Устройства транспортной автоматики и телемеханики, обычно именуемые устройствами СЦБ (сигнализация, централизация и блокировка), обеспечивают безопасность движения поездов и значительно увеличивают пропускную способность железнодорожных линий.
Устройства СЦБ подразделяются на следующие виды:
- Устройства железнодорожной сигнализации С, служащие для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы. К этим устройствам сигнализации относятся так называемые постоянные сигналы: светофоры, семафоры и предупредительные диски.
- Устройства централизации Ц, применяемые на станциях для обеспечения безопасного следования поездов по стрелкам и ускоряющие приготовление маршрутов и производство маневровой работы. К таким устройствам относятся механическая и электрическая централизация стрелок и сигналов. Простейшим видом устройств, служащих для обеспечения безопасности движения следования поездов по стрелкам, является ключевая зависимость.
Контрольными стрелочными замками оборудуются все стрелки ручного управления, входящие в маршруты приема, отправления, а также стрелки, ведущие в предохранительные и улавливающие тупики.
Контрольные ключевые замки обеспечивают замыкание стрелок в положении, указанном на вынутом из замка ключе, при условии плотного прилегания остряка к рамному рельсу; не допускают замыкания стрелки при зазоре между прижатым остряком и рамным рельсом 4 мм и более.
- Устройства блокировки Б, служащие средством связи между станциями и предназначенные для ускорения продвижения поездов и их безопасного следования по перегонам. К этим устройствам относятся электрожезловая система, полуавтоматическая и автоматическая блокировка, локомотивная сигнализация и автостопы. Из перечисленных устройств блокировки на лесовозных железных дорогах чаще применяется электрожезловая система.
Постоянные сигналы (светофоры, семафоры и предупредительные диски) являются основной составной частью устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.
Наиболее совершенным типом постоянного сигнала, широко применяемого в настоящее время, является светофор линзовый или прожекторный. Линзовые светофоры для каждого сигнального показания имеют отдельную оптическую систему, состоящую из электрической лампы и двух линз — цветной (светофильтра) и бесцветной (защитной). Прожекторные светофоры снабжены одной оптической системой и механизмом, позволяющим получать на светофоре три сигнальных показания.
Впредь до повсеместного применения светофоров на узкоколейных железных дорогах используют семафоры, сигнализирующие положением крыльев на мачтах.
В зависимости от назначения постоянные сигналы — семафоры и светофоры — могут быть:
входные — для ограждения станций со стороны прилегающих перегонов; они служат для разрешения или запрещения входа поезда на станцию;
выходные — для разрешения или запрещения поезду отправиться со станции на перегон;
проходные — для разрешения или запрещения поезду проследовать с одного межпостового перегона на другой;
прикрытия — для ограждения мест пересечений железных дорог в одном уровне с другими железными дорогами и участков, проходимых с проводником.
Кроме того, светофоры бывают:
предупредительные — для заблаговременного предупреждения о показаниях входного сигнала или сигнала прикрытия, а также для повторения сигнала, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;
маневровые — для запрещения или разрешения производства маневров.
Кроме светофоров и семафоров при электрожезловои системе и полуавтоматической блокировке применяют дополнительные постоянные сигналы: предупредительные диски и постоянные диски уменьшения скорости.
Предупредительные диски устанавливают перед входными и проходными семафорами в двух случаях:
если семафор с локомотива приближающегося поезда виден с расстояния, меньшего тормозного пути;
когда в районе расположения семафора наблюдаются частые туманы, метели и другие неблагоприятные условия, понижающие видимость сигналов.
Перед семафорами прикрытия предупредительные диски устанавливают независимо от видимости сигналов. Назначение предупредительного диска — заранее, на расстоянии не менее тормозного пути от семафора, предупредить машиниста о положении крыла семафора.
Постоянные диски уменьшения скорости должны устанавливаться с обеих сторон ограждаемого участка на расстоянии 600 м.
Перед входными и проходными семафорами, а также перед семафорами прикрытия должны быть установлены оповестительные щиты, окрашенные в белый цвет с черными полосами. Перед каждым сигналом устанавливают три щита: первый с одной полоской — на тормозном расстоянии плюс 100 м или на 100 м перед предупредительным диском; второй с двумя полосами — на 100 м от первого; третий с тремя полосами — на 100 м от второго.
Для сигнальных приборов железнодорожной световой сигнализации применяют стеклянные светофильтры красного, желтого, зеленого, синего и лунно-белого цветов.
Светофильтры изготовляют трех типов: Сф — цилиндрические и плоские (ГОСТ 8548 — 57) для сигнальных фонарей; СС — выпукловогнутые диаметром 220 мм (ГОСТ 8557 — 57) для семафоров, дисков и щитов; СП — в виде дисков диаметром 254 мм (ГОСТ 8555 — 57) для прожекторных светофоров. Кроме того, для линзовых светофоров и других сигналов изготовляют светофильтры в виде специальных линз диаметром 120, 139 и 165 мм.
Светофильтры делятся на два класса: А — для установки в электрических и электро-керосиновых сигнальных приборах; Б — для сигнальных приборов только с керосиновыми источниками света.
Для сигнальных приборов в качестве источников света применяют электрические и керосиновые лампы. Для линзовых светофоров применяют лампы ЖС-2, ЖС-3, ЖС-9 и ЖС-10; а для прожекторных светофоров ЖС-12 и ЖС-11А. Перед установкой на светофор каждую лампу испытывают в течение 10 ч на непрерывность горения при напряжении 12 в. Если в результате испытаний нить потемнеет или на колбе изнутри появится налет, лампу бракуют.
Для освещения семафоров с 1957 г. устанавливают универсальные фонари 8357-00, приспособленные для керосинового и электрического освещения. Для подачи электроэнергии на ближайшей к семафору опоре воздушной линии 220 в устанавливают кабельный ящик КЯ-10 с понижающим трансформатором СТ-3.
Ключевые контрольные замки на станциях, где нет централизации, все стрелки ручного управления, входящие в маршруты приема и отправления, а также стрелки, являющиеся охранными или ведущими в предохранительные и улавливающие тупики, оборудуют контрольными стрелочными замками. На железных дорогах применяют стрелочные замки системы В. С. Мелентьева (типа 8641А-00). Количество серий замков может достигать 96.
Электрожезловая система.
При жезловой системе разрешением на занятие поездом перегона служит жезл, выдаваемый машинисту и принадлежащий данному перегону. Четное (30 шт.) количество жезлов, относящихся к одному перегону, размещено во взаимосвязанных электрическим проводом двух жезловых аппаратах, установленных по одному на ограничивающих этот перегон раздельных пунктах. Нормально все жезлы в электрожезловых аппаратах замкнуты; жезл можно извлечь только с согласия впереди лежащего по направлению движения раздельного пункта, но при условии, если во взаимосвязанных аппаратах замкнуто четное количество жезлов.
Для того чтобы жезл одного перегона не мог быть вложен в аппарат соседнего перегона, жезлы и аппараты изготовляют девяти серий, обозначая их буквами А, В, С, D, Е, F, К, М и Р. Жезловые аппараты одной серии можно устанавливать только через три перегона. Кроме нормальных жезлов, применяют развинчивающиеся жезлы (при отправлении поездов вслед) и ключи-жезлы (при подталкивании поездов с возвращением толкача на станцию отправления поезда).
Электрожезловая система включает следующие аппараты: электрожезловый аппарат 103-00 конструкции Д. С. Трегера, малогабаритный жезловый индуктор 114-00, телефон МБ, телефонный переключатель 100а-00, прибор 116-00 с ключом-жезлом; при необходимости применяют жезлообменпватели и жезлоподаватели.
При неравномерном движении поездов в аппарате одной из станций может не остаться жезлов. Если в электрожезловом аппарате остается менее четверти общего количества жезлов, дежурный по станции должен вызвать электромеханика, который вскрывает аппарат на станции, где скопились жезлы, вынимает вручную четное их количество. Изъятые жезлы электромеханик перевозит на соседнюю станцию, где их вкладывает в аппарат в присутствии дежурного по станции. О вскрытии аппарата, изъятии и вкладывании жезлов делается запись в журнале осмотра устройств СЦБ и связи с указанием номеров жезлов.
В случае утери жезла дежурный по станции вызывает электромеханика, который вскрывает аппарат и извлекает один жезл, восстанавливая этим действие электрожезловой системы. Вынутый жезл электромеханик хранит у себя, составив акт об утере с указанием номеров вынутого и потерянных жезлов.
Осмотр со вскрытием аппарата, индуктора, переключателя и прибора с ключом-жезлом выполняют 1 раз в месяц, производя чистку, смазку трущихся деталей, коллектора, крепление зажимов и винтов, проверку монтажа и крепления табличек на жезлах.
При осмотре аппарата обращают внимание на то, чтобы детали, участвующие в поступательном или вращательном движении, а также жезлы перемещались в своих направляющих или осях легко без заедания.
Устройства связи.
На лесовозных узкоколейных железных дорогах применяют следующие основные виды проводной связи: поездную межстанционную — для связи станций между собой по движению поездов;
диспетчерскую поездную — для связи поездного диспетчера со станциями;
стрелочную — для служебных переговоров дежурного по станции со стрелочными постами;
постанционную — для служебных переговоров работников станций между собой;
местную — для общей служебной связи с леспромхозом и его цехами.
В лесозаготовительных предприятиях при поездной межстанционной и стрелочной связи применяют следующие телефонные аппараты с коммутатором типа МБ:
- Унифицированные телефонные аппараты ТАУ-1МБ. Размеры настольного аппарата 260X192X153 мм, настенного 260Х 112X230 мм. Питание от батареи 3 в.
- Настольные телефонные аппараты БАГТА-50МБ. Габаритные размеры 247X185X140 мм. Питание от батареи 3 в.
- Переносные телефонные аппараты МБ с индикаторным вызовом типа УНАИ-43. Аппарат применяется на переносных линиях связи, а также для временной связи и помещается в деревянном ящике с ремнем для переноски.
- Переносные телефонные аппараты для включения в цепь селекторной диспетчерской связи (№ 552-20-36). Индуктор в аппарате отсутствует, так как вызов диспетчера осуществляется голосом. Телефонный аппарат может быть подключен к диспетчерским проводам при помощи шеста или через специальную розетку, устанавливаемую на столбе воздушной линии связи.
Для служебной связи с леспромхозом и его цехами применяют следующие телефонные аппараты ЦБ, которые включают в сеть с коммутатором ЦБ:
- Телефонные аппараты типа ТАН (телефонный аппарат настенный), который имеет следующие разновидности:
ТАН-5М (модернизированный, для сетей АТС в качестве индивидуального аппарата);
ТАН-5МП — для параллельного включения на сетях АТС;
ТАН-61М — для сетей РТС. Габаритные размеры аппарата 185Х 146, 5Х 140 мм.
- Телефонные аппараты БАГТА-50 для включения в цепи АТС типа БАГТА-АТС-50, а в цепи РТС и диспетчерских коммутаторов — типа БАГТА-ЦБ-50. Размеры аппарата 247 — 185Х 140 мм.
- Телефонные аппараты ТН-1 для наружной установки на стене или столбе для включения в цепь диспетчерской связи. Размеры аппарата 154x212x360 мм.
Характеристика диспетчерских коммутаторов, применяемых на сетях диспетчерской связи, приведена в табл. 13.
В качестве диспетчерской поездной связи применяют телефонную связь с избирательным вызовом (селекторная связь). Для диспетчерской распорядительной станции используют станцию типа СПД-59 завода МПС, «Транссвязь».
Таблица 13
Тип | Габаритные размеры, мм | Количество включаемых цепей | Сопротивление абонентского шлейфа, ом | Источник питания, напряжение. | Система телефонов абонентских пунктов |
КМСС-6Б | 402χ406χ178 | 6 | 300 | Батарея сухих элементов, 12 | МБ ИЛИ ЦБ |
КМСС-6Л | 402x406x178 | 6 | 300 | Аккумуляторы, | » |
УКСС-3Б | 328X406X178 | 3 | 300 | Батарея сухих элементов, 12 То же, 24 | » |
УКСС-3Л | 328X406X178 | 3 | 300 | Аккумуляторы, | » |
К ПС 2/3 | 328X404X178 | 2 | 300 | Аккумуляторы, | ЦБ |
МБ-20Мсв | 302x525x520 | До 20 | 1000 | Батарея сухих элементов, 6 | МБ |
В комплект распорядительной станции входят:
- Блок распорядительного устройства типа РУ-СПД-59.
- Кнопочное распределительно-вызывное устройство диспетчера типа КПВУ-59.
- Педаль типа ПД-58.
- Микрофон типа МД-55.
Аппаратура СПД-59 рассчитана на включение одной цепи диспетчерской связи с затуханием не более 3 непер на частоте 800 гц. Усилители приема и передачи блока РУ-СПД-59 собраны на полупроводниковых триодах. Прием и передача осуществляются по симплексной схеме. Установку блока производят на стойке-каркасе типа СКИ-59. На стойке расположена вводная панель, блок переговорно-вызывного устройства и может быть установлено до восьми блоков селекторной связи.
Кнопочное устройство КПВУ-59 устанавливается на столе диспетчера. При помощи КПВУ-59 осуществляется формирование кодов избирательного вызова и ведение разговора с абонентами линейных пунктов.
Педаль диспетчера предназначена для переключения переговорных приборов и управления симплексным усилителем. Педаль устанавливается под столом диспетчера. Электропитание станции СПД-59 осуществляется от батареи напряжением 24±2,4 в (плюс батарея заземления).
Напряжения для посылки избирательного вызова прямого и обратного управления получаются от преобразователя, собранного на полупроводниковых триодах и размещенного в блоке СПД-59. Выходное напряжение преобразователя 180±; ±10% в при токе нагрузки 0,12 а.
Промежуточный пункт диспетчерской селекторной связи состоит из вводного щитка типа ЩВМ, селекторного ящика типа ЯС-4, телефонного аппарата ТДС-52 и источника тока. Питание микрофона и звонка аппаратуры промежуточного пункта от батареи напряжением 4,5 в. Диспетчера с промежуточного пункта вызывают голосом.
Радиосвязь.
Наиболее полно отвечают условиям лесозаготовок УКВ радиостанции комплекта «Гранит».
Комплект радиостанции «Гранит» состоит из стационарной центральной станции «Гранит ЦС» и мобильной абонентской станции «Гранит АС». Радиостанции предназначены для организации беспоисковой и бесподстроечной радиосвязи.
Центральная станция эксплуатируется в стационарных условиях с питанием от сети переменного тока напряжением 127 или 220 в частотой 50 гц. Радиостанция одноканальная, симплексная, диапазон частот 33—46 Мгц. Мощность передатчика 30—50 вт. Вес радиостанции 85 ка. Антенна широкополостная с круговой диаграммой направленности. Высота мачт 15 м.
Мобильные абонентские радиостанции обеспечивают двустороннюю телефонную радиосвязь подвижных объектов с центральными радиостанциями «Гранит ЦС» между собой. Диапазон частот 33—46 Мгц, выходная мощность передатчика 8—10 вт. Вес около 8,5 кг. Антенна — стальной штырь длиной 1,6 м. Радиостанция может быть установлена на любом подвижном объекте, имеющем бортовую сеть постоянного тока напряжением 12 в, с заземленным минусом сети. В стационарных условиях станция может питаться от сети переменного тока напряжением 220 в или от аккумуляторов напряжением 12 в.
Радиостанция «Гранит» позволяет осуществлять радиосвязь в условиях среднепересеченной местности в любое время года и суток на расстояние 40 км, а при использовании радиостанции «Гранит АС» в качестве ретрансляционной, связь обеспечивается на расстоянии до 160—180 км.