Харланович И. В.
Новая техника на железнодорожном транспорте. Москва «Знание», 1978. Новое в жизни, науке, технике. Серия «Транспорт».
Ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и на железнодорожном транспорте, — задача первостепенной важности. За последние годы на железнодорожном транспорте проведена реконструкция тяги, обновился вагонный парк, создана система машин и средств автоматизации для лучшей организации перевозочного процесса, ремонта подвижного состава, текущего содержания пути, искусственных сооружений и др. Обо всем новом, что внедрено на железнодорожном транспорте СССР, рассказывается в брошюре, рассчитанной на широкий круг читателей.
Предисловие
XXV съезд КПСС разработал всестороннюю программу дальнейшего развития советского общества, экономическую стратегию партии, направленную на создание материально-технической базы коммунизма. Съезд определил главную задачу десятого пятилетнего плана, которая состоит в дальнейшем последовательном осуществлении курса, направленного на подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства, повышения его эффективности, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, всемерного улучшения качества работы во всех звеньях народного хозяйства.
Для решения этих задач наращивается экономический потенциал страны, возрастают объемы производства во всех отраслях народного хозяйства, осваиваются новые районы, создаются промышленные комплексы, развивается внешний и внутренний товарооборот. Все это требует огромного роста перевозок, их освоения с наименьшими затратами материальных и трудовых ресурсов.
На железнодорожном транспорте осуществлены крупные работы по дальнейшему развитию и реконструкции, укреплению материально-технической базы, повышению эффективности эксплуатационной деятельности.
«Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» предусматривается дальнейшее наращивание мощностей и основных фондов стальных магистралей. На наиболее грузонапряженных направлениях сети будет построено 4 тыс. км вторых путей, введено в эксплуатацию 3370 км новых линий, электрифицировано 4,5 тыс. км и оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией 16,8 тыс. км железных дорог. Продолжится сооружение Байкало-Амурской магистрали и подходов к ней.
За пятилетие промышленность поставит транспорту 2,21 тыс. электровозов, 6,4 тыс. секций магистральных и 2,5 тыс. маневровых тепловозов, 400 тыс. грузовых и 16,6 тыс. пассажирских вагонов. Грузооборот увеличится на 22%, а пассажирооборот — на 15,2%.
Все это наряду с оснащением транспорта новой техникой, улучшением организации движения на базе автоматизации и средств вычислительной техники, повышением уровня маршрутизации, механизации погрузочно-разгрузочных и путевых работ позволит повысить производительность труда на 18—20%, обеспечить выполнение основной задачи транспорта более полно, с наименьшими издержками удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках.
Огромное значение для улучшения работы транспорта имеет принятое в 1977 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976—1980 годах». Это новое проявление заботы партии и правительства о железнодорожном транспорте и его тружениках. В постановлении предусмотрены меры по дальнейшему комплексному развитию материально-технической базы железных дорог, увеличению поставок подвижного состава, рельсов, механизмов, запасных частей, материалов и их качества, улучшения эксплуатационной деятельности и использования технических средств многочисленными грузоотправителями и грузополучателями.
Роль научно-технического прогресса в развитии и интенсификации использования транспортных средств.
В развитии экономики нашей страны важнейшим фактором является технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства.
«Мы, коммунисты, — говорил на XXV съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, — исходим из того, что только в условиях социализма научно-техническая революция обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление. В свою очередь, только на основе ускоренного развития науки и техники могут быть решены конечные задачи революции социальной — построено коммунистическое общество».
Научно-технический прогресс обеспечивает качественные перемены в технологии производства, энергетике, орудиях и предметах труда, организации управления, характере трудовой деятельности людей, т. е. вносит изменения во все элементы общественного производства в их совокупности, их комплексности. Сущность этих перемен состоит в коренном изменении техникоэкономических параметров элементов производства, что достигается в результате соединения науки и производства в единую систему. Все это относится и к железнодорожному транспорту, где особенностями технического прогресса являются:
повышение уровня электрификации производства и эффективности использования энергии, более широкое внедрение электротехнологических процессов (электрификация железных дорог, широкое использование автоблокировки, электрической централизации и других средств автоматизации);
совершенствование традиционных и создание новых, более экономичных материалов, применение новейших методов упрочения металлов, расширение ассортимента материалов, применяемых в народном хозяйстве (термически упроченные рельсы, композиционные тормозные колодки, полимерные материалы и др.);
широкое внедрение прогрессивных (особенно непрерывных) технологических процессов, методов, основанных на использовании электроники; создание автоматизированной системы управления, комплексная автоматизация и механизация производственных процессов, внедрение телемеханики, новых видов связи, сигнализации и т. д.;
рационализация организации перевозочного процесса на всех стадиях производства и управления.
Внедрение новой техники и технологии — материальная основа обогащения содержания и улучшения условий труда, повышения уровня его использования, изменения роли и места человека в процессе производства.
Совершенствование технологии на железнодорожном транспорте приобретает особенно большое значение, так как наряду с передовыми технологическими процессами здесь еще широко используется устаревшая технология, относительно велика доля физически и морально устаревшего оборудования, имеет место использование малоквалифицированного и ручного труда, что сдерживает повышение эффективности перевозочного процесса. Эффективность преобразования технологии определяется повышением мощности орудий труда, ростом степени непрерывности и автоматизма их действия при организации производства. Наивысший эффект в экономии затрат труда достигается при одновременном осуществлении автоматизации производства и внедрении комплексной технологии. Применяемые в современных условиях прогрессивные виды машин и оборудования создают реальные предпосылки для перехода к комплексной автоматизации перевозок, автоматизированным системам управления железнодорожным транспортом.
Единство связи в целом «наука—техника—производство» выражается в том, что создание идей, реализация их в образцах новой техники, а затем в производстве становится непрерывным и все ускоряющимся процессом.
Научно-технический прогресс на железных дорогах направлен на решение задач интенсификации транспортных средств, чтобы путем развития и совершенствования техники, повышения технического уровня предприятий железнодорожного транспорта наиболее эффективно использовать в процессе производства все материальные и трудовые ресурсы.