободившимся зажимом на вентиле «Возврат Б В»;
  4. включить кнопку «БВ», нажать кнопку «Возврат БВ». После ее отпускания убедиться в том, что между якорем и полюсами удерживающего электромагнита имеется небольшой зазор, третья сверху и вторая снизу блокировки БВ замкнуты. Если они разомкнуты, в вырез рычага заложить предмет меньшего размера;
  5. на электровозах ВЛ 11 с № 795 и ВЛ11 м для подъема токоприемников на рейке зажимов соединить перемычкой провода Э404 и Э419. БВ включить обычным порядком. Восстановление защиты производится включением кнопки «Возврат БВ».

Примечание. При отключении любого из дифференциальных реле размыкается цепь катушки вентиля «Возврат БВ». Силовые контакты под действием растянутых отключающих пружин размыкаются. Это сопровождается изменением положения блокировок БВ, которое приводит к выключению линейных контакторов и контакторов вспомогательных машин. Быстродействие Б В в данном случае утрачивается, так как для поршня в цилиндре создается воздушная подушка, замедляющая возвращение включающего рычага в исходное положение.
Размер металлического предмета, закладываемого в вырез контактного рычага, должен быть таким, чтобы зазор между якорем и полюсами удерживающего электромагнита был в пределах 1—1,5 мм, третья сверху и вторая снизу блокировки ВБ замкнуты. При большем зазоре нажатие силовых контактов дополнительно увеличивается, но указанные блокировки будут разомкнуты.