При проектировании новых и реконструкции существующих лесозаготовительных предприятий руководствуются «Техническими указаниями по проектированию лесозаготовительных предприятий». В соответствии с действующими «Техническими указаниями» рекомендуется назначать порядок и очередность освоения отдельных частей лесосырьевой базы с учетом сокращения объемов строительства дорог, расстояния вывозки, особенно в первый период действия предприятия. При проектировании дорожной сети, так же как и других сооружений и устройств, необходимо разрабатывать несколько вариантов и на основе технико-экономических расчетов принимать решение о целесообразности того или иного варианта.
Одним из важных критериев оценки вариантов строительства является рациональное сочетание первоначальных и последующих капитальных и эксплуатационных затрат. По очередности освоения сырьевой базы имеется несколько схем строительства лесовозных железных дорог.
Схема последовательного (поочередного) освоения с постепенным углублением транспортной сети в лесной массив со строительством одного центрального поселка в пункте примыкания дороги. Такая схема рекомендуется как основная.
С соответствующим обоснованием можно применять схему транспортного развития одновременного освоения лесного массива. В отдельных случаях, при большой растянутости лесного массива и удалении его более чем на 50—60 км от пункта примыкания, допускается строительство дополнительного поселка для размещения рабочих, занятых на лесозаготовках.
Таблица 10
Тип дороги | Протяженность дорог, км, при расстоянии между ветками, км | |
5 | 2.5 | |
Постоянные дороги | 2,14 | 4,18 |
в том числе: |
|
|
магистрали . . . | 0,47 | 0,50 |
ветки .. | 1,67 | 3,68 |
Временные дороги | 10,8 | 8,30 |
Итого ... | 12,94 | 12,48 |
Проектирование железных дорог колеи 1524 мм производится в соответствии с СНиП П-Д-2-62 «Железные дороги колеи 1524 мм промышленных предприятий. Нормы проектирования». Узкоколейные железные дороги проектируют в соответствии с «Техническими указаниями по проектированию железных дорог 750 мм» (СН 251— 63).
Лесовозные узкоколейные железные дороги в зависимости от объема вывозки и срока действия подразделяют на следующие категории: магистраль дороги
I категории — годовой объем вывозки более 600 тыс. м3;
магистраль дороги
- категории — годовой объем вывозки 201 — 600 тыс. м3;
магистраль дороги III категории — годовой объем вывозки до 200 тыс. м3; ветки;
временные пути
(усы):
Ветки со сроком действия более 5 лет и объемом вывозки более 200 тыс. м3 проектируют по техническим нормам магистралей III категории.
Магистралью называется основное направление дороги, используемое в течение всего срока или значительной части срока действия предприятия.
Таблица 11
Ликвидный запас в лесном массиве, млн. м3 | Расчетная протяженность дорог. %, при расстоянии между ветками, км | |||||
5 | 2,5 | |||||
магистраль | ветки | усы | магистраль | ветки | усы | |
1,0 | 7,3 | 10,2 | 82,5 | 6,6 | 23,4 | 70,0 |
3,0 | 4,5 | 12,9 | 82,6 | 4,2 | 25,3 | 70,5 |
5,0 | 3,7 | 12,8 | 83,5 | 3,7 | 29,6 | 66,7 |
7,0 | 3,1 | 13,2 | 83,7 | 3,0 | 29,6 | 67,4 |
9,0 | 2,8 | 13,6 | 83,6 | 2,6 | 30,2 | 67,2 |
12,0 | 2,4 | 13,6 | 84,0 | 2,4 | 30,8 | 66,8 |
Ветки — это примыкающие к магистрали пути постоянного типа, служащие для вывозки древесины из отдельных участков лесного массива, срок действия которых не менее 1 года.
Усы — это временные пути, примыкающие к постоянным путям (магистралям, веткам), которые служат для вывозки древесины с лесосек и срок действия которых не превышает 1 года.
Средняя расчетная протяженность дорожной сети с учетом складских путей на 1 га, вычисленная по формулам, предложенным ЦНИИМЭ, Гипролестранс, АЛТИ, ЛТА и других авторов для лесных массивов с запасом от 1 до 12 млн. м3 (ликвидный запас на 1 га 60—100 м3), приведена в табл. 10.
В зависимости от ликвидного запаса древесины в лесном массиве расчетное соотношение между типами дорог может быть принято по табл. 11.
ЦНИИМЭ рекомендует строительство дорог осуществлять из расчета на 1 млн. м3 вывозки в следующем количестве: магистралей 6,3 км; веток 27 км, временных путей (усов) 168 км.