Содержание материала

Для быстрейшего обнаружения причин, из-за которых не собирается схема первой позиции, и успешного устранения неисправности машинист должен знать следующее:

  1. на первой позиции главной рукоятки на всех секциях должны быть включены линейные контакторы К1, К18, К19. Причиной их невключения может быть обрыв цепи катушек их вентилей, недостаточное давление сжатого воздуха или его отсутствие в цилиндре привода, загустевание смазки в нем или механическая неисправность контактора;
  2. промежуточные реле РП20 и РП28, реле времени РВ6 должны быть включены, а РП26 и РП23 выключены;
  3. выключатель управления пневматический ВУП6 на всех секциях при заряженной тормозной магистрали должен быть включен;
  4. автоматические выключатели В20, ВЗО и КЭ блокировки АБТ усл. № 367 должны быть включены и исправны. Контроль их состояния выполняется нажатием ножной педали Кн2 отпуска тормоза электровоза по срабатыванию электропневматического клапана КЭП9 секции, из которой производится управление;
  5. ЭПК должен быть включен, а тумблеры на щитке У11 для управления отключателями тяговых электродвигателей должны находиться в положении «Нормальное».

Автоматический выключатель В20 имеет ток уставки 50 А, что не всегда вызывает его срабатывание при к.з в отдельных участках цепи первой позиции. Такое к.з. сопровождается снижением напряжения в цепях управления, что определяется по вольтметру на пульте помощника машиниста, снижению накала ламп освещения и сигнальных ламп после постановки главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию. В этом случае необходимо установить причину к.з., а не искать причину, из-за которой не собирается схема первой позиции.

Не собирается схема первой позиции, сигнальная лампа контроль перехода «КП» на пульте машиниста горит

Возможная причина — отсутствует напряжение на проводах 501 (см. рис. 7.6); Э582 или 591, 592 одной из секций.
П римечание. Цепь катушки реле времени РВ6 на С-соединении тяговых электродвигателей образуется от провода Э582. Поэтому наличие напряжения на нем контролируется по загоранию лампы «КП», так как в ее цепь введены контакты данного реле.
Проверка наличия напряжения на проводах-, перевести реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед-СП». Возможны ситуации:

  1. кулачковый вал ПкП повернулся в положение «С-СП» (определяется на слух) и загорелась сигнальная лампа «КП» — напряжение на проводе 501 есть;
  2. кулачковый вал ПкП повернулся в положение «С-СП» (определяется на слух), но сигнальная лампа «КП» не загорелась — отсутствует напряжение на проводе Э582 или на проводах 591, 592 одной из секций.

Действия локомотивной бригады
При отсутствии напряжения на проводе 501. Как в движении, так и на остановке в контроллере машиниста соединить перемычкой провод 501 на контакте 93 КЭ тормозного вала (рис. 14.1) с проводом 502 на контакте 3 КЭ 3-4 реверсивно-селективного вала или с перемычкой на шине между контактами 95, 103 тормозного вала.
При отсутствии напряжения на проводе Э582 или на проводах 591, 592 одной из секций. При движении на рейке зажимов или в контроллере машиниста соединить перемычкой провода Э582 и Э587. Если схема соберется, следовать на всех соединениях тяговых электродвигателей. Если схема не соберется, на стоянке включить мотор-вентиляторы на низкую скорость. Поочередным переключением кнопок «БВ» на ЩПР БлКн7 и постановкой главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию определить неисправную секцию по появлению показаний амперметров на пульте машиниста. На рейке зажимов этой секции соединить перемычками провода 598, 599 и 641 (электровозы до № 372) или 590, 599 и 641 (электровозы с № 373). Кнопку «БВ» на ЩПР БлКн7 включить. Следовать на всех соединениях тяговых электродвигателей.

 Схема первой позиции не собирается, сигнальная лампа «КП» на пульте машиниста гаснет

Возможные причины:

  1. отсутствует напряжение на проводах 502, 503, 504, 505, Э561;
  2. отсутствует напряжение на проводе Э587 или Э740;
  3. отсутствует соединение провода Э581 с корпусом;
  4. сработал датчик усл. № 418-000 при перегоревшей лампе «ТМ»;
  5. не включились линейные контакторы KI, К18 и К19 на одной из секций;
  6. обрыв силовой цепи тяговых электродвигателей на одной из секций.

Последовательность обнаружения и устранения неисправности при движении
Проверка наличия напряжения на проводах 502, 503, 505, 3561, 3587, 3740 и соединения с корпусом провода 3581.

  1. провод 502 — по повороту кулачкового вала ПкГ1 на слух и кратковременному загоранию сигнальной лампы «КП» при переводе главной рукоятки контроллера машиниста на 19-ю позицию;
  2. провод 503 — по перемещению рычагов БВ на слух, при нажатии кнопки «Возврат БВ» или по повороту кулачкового вала одного из отключателей ПкД тяговых электродвигателей на слух при переключении его тумблера из положения «Нормальное» в положение «Аварийное» и обратно в нулевых положениях рукояток контроллера машиниста;
  3. провод 505 — по повороту на слух кулачкового вала ПкР той секции, из которой производится управление, при переводе реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста из положения «Вперед-М» в положение «Назад-М» без постановки главной рукоятки на первую позицию (иначе по тяговым электродвигателям потечет «контроток»);
  4. провод 3561 — по отсутствию поворота кулачкового вала одного из отключателей ПкД тяговых электродвигателей на слух той секции, из которой производится управление, при переключении его тумблера из положения «Нормальное» в положение « Аварийное» и обратно, когда реверсивно-селективная рукоятка контроллера машиниста находится в положении «Вперед-М»;
  5. провода 3587 — соединением перемычкой проводов Э587 и Э582 на рейке зажимов или в контроллере машиниста, по появлению показаний амперметров на пульте машиниста при переводе главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию;
  6. соединение провода 3581 с корпусом — соединением его перемычкой с корпусом на рейке зажимов, по появлению показаний амперметров на пульте машиниста при переводе главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию;
  7. отсутствие напряжения на проводе 3740 сопровождается наполнением тормозных цилиндров электровоза сжатым воздухом величиной давления 2—2,5 кг/см2 и подачей песка под колесные пары электровоза.

Действия локомотивной бригады:

  1. при отсутствии напряжения на одном из проводов 501, 502, 503, 505 соединить его перемычкой с соседним проводом: 501 с 502, 502 с 503, 503 с 505 в контроллере машиниста (см. рис. 14.1) или подать на любой из них напряжение от провода Э301 в кабине (рейка зажимов пульта помощника машиниста, выключатель В20 или щит БлКнб пульта помощника машиниста);
  2. при отсутствии напряжения на проводе Э740 соединить его пермычкой с любым « плюсом» на рейке (провод 503);
  3. при отсутствии напряжения на проводе Э561 соединить его пермычкой с проводом Э563 на рейке зажимов. Для движения назад объединяют провода Э562 и Э563;
  4. если после соединения провода Э581 с корпусом схема не собралась, соединить перемычкой провод 607 с корпусом на рейках зажимов проходных секций. Схема будет собираться на этих секциях на 19-й позиции главной рукоятки контроллера машиниста. Когда такое следование невозможно, указанный выход из положения выполнить на остановке;
  5. при наличии напряжения на перечисленных проводах и соединении с корпусом провода Э581 после проверки плотности тормозной магистрали поезда переключить кнопку «Сигнализация».

Если неисправность не обнаружена, прозвонить силовую цепь тяговых двигателей и пусковых резисторов на обрыв.
Проверка силовой цепи тяговых электродвигателей на обрыв. Перевести главную рукоятку контроллера машиниста на 18-ю позицию. Возможны следующие варианты:

  1. показания амперметров на пульте машиниста появились на второй позиции этой рукоятки — обрыв в резисторе R25 головной секции А или в первой группе пускового резистора секции Б.

Перевести главную рукоятку на 19-ю позицию и показаниям амперметров (амперметра) на пульте машиниста определить неисправную секцию: нет показаний на амперметрах (амперметре) головной секции А — обрыв резистора R25. На рейке зажимов соединить провод Э586 с корпусом для включения контактора КП. При последующем взятии с места легковесного поезда или одиночного электровоза, для плавности пуска применять прямодействующий тормоз электровоза; нет показаний на амперметрах (амперметре) головной секции Б — обрыв в первой группе пускового резистора этой секции.
Перевести главную рукоятку контроллера машиниста на 18-ю позицию. Если на одной из позиций появятся показания на амперметрах, по развертке контроллера машиниста определить провод, который на данной реостатной позиции соединяется с корпусом. На рейке зажимов соединить его перемычкой с корпусом.
При необходимости перевести главную рукоятку контроллера машиниста на нулевую позицию до соединения этого провода с корпусом, не доводя главную рукоятку до данной позиции, разобрать схему выключением кнопки «БВ», не нажимая кнопку «Возврат БВ»;

  1. показания амперметров головной секции Б не изменились при переводе главной рукоятки контроллера машиниста на третью позицию, значит, не включился уравнительный контактор К17. На рейке зажимов или в контроллере машиниста соединить перемычкой провод Э583 с корпусом. На 18-й позиции перемычку снять, а при взятии поезда с места вновь поставить ее на третьей позиции;
  2. показания обоих амперметров пульта машиниста появились на одной из реостатных позиций контроллера машиниста далее третьей позиции главной рукоятки — обрыв в одной из групп пускового резистора головной секции А. По развертке контроллера машиниста определить провод, который на данной реостатной позиции соединяется с корпусом. На рейке зажимов соединить его перемычкой с корпусом. При необходимости перевести главную рукоятку контроллера машиниста на «0» позицию со соединения этого провода с корпусом, не доводя главную рукоятку до данной позиции, разобрать схему выключением кнопки «БВ», не нажимая кнопку «Возврат БВ»;
  3. на первой позиции главной рукоятки контроллера машиниста загорается сигнальная лампа «PH» (возможно также и сигнальная лампа «РБ) — обрыв обмоток или в цепи тяговых электродвигателей одной из секций. Неисправную секцию определить по показаниям амперметров на пульте машиниста при переводе главной рукоятки контроллера машиниста на 19-ю позицию. Неисправную пару двигателей этой секции определить поочередным переключением кулачковых валов отключателей ПкД тяговых двигателей в положение «Аварийное» при нулевых позициях рукояток контроллера машиниста с последующим переводом главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию. На неисправность указывает также появление показаний на амперметрах пульта машиниста.

При отсутствии перечисленных признаков перевести главную рукоятку контроллера машиниста на 19-ю позицию и по показаниям амперметров на пульте машиниста определить поврежденную секцию.

Если секция непроходная, следовать на исправных секциях, применяя СП- и П-соединения тяговых электродвигателей, если профиль пути и масса поезда позволяют подобное. Если секция проходная, проверить цепь катушек вентилей линейных контакторов с клеммовой рейки.

Проверка цепи катушек вентилей линейных контакторов с клеммовой рейки на проходной секции.

  1. на первой позиции главной рукоятки контроллера машиниста через сетку высоковольтной камеры проверить положение реле: реле РВ6, РП20, РП28 должны быть включены, а реле РП23 и РП26 выключены. При необходимости после остановки привести реле в исходное положение расклиниванием;
  2. на рейке зажимов поочередно соединить перемычкой провода Э587 с 604, 607 с корпусом, переводя главную рукоятку контроллера машиниста на первую позицию после постановки каждой из перемычек.

Если секция непроходная или после указанных действий схема не собралась, остановиться и проверить включение линейных контакторов.

Последовательность обнаружения и устранения неисправности, если она появилась на остановке

Проверка наличия напряжения на проводах 502, 503, 505, Э561, Э587 и Э740-.

  1. провод 502 — по повороту кулачкового вала ПкГ1 на слух и кратковременному загоранию сигнальной лампы «КП» при переводе главной рукоятки контроллера машиниста на 19-ю позицию при выключенном ЭПК КЭП 13. После проверки включить ЭПК;
  2. провод 503 — по перемещению рычагов БВ на слух той секции, из которой производится управление, при нажатии кнопки «Возврат БВ» или по повороту кулачкового вала одного из отключателей ПкД тяговых двигателей на слух при переключении его тумблера на щитке У11 из положения «Нормальное» в положение «Аварийное» и обратно в нулевых положениях рукояток контроллера машиниста;
  3. провод 505 — по повороту кулачковых валов ПкР на слух при переводе реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста из положения «Вперед-М» в положение «Назад-М» без постановки главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию;
  4. провод Э561 — по отсутствию поворота кулачкового вала одного из отключателей двигателей ПкД на слух той секции, из которой производится управление, при переключении его тумблера на щитке У11 из положения «Нормальное» в положение «Аварийное» и обратно, когда реверсивно-селективная рукоятка контроллера машиниста находится в положении «Вперед- М»;
  5. провод Э587— соединением его перемычкой с проводом Э582 на рейке зажимов, по появлению показаний на амперметрах пульта машиниста при переводе главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию;
  6. соединение провода 3581 с корпусом — соединением его перемычкой с корпусом на рейке зажимов, по появлению показаний на амперметрах пульта машиниста при переводе главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию;
  7. отсутствие напряжения на проводе 3740 сопровождается наполнением тормозных цилиндров электровоза сжатым воздухом до давления 2—2,5 кгс/см2 и подачей песка под колесные пары электровоза.

Действия локомотивной бригады

  1. При отсутствии напряжения на одном из проводов 501,502, 503, 505 соединить его перемычкой с соседним проводом: 501 с 502, 502 с 503, 503 с 505 в контроллере машиниста (см. рис. 14.1) или подать на любой из них напряжение от провода Э301 в кабине (провод Э301 расположен на рейке зажимов пульта помощника машиниста, у выключателя В20 (ВУ-20) или на щитке БлКнб на пульте помощника машиниста).
  2. При отсутствии напряжения на проводе Э740 соединить его перемычкой с любым « плюсом» на рейке (провод 503), на проводе Э561 — соединить его перемычкой с проводом Э563 на рейке зажимов. Для движения назад провод Э562 соединяют с проводом Э563.
  3. Если после соединения провода Э581 с корпусом схема не собралась, осмотреть 15-16 КЭ главного и 113-114 КЭ тормозного валов. Если неисправность не обнаружена, соединить перемычкой провод 607 с корпусом на рейках зажимов всех секций.
  4. При наличии напряжения на указанных проводах и соединении провода Э581 с корпусом после проверки плотности тормозной магистрали поезда переключить кнопку «Сигнализация». Когда, неисправность не удается обнаружить, проверить цепь катушек вентилей линейных контакторов.

Проверка цепи катушек вентилей линейных контакторов

На рейке зажимов соединить перемычкой провод Э582 с проводом Э587 и установить главную рукоятку контроллера машиниста на первую позицию. Если схема первой позиции не собралась, перемычку снять и на рейке или в контроллере машиниста соединить перемычками провода Э587, Э564 и Э649. Кратковременной постановкой главной рукоятки контроллера машиниста на первую позицию по отклонению стрелок приборов на пульте машиниста определить секцию, на которой не собирается схема.
Дальнейшие действия по устранению неисправности выполнить на этой секции:

  1. на первой позиции главной рукоятки контроллера машиниста через сетку высоковольтной камеры проверить положение реле. Реле РВ6, ΡΓΊ20, ΡΓΊ28 должны быть включены, а реле РП23 и РП26 выключены. При необходимости привести эти реле в исходное положение расклиниванием;
  2. на рейке зажимов поочередно соединить перемычкой провода Э587 с 604, 607 с корпусом, переводя после постановки каждой из перемычек главную рукоятку контроллера машиниста на первую позицию.

Если после всех указанных действий схема не собралась, опустить токоприемники, включить БВ, установить главную рукоятку контроллера машиниста на первую позицию. По выходу штока из цилиндра привода проверить включение линейных контакторов KI, К18 и К19. Возможны следующие варианты:
Все линейные контакторы выключены. Нажать на грибок вентиля контактора К1 и отпустить: контакторы включились и остались включенными — соединить перемычкой провод 589 на блокировке контактора К1 с корпусом;
контакторы не включились — соединить перемычкой провода Э587 и 604 на блокировочном барабане ПкГ1 (10 и 19 пальцы).
Не включился контактор К1 (головная секция А) — соединить провод 606 на катушке вентиля этого контактора с корпусом.
Не включился один из контакторов К18 или К19 — включить его принудительно или соединить провод 605 на катушке вентиля контактора К19 с проводом 597 на катушке вентиля контактора К18.
Линейные контакторы все включены — обрыв силовой цепи тяговых двигателей. Для его определения на нулевой позиции главной рукоятки контроллера машиниста визуально через среднюю щель дугогасительной камеры нажатием на грибок вентиля проверить состояние силовых контактов линейных контакторов: отсутствие смещения подвижного контакта относительно неподвижного выше нормы, трение первого о перегородки дугогасительной камеры, наличие сжатого воздуха в цилиндре привода и его работу, отсутствие механической неисправности контактора.
Проверить также положение кулачковых валов переключателей ПкР, ПкР2, ПкТ 1, ПкТ2, ПкГ 1, ПкГ2, обоих ПкД и состояние их силовых контактов. Кроме того, у всех аппаратов проверить состояние и крепление силовых проводов. При необнаружении неисправности прозвонить на обрыв тяговые электродвигатели таким же образом, как и при движении.
Для контроля обрыва пусковых резисторов при заторможенном электровозе и нахождении реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста в положении «Вперед-М» его главную рукоятку перевести на первую позицию. На рейке зажимов поочередно соединить перемычкой с корпусом провод Э586, провода с Э622 по Э635 до появления показаний на амперметрах пульта машиниста. Перемычку не снимать.
При наличии времени для уменьшения бросков тока соединить провода с корпусом в следующей последовательности: Э622, Э623, Э624, Э625, Э632 (последовательное включение контакторов КЗ, К4, К5, Кб, К7) и Э583, Э628, Э629, Э630, Э635, Э629, Э634 (поочередное включение контакторов KI 1, К12, К13, К14, К20 и К15). Такое включение реостатных контакторов препятствует закорачиванию лишних секций групп пускового резистора.
Примечание. Появление показаний на амперметрах пульта машиниста при выборе реостатных позиций в движении свидетельствует о том, что секция пускового резистора закорочена одним из реостатных контакторов. Если главную рукоятку контроллера перевести на «О» позицию до соединения катушки вентиля данного контактора с корпусом, не выключая БВ, силовая цепь разомкнется этим контактором, и он сгорит, поскольку линейные контакторы выключаются на нулевой позиции.
Сигнальная лампа «РБ» загорается на первой позиции контроллера машиниста при обрыве в обмотке якоря одного из спаренных тяговых электродвигателей, так как из-за нарушения датчика равновесия моста, в диагональ которого включен контрольный орган датчика боксования, срабатывает реле датчика боксования. Если схема собралась при постановке одной из перемычек на рейке, то на стоянке при наличии времени ее снять. Используя метод прозвонки проводником, найти неисправную блокировку, и контакт восстановить.

Схема разбирается при переводе главной рукоятки контроллера машиниста с 18-й позиции С-соединения на 19-ю позицию СП-соединения тяговых электродвигателей на одной из секций

Возможные причины:

  1. сигнальная лампа «КП» на пульте машиниста не погасла на 19-й позиции контроллера машиниста — не повернулся кулачковый вал ПкП в положение «СП-П», отсутствует напряжение на проводе Э564 данной секции, не включилось реле времени РВ6 из-за отсутствия контакта в блокировках ПкП Э649-574 или ПкГ2 574-592;
  2. сигнальная лампа «КП» погасла на 19-й позиции — отсутствует контакт в блокировке ПкД2 604-605 или в блокировке ПкТ1 606-589 на средней секции или головной Б.

Действия локомотивной бригады
При движении, если позволяют масса поезда и профиль пути, следовать на исправных секциях, применяя СП- и П-соединения тяговых электродвигателей.

На стоянке
Сигнальная лампа «КП» не погасла — выключить ЭПК КЭП 13, установить главную рукоятку контроллера машиниста на 19-ю позицию. На неисправной секции определить на слух или визуально поворот кулачкового вала ПкП в положение «СП-П»:

  1. кулачковый вал ПкП не повернулся в положение СП-П — соединить перемычкой провод Э649 на пальце 7 блокировочного барабана ПкП этой секции с плюсовым проводом на катушках обоих вентилей ПкП (электровозы до № 124 — Э925 (955), с № 125 — Э925 (Э922). Минусовые провода обозначены цифрой 500. Следовать на всех секциях, используя С- и СП-соединения тяговых электродвигателей;
  2. кулачковый вал ПкП повернулся в положение « СП-П» — на неисправной секции осмотреть блокировки ПкП Э649-574 и ПкГ2 574-592. Неисправность устранить. Если неисправность не обнаружена, на рейке зажимов данной секции соединить перемычкой провода 598, 599 и 641. Следовать на всех секциях, используя С- и СП-соединения тяговых электродвигателей.

Сигнальная лампа «КП» погасла — на рейке зажимов неисправной секции соединить провод 607 с корпусом. Если схема не соберется, опустить токоприемники, включить БВ, установить главную рукоятку контроллера машиниста на первую позицию. По выходу штоков из цилиндра привода проверить включение линейных контакторов:

  1. все линейные контакторы выключены — восстановить контакт в блокировке ПкД2 604-605 или закоротить ее;
  2. выключен линейный контактор К1 на средней или головной секции Б — соединить провод 606 на катушке его вентиля с корпусом.