Содержание материала

При проектировании новых и реконструкции существующих лесозаготовительных предприятий руководствуются «Техническими указаниями по проектированию лесозаготовительных предприятий». В соответствии с действующими «Техническими указаниями» рекомендуется назначать порядок и очередность освоения отдельных частей лесосырьевой базы с учетом сокращения объемов строительства дорог, расстояния вывозки, особенно в первый период действия предприятия. При проектировании дорожной сети, так же как и других сооружений и устройств, необходимо разрабатывать несколько вариантов и на основе технико-экономических расчетов принимать решение о целесообразности того или иного варианта.
Одним из важных критериев оценки вариантов строительства является рациональное сочетание первоначальных и последующих капитальных и эксплуатационных затрат. По очередности освоения сырьевой базы имеется несколько схем строительства лесовозных железных дорог.
Схема последовательного (поочередного) освоения с постепенным углублением транспортной сети в лесной массив со строительством одного центрального поселка в пункте примыкания дороги. Такая схема рекомендуется как основная.
С соответствующим обоснованием можно применять схему транспортного развития одновременного освоения лесного массива. В отдельных случаях, при большой растянутости лесного массива и удалении его более чем на  50—60 км от пункта примыкания, допускается строительство дополнительного поселка для размещения рабочих, занятых на лесозаготовках.

Таблица 10


Тип дороги

Протяженность дорог, км, при расстоянии между ветками, км

5

2.5

Постоянные дороги

2,14

4,18

в том числе:

 

 

магистрали . . .

0,47

0,50

ветки ..

1,67

3,68

Временные дороги
(усы) ...

10,8

8,30

Итого ...

12,94

12,48

Проектирование железных дорог колеи 1524 мм производится в соответствии с СНиП П-Д-2-62 «Железные дороги колеи 1524 мм промышленных предприятий. Нормы проектирования». Узкоколейные железные дороги проектируют в соответствии с «Техническими указаниями по проектированию железных дорог 750 мм» (СН 251— 63). 
Лесовозные узкоколейные железные дороги в зависимости от объема вывозки и срока действия подразделяют на следующие категории: магистраль дороги
I     категории — годовой объем вывозки более 600 тыс. м3;
магистраль дороги

  1. категории — годовой объем вывозки 201 — 600 тыс. м3;

магистраль дороги III категории — годовой объем вывозки до 200 тыс. м3; ветки;
временные                пути
(усы):
Ветки со сроком действия более 5 лет и объемом вывозки более 200 тыс. м3 проектируют по техническим нормам магистралей III категории.
Магистралью называется основное направление дороги, используемое в течение всего срока или значительной части срока действия предприятия.

Таблица 11


Ликвидный запас в лесном массиве, млн. м3

Расчетная протяженность дорог. %, при расстоянии между ветками, км

5

2,5

магистраль

ветки

усы

магистраль

ветки

усы

1,0

7,3

10,2

82,5

6,6

23,4

70,0

3,0

4,5

12,9

82,6

4,2

25,3

70,5

5,0

3,7

12,8

83,5

3,7

29,6

66,7

7,0

3,1

13,2

83,7

3,0

29,6

67,4

9,0

2,8

13,6

83,6

2,6

30,2

67,2

12,0

2,4

13,6

84,0

2,4

30,8

66,8

Ветки — это примыкающие к магистрали пути постоянного типа, служащие для вывозки древесины из отдельных участков лесного массива, срок действия которых не менее 1 года.
Усы — это временные пути, примыкающие к постоянным путям (магистралям, веткам), которые служат для вывозки древесины с лесосек и срок действия которых не превышает 1 года.
Средняя расчетная протяженность дорожной сети с учетом складских путей на 1 га, вычисленная по формулам, предложенным ЦНИИМЭ, Гипролестранс, АЛТИ, ЛТА и других авторов для лесных массивов с запасом от 1 до 12 млн. м3 (ликвидный запас на 1 га 60—100 м3), приведена в табл. 10.
В зависимости от ликвидного запаса древесины в лесном массиве расчетное соотношение между типами дорог может быть принято по табл. 11.
ЦНИИМЭ рекомендует строительство дорог осуществлять из расчета на 1 млн. м3 вывозки в следующем количестве: магистралей 6,3 км; веток 27 км, временных путей (усов) 168 км.