Содержание материала

Текущее содержание, средний и капитальный ремонты пути включают отдельные повторяющиеся работы, которые могут быть разбиты на четыре группы: балластные, шпальные, рельсовые и работы по земляному полотну.

Балластные работы.

К этим работам относятся: отрывка шпал и шпальных ящиков, вывеска пути, подбивка и подштопка шпал, засыпка ящиков, подъемка, рихтовка и передвижка пути.
Для подбивки шпалы освобождают от балласта на глубину 2 см ниже ее подошвы или в уровень с ней. Для перегонки шпал ящик отрывают на 5 см больше полной длины перегонки; то же делают при одиночной смене шпал.
Вывеску пути для исправления мелких отдельных просадок делают на глаз, а на большом протяжении — при помощи рейки с уровнем по предварительно установленным на бровке (при помощи визиров) кольям. Вначале вывешивают и исправляют одну нитку, затем вторую, проверяя ее положение при помощи рейки с уровнем. Сначала подбивают концы звена, а затем середину.
Подбивку шпал производят с целью уплотнения балласта. Просадки и простые толчки определяют по положению верха головки рельса. В местах «потайных» толчков имеются трещины в балласте около шпалы и выплески грязи, появляющиеся после прохода поезда во время дождя. Наиболее плотная подбивка должна быть под рельсом. Стыковые шпалы подбивают особенно плотно.
Подбивку шпал применяют при подъеме пути на высоту не более 2—3 см. Под шпалу подбрасывают свежий балласт, который уплотняют подштопкой и подбивкой.
Зарывание ящиков производят после окончания подбивки. Ящики засыпают балластом, тщательно уплотняя его трамбовкой.
Сплошной подъем пути применяют при сползании бровок или оседании насыпи. При сплошном подъеме выверяют ось пути, производят перегонку шпал по меткам, подсыпку балласта, подштопку и рихтовку пути. При высоте вывески более 6 см шпальные ящики не отрывают. Перед вывеской добивают костыли, затем поднимают стык пониженной нитки по визирному колышку и по нему поднимают стык второй нитки. В кривых первым поднимают стык на наружной нитке кривой. Стыковые шпалы подштопывают и вывешивают в первую очередь; стыки второй нитки ставят по уровню со стыком первой нитки, а середину рельса — на глаз. Затем подштопывают средине шпалы. Для этого вывешивают второе звено и одновременно укрепляют подштопкой все шпалы первого звена. Подбивку обоих звеньев производят одновременно. Стыки при вывеске обычно ставят на 2—3 мм выше, т. с. с запасом на обкатку. После сплошной подъемки путь рихтуют.
Рихтовку и передвижку пути применяют для выправки пути, сдвинутого в сторону. Рихтовка ведется на кривой по наружной нитке, а на прямых — по любой из них. При плотном балласте следует отрывать торцы шпал со стороны, в которую рихтуют путь.
Оправка балластного слоя включает работы по оформлению надлежащего поперечного профиля путем легкой утрамбовки между ящиками и планировки откосов.

Шпальные работы.

К ним относятся зарубка шпал, исправление подуклонки, перегонка шпал.
Зарубка шпал и правильность затески на прямых и на кривых участках пути для подуклонки рельсов производится по шаблону. Для исправления подуклонки рельсов применяют два способа: со сдвигом шпал и без сдвига. При первом способе шпалы отрывают со всех сторон, расшивают, выдвигают и перетесывают по шаблону, устанавливают на место, пришивают и подбивают. При исправлении подуклонки без сдвига шпал выдергивают костыли полностью из одной шпалы и частично из соседних двух шпал, вывешивают рельс, подтесывают шпалу, опускают и пришивают рельс, после чего подбивают шпалу.
Перегонка шпал бывает частичная—при перекосе шпал — и сплошная — при сплошной смене рельсов для перемещения шпал вдоль пути с установкой па положенные места.
Разметку шпал производят белилами (мелом) на шейках рельсов по рейке (с внутренней стороны одной из ниток), при этом одну нитку метят по рейке, вторую — по наугольнику.

Рельсовые работы.

К ним относятся перекладка, кантовка, правка, гнутье, резка, рубка, сверление, смена рельсов, смена накладок или болтов в стыках, укладка подкладок.
Перекладку и кантовку производят для смены положения рельса. При перекладке с кантовкой рельс переносят на другое место с изменением его положения на 180°.
Выправление и гнутье рельса производят перед укладкой и во время укладки пути боковыми или вертикальными прессами в зависимости от того, в какой плоскости обнаружено искривление. Винт пресса ставят против середины изгиба, осторожно завертывают до выпрямления, оставляют на несколько минут под прессом и затем постепенно ослабляют нажатие пресса.
Перед постановкой болтов в стыковое соединение резьба их должна быть смазана.

Ремонт земляного полотна.

К основным повреждениям земляного полотна относятся: повреждение насыпи и балластного слоя, просадка отдельных мест насыпи, оседание всей насыпи, сползание откосов и расползание насыпи.
Общими мерами по устранению указанных повреждений являются: осушение полотна и прилегающих земляных масс; замена грунта полотна, устройство упорных (поддерживающих) стенок, правильное распределение грунтов в теле самой насыпи, своевременный ремонт.
К повреждениям поверхности земляного полотна относятся: промоины от действия ливней и рек при половодье и выдувание из насыпи грунта (мелкий песок, мергель). Промоины в бровках засыпают балластом, а в откосах — грунтом, хорошо пропускающим воду; во избежание выдувания из насыпи песка и мергеля откосы засыпают землей и засевают травами или дернуют.
Просадки отдельных мест насыпи наблюдаются в глинистых и суглинистых насыпях. Балластный слой вследствие недостаточной толщины вдавливается, образуя под шпалой балластное корыто — продольное или поперечное (продольное идет вдоль путевых рельсов, поперечное — вдоль шпал).
Если бровки земляного полотна выше подошвы балластного слоя, то для устранения балластных корыт надо срезать бровки ниже дна корыта и досыпать балластом. При поперечных корытах устраивают поперечные дренажи. Насыпь сильно и неравномерно оседает при вымывании нижних, слабых слоев. Чтобы избежать оседания, необходимо ускорить выжимание слабых грунтов насыпью для создания глубокого дренажа.
Сползание насыпи по грунту основания можно исправить отводом нагорной и грунтовой воды, устройством удерживающего упора с низовой стороны бермы, устройством в основании уступов при поперечных уклонах более 1/5.
Непосредственное наблюдение за состоянием пути проводится путевыми обходчиками по утвержденному графику. Результаты осмотра записываются в специальном журнале.
В соответствии с требованиями техники безопасности работы по ремонту путей производят при закрытых перегонах с выдачей предупреждений, либо работы ограждают сигналами.
Текущее содержание пути в пределах 12—18 км одиночного пути выполняется бригадами или звеньями путевых рабочих в количестве 3—4 человек во главе с бригадирами. На 1 человека норма по содержанию пути равна 5—6 км.
Для проведения средних и капитальных ремонтов пути организуют специальные путевые бригады, выполняющие работы при участии основного путевого персонала.
Комплекс работ рекомендуется выполнять поточным методом. Впереди идет бригада из 5—7 человек, производящая разгонку и регулировку стыков. Вторая бригада, идущая за первой на расстоянии 200—300 м, ведет подъемочные работы с использованием подъемника путей. На выправке пути после подъемочных работ занята бригада из 10 человек, а на закреплении пути от угона — бригада из 7 человек.
Сплошной осмотр земляного полотна и искусственных сооружений, а также проверку пути, стрелочных переводов по уровню и шаблону производит дорожный мастер совместно с бригадиром пути не реже 1 раза в 2 недели. На каждом звене пути делается не меньше одного промера. Результаты заносят в журнал. Бригадир пути 1 раз в 3 дня осматривает дефектные участки пути и стрелочные переводы главных путей.