Содержание материала

Неразрушающий контроль рельсов при их эксплуатации и ремонте обложка


ДЕФЕКТОСКОП -РЕЛЬС-В-

ДУК13ИМ

1, 3, 4 - ТУМБЛЕРЫ; "СЕТЬ - ВЫКЛ."; ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ПРИБОРА; "АКК. - СТАВИЛ.”; 2 - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР;
- РЕГУЛЯТОР "РЕЧ. 12 В”;
- ПРЕДОХРАНИТЕЛИ НА 2 А

Неразрушающий контроль рельсов при их эксплуатации и ремонте / А. К. Гурвич, Б. П. Довнар, В. Б. Козлов, Г. А. Круг, Л. И. Кузьмина, А. Н. Матвеев; Под ред. канд. техн. наук А. К. Гурвича.— М.: Транспорт, 1983,- 318 с.
Изложены сведения о дефектах в рельсах и общая теория неразрушающего контроля, физические основы методов магнитной и ультразвуковой дефектоскопии. Рассмотрены приборы неразрушающего контроля рельсов, принципы их работы и эксплуатации, организация контроля рельсов на рельсосварочных предприятиях и в пути. Для инженерно-технических работников путевого хозяйства; рекомендована в качестве учебника для технических школ железнодорожного транспорта.

ОТ АВТОРОВ

Осуществляемое в соответствии с историческими решениями XXVI съезда КПСС дальнейшее развитие железнодорожного транспорта на основе технического прогресса предусматривает в числе других мер внедрение наиболее прогрессивных конструкций верхнего строения пути. Рельсы — важнейший элемент пути. От их состояния во многом зависит обеспечение необходимых скоростей и безопасности движения поездов. Одним из эффективных средств контроля за состоянием рельсов являются дефектоскопы, позволяющие обнаруживать дефекты в рельсах при сварке их на рельсосварочных предприятиях и в процессе эксплуатации в пути. Принцип действия дефектоскопов основан на использовании магнитных и ультразвуковых методов.
Вначале отечественная дефектоскопия рельсов развивалась по пути создания специализированных приборов. В середине 30-х годов на железных дорогах СССР появились съемные вихретоковые дефектоскопы ДС-13, а в 1952 г. — феррозондовые МРД-52. Развитие физических основ скоростной электромагнитной дефектоскопии позволило в начале 50-х годов создать первые магнитные вагоны-дефектоскопы с фотозаписью показаний для контроля рельсов со скоростью до 70 км/ч. В 1952 г. впервые в мировой практике стали применять зеркально-теневые ультразвуковые дефектоскопы УРД-52 для массового контроля рельсов в зоне болтовых стыков, а в 1956 г. — для контроля рельсов по всей длине (УРД-56, УРД-58). В последующие годы проведены теоретические исследования зеркальнотеневого и эхо-методов контроля и новых схем прозвучивания рельсов, обоснованы принципы эталонирования основных параметров контроля. На базе этих работ в 1960— 1970 гт. созданы и нашли широкое применение ультразвуковые дефектоскопы типа УЗД-НИИМ-5 (УЗД-59, ДУК-НИМ, ДУК-13ИМ) для контроля сварных стыков и УРД-63 — для вторичною контроля отдельных участков рельсов, а также первые ультразвуковые дефектоскопы многоцелевого назначения УЗД-НИИМ-6М для сплошного контроля рельсов в пути по всей их длине, не имеющие аналогов за рубежом. В целях унификации средств дефектоскопии разработан и освоен в серийном производстве взамен ранее выпущенных приборов агрегатированный комплекс из трех съемных ультразвуковых дефектоскопов типа «Рельс».

Советский Союз — единственная страна в мире, где разработаны методы и организован ультразвуковой контроль сварных стыков рельсов при изготовлении и в процессе их эксплуатации в пути. Повышению достоверности и надежности дефектоскопии способствовало внедрение Государственного стандарта на ультразвуковой контроль рельсов (ГОСТ 18576—73), а также единой системы службы дефектоскопии рельсов, подготовки, повышения квалификации и аттестации операторов. Единая система дефектоскопии базируется на комплексном использовании магнитных и ультразвуковых съемных приборов и вагонов-дефектоскопов. По научно-техническому уровню и объемам применения неразрушающего контроля рельсов наша страна занимает ведущее место. Неразрушающим контролем рельсов при их эксплуатации, восстановлении и сварке занято более 15 тыс. специалистов различных квалификационных групп.
Качество контроля рельсов при комплексном применении дефектоскопов в большой степени зависит от правильной организации этого дела на дистанциях пути и на дорогах в целом, что невозможно без глубокого и всестороннего изучения существующих методов дефектоскопии рельсов и аппаратуры.
Настоящий коллективный труд отражает современное состояние техники дефектоскопии рельсов на железнодорожном транспорте. Книга написана с учетом результатов последних научных исследований и разработок ВНИИЖТа, НИИмостов ЛИИЖТа и Всесоюзного научно-исследовательского института по разработке неразрушающих средств контроля качества материалов (ВНИИНКа), накопленного в ЛИИЖТе опыта переподготовки и подготовки инженеров и операторов по дефектоскопии на железнодорожном транспорте; она построена так, что ею можно пользоваться не только при подготовке операторов, механиков, дефектоскопистов в дорожных технических школах и на производстве, но и специалистов в вузах и техникумах.